‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День театрального кассира
В 2009 году Государственный драматический театр «Приют комедианта», который находится в Санкт-Петербурге, предложил отмечать новый профессиональный праздник — День театрального кассира, с целью чествования данных работников, увеличения популярности, престижа и привлекательности их профессии. Эту инициативу поддержали руководители других российских театров. С тех пор в первый понедельник марта чествуют представителей столь нужной профессии, с которой на самом деле начинается театр. Именно кассиры, как заядлые театралы, которые знают все о театральных событиях города, премьерах и гастролях, помогают зрителям ориентироваться в насыщенной театральной жизни, одновременно обеспечивая материальное благополучие самих театров. К тому же опытный театральный кассир — это не только консультант, но и психолог, способный точно посоветовать зрителю тот спектакль, который ему понравится. Известно, что лишь треть зрителей идут на конкретную постановку, приходя в театр, а остальным только компетентный кассир поможет с выбором, исходя из подготовленности зрителя, его интереса, возраста и т.д. Сегодня руководители театров, их работники и актеры поздравляют своих кассиров с профессиональным праздником. Как правило, не обходится без подарков и слов благодарности за ежедневный труд — пусть не всегда заметный, но всегда важный. Конечно, большое внимание этому празднику уделяют в театре, ставшем его основателем, — в «Приюте комедианта». Неудивительно, что здесь по-особому относятся к каждому театральному работнику. В свое время «Приют комедианта», основанный в 1987 году, стал пристанищем для многих актеров и режиссеров, которые по тем или иным причинам не смогли в полной мере реализовать свои творческие идеи в своих «штатных» театрах. Напомним, что 27 марта отмечается Всемирный день театра.
Зеленый понедельник на Кипре
Чистый понедельник, первый день Великого поста, — особый день. Это Зеленый понедельник. Поднявшись пораньше, женщины проводят генеральную уборку. Так как в кипрских домах всегда царит чистота, то на это уходит совсем немного времени. После уборки вся семья, а иногда приглашаются и близкие друзья, уходит на пикник. Причем, по разнообразию блюд такой постный пикник не уступит любому праздничному столу! Время Великого поста совпадает, как правило, со временем созревания на Кипре овощей и фруктов, особенно апельсинов, мандаринов и лимонов. Постный стол включает в меню не только кушанья из бобовых, которые киприоты, кстати говоря, любят поесть не только в пост, но и множество хлебобулочных изделий. К хлебу киприоты относятся с трепетом и уважением. Дети никогда даже и не подумают швырнуть ломоть хлеба на пол, тем более, перекинуться им с друзьями и играть им. А если они и посмеют это сделать, то непременно получат от самого взрослого члена семьи серьезное наказание. Ведь Христос преломил каравай хлеба на Тайной вечере, сказав при этом ученикам, что это — Тело Его. Поэтому не должно грубо обращаться с хлебом и со всем, что приготовлено из муки. Ученые провели исследования и доказали, что человек никогда не умрет от голода, если в течение месяца съест хотя бы кусочек сухаря и запьет его водой. Наиболее любимый киприотами великопостный хлеб — это хлеб, замешанный на оливковом масле (Фото: celia de coca, Shutterstock) Наиболее любимый киприотами великопостный хлеб — это хлеб, замешанный на оливковом масле. Самыми популярными постными пирогами становятся «колокопита» (с начинкой из изюма, красной тыквы и молотой пшеницы), «спанокопита» (с начинкой из шпината) и «тахинопита» (пирожки со сладкой тахинной начинкой). Уютные и чистые дома на период Великого поста остаются такими же уютными и чистыми, но каждая хозяйка выбирает свой способ, как до Великого праздника сделать внутреннее убранство дома более простым. До Пасхи, в течение 50 дней, верующие киприоты воздерживаются от приема скоромной пищи и от посещения увеселительных мероприятий. Некоторые киприоты стараются подвизаться даже в еще более строгом посте и чтении молитв.
Карнавал в Базеле – Фаснахт
Базельский карнавал или Фаснахт (Basler Fasnacht) – это традиционный красочный карнавал, который проходит ежегодно в феврале или марте в течении трех дней в Базеле (Швейцария). Он начинается в первый понедельник после Пепельной среды (дата начала католического Великого поста) и является самым масштабным праздником такого рода во всей Швейцарии, каждый год собирая тысячи участников и зрителей. Карнавал в Базеле имеет давние традиции, являясь неотъемлемой частью культуры региона и его жителей. Раз в год старинный швейцарский город нарушает свой размеренный ритм и открывает двери для большого веселого карнавала, когда улицы и площади заполняют ряженые в оригинальных костюмах и масках, а все события сопровождаются музыкой более чем 100 оркестров. Базельский Фаснахт – это карнавал-долгожитель, он ведет свою историю с 16 века. Вначале основным развлечением этого карнавала, посвященного началу Великого поста, были рыцарские турниры и костюмированное шествие, организованное городскими гильдиями и ремесленниками. Современные традиции карнавала сформировались не так давно, он лишился религиозного содержания и приобрел статус самостоятельного праздника. Причем, Карнавал в Базеле – уникальное мероприятие, удивительно сочетающее балаганное веселье с весьма строгими правилами. Базельцы ответственно относятся к карнавалу, и потому подготовку к нему начинают за несколько недель: шьют костюмы, готовят маски, репетируют выступления. Кстати, к участию в праздничных шествиях допускаются только члены так называемых «клик» (Clique) – карнавально-музыкальных союзов, руководители которых заранее подают заявку на участие в карнавале. В составе такой группы нескольких ведущих, флейтистов, барабанщиков и капельмейстер. Всего в городе примерно 300 клик, а всего в карнавале участвует до 18 тысяч человек. Но стоит сразу отметить, что стать «кликером» может только коренной баслер. Выставка карнавальных фонарейВесь карнавал также отличается весьма дисциплинированным подходом к празднованию. В отличие от других подобных мероприятий, в Базеле принято строгое разделение всего карнавального люда на две категории – участники (в основном это местные жители) и зрители (это, как правило, туристы). Конечно же, присутствие зрителей приветствуется, но при этом они должны соблюдать правила карнавала. Базельский карнавал продолжается ровно 72 часа – с 4.00 понедельника до 4.00 четверга. Он традиционно начинается ранним утром на Площади Marktplatz и Barfüsserplatz, когда под оглушительные звуки многочисленных духовых и ударных инструментов городское освещение гаснет, и на улицы выходят участники первой процессии, несущие фонари самых причудливых форм, над изготовлением которых они трудились весь год. Эта красочная процессия в карнавальных костюмах движется по улицам Старого города. Обилие разнообразных фонарей создает волшебную игру света, а музыка прогоняет сон и создает праздничное настроение. Шествие продолжается до самого рассвета. После этого все участники и зрители расходятся по многочисленным пабам, кафе и ресторанам, чтобы отведать традиционной карнавальной еды: лукового пирога с сыром (киша), супа на поджаренной муке, глинтвейна и печенья с сахарной корочкой. В полдень начинается большой карнавальный парад, когда «кликеры» вновь выходят на улицы в костюмах с барабанами, флейтами-пикколо, духовыми оркестрами. Еще одним из красочных зрелищ карнавала являются «ваггисвааги» – фургоны, груженные охапками цветов, апельсинами, конфетами, игрушками, с которых люди-Вагги бросают все это содержимое в радостную толпу зрителей. Заканчивается первый день карнавала опять же в различных тавернях, кабачках и ресторанчиках, где можно не просто хорошо покушать и отдохнуть, но и послушать «Schnitzelbank» – группы исполнителей сатирических стихов и песен, которые демонстрируют слушателям свое ироничное мастерство, переходя из одного ресторана или бара в другой. Объектом сатиры обычно становятся местные политики и городские новости. Большой карнавальный парадВторник на карнавале – Kinderfasnacht – детский день, когда мальчишки и девчонки в причудливых костюмах ходят по улицам, а их развлекают клоуны. Также проходит много семейных мероприятий и концертов, а на Соборной площади (Münsterplatz) проходит Выставка фонарей, которые накануне «открывали» карнавал. К вечеру праздник снова набирает силу, когда начинается «Guggenkkonzert» – традиционное соревнование музыкантов, исполняющих оглушительную духовую музыку – Guggenmusik. Это своеобразный музыкальный конкурс, участники которого состязаются в фальшивой игре, вернее в том, чтобы изощреннее сфальшивить во время исполнения мелодии. В среду по городу проходит заключительный костюмированный парад, когда Базель прощается с «кликами», а они в последний раз собираются возле своих фонарей и зажигают их. Ночь со среды на четверг окрашена грустью, музыканты играют прощальный марш. Карнавал в Базеле заканчивается ранним утром четверга там же, где и начался. Тамбурмажор поднимает жезл, и музыка смолкает, а фонари разом гаснут. Четыре удара часов возвещают о том, что базельский Фаснахт закончился…
День победы в битве при Адуа в Эфиопии
Каждый год 2 марта в Эфиопии отмечается государственный праздник — День победы в битве при Адуа (Battle of Aduwa Day). Эфиопия — единственная страна в Африке, никогда не являвшаяся за всю свою историю чьей-то колонией. Однако, попытки подчинить страну предпринимались неоднократно. Так, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в результате чего побережье Красного моря стало привлекать европейцев. На Эфиопии сосредоточила внимание Италия. В 1872 году итальянцы захватили порт Ассаб, а в 1885 году — Массауа. Спустя четыре года Италия и Эфиопия подписали соглашение, однако, итальянская версия отличалась от амхарской, и согласно ей Эфиопия становилась протекторатом Италии. В результате, в 1895 году вспыхнула война, менее чем через год закончившаяся сокрушительным поражением Италии. Победа была одержана 2 марта 1896 года. Итальянские войска потеряли 11 тысяч человек убитыми и ранеными, до 4 тысяч попали в плен. К тому же, во время отступления итальянские войска понесли дополнительные потери в результате нападений враждебно настроенных местных жителей. Трофеями эфиопов стали оружие и военное имущество противника. Потери эфиопской армии составляли 5 тысяч человек убитыми и (по различным оценкам) от 6 до 10 тысяч человек ранеными. 26 октября 1896 года в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, в соответствии с которым Италия была вынуждена признать суверенитет Эфиопии и выплатить контрибуцию. Кроме того, в результате победы в стране зародилось антиколониальное движение. С тех пор победа при Адуа прочно вошла в историю, и эфиопы отмечают её ежегодно как общенациональный праздник.
Начало Великого поста
В 2020 году время Великого поста — со 2 марта по 18 апреля. Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме. Первый день Великого поста в Русской православной церкви получил название «Чистый понедельник» (хотя это нецерковное название, но весьма распространенное в православии), в связи с тем, что этот первый день поста люди стремятся провести в чистоте (во всех смыслах этого слова). Поэтому в «Чистый понедельник», как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост, верующим предписано усерднее молиться и бороться с греховными страстями. Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8). О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках. Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке. Картина Крамского И.Н. «Христос в пустыне» (1872)Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I). Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы. Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов. В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста.
Международный день спички
Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников – Международный день спички. Почему эта дата была выбрана для его учреждения – сведения разнятся. Однако, в чем сходятся мнения – что спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня. Спичка – палочка из горючего материала (чаще всего дерева), имеющая на конце зажигательную головку, служащая для получения открытого огня. Чиркая спичкой о коробок, мы даже не задумываемся об истории этого весьма практичного и удивительного изобретения. А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием. Даже после изобретения огнива, которое получило повсеместное распространение в средние века, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом. Лишь потом кто-то придумал помещать кончик сухой лучинки в предварительно расплавленную серу. Потом эту ртутную головку прижимали к труту, она моментально вспыхивала. От нее занималась огнем и вся лучинка. Так появились первые спички, которые и стали объектом внимания химиков – многие из них занимались их совершенствованием, стараясь сделать их более удобными и безопасными. Большой прогресс в совершенствовании спичек был сделан с открытием фосфора. Немецкий учёный А.Ганквитц догадался изготовить спички с серным покрытием, которые зажигались при трении о кусочек фосфора. Сделать их удобными для широкого употребления стало возможным после изобретения в конце 18 века французским химиком К.Бертолле соли хлорат калия (более известной как бертолетова). Именно он доказал, что пламя может стать результатом иной химической реакции – капнув серной кислотой на бертолетову соль, появится пламя. Спички имеют весьма богатую историю... (Фото: Frankris, Shutterstock) Это открытие позволило подойти к вопросу добывания огня совсем с другой стороны. С этого времени во многих странах учёными начались изыскания по созданию удобных и безопасных спичек, а международного патентного права тогда ещё не существовало. Поэтому сегодня и нет единого мнения, кто же стал первым изобретателем спичек, таких, как мы знаем их сегодня. В связи с этим, имеет смысл говорить только о широком промышленном их производстве. Наиболее часто историю современных спичек исследователи датируют 1805 годом, когда французский химик Шапсель продемонстрировал первые самозажигающиеся спички. Это были деревянные палочки с головкой из смеси серы, бертолетовой соли с добавлением киновари (она служила для окрашивания зажигательной массы в красный оттенок). В солнечную погоду зажечь спичку можно было при использовании линзы, а в другие дни – при сочетании с капелькой серной кислоты. Первая мануфактура по производству таких спичек была зарегистрирована в Вене в 1813 году. Эти первые спички были невероятно дороги и, безусловно, весьма опасны, ведь серная кислота при воспламенении головки могла разбрызгаться и вызывать серьезные химические ожоги. Поэтому работы по совершенствованию спичек продолжались. При поиске другого легковоспламеняющегося вещества заметили белый фосфор, добытый ещё в 1669 году алхимиком Брандом. По одной из версий, новый образец спичек, состоявших из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея, придумал английский фармацевт Джон Уокер в 1827 году, по другой - французский химик Шарль Сориа в 1830-м. Однако, эти фосфорные спички были весьма огнеопасны, поскольку загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твёрдую поверхность (например, о подошву). К тому же белый фосфор очень ядовит, что было весьма вредно для здоровья (впоследствии производство спичек с использованием белого фосфора было запрещено почти во всех странах). Эту проблему удалось решить лишь через два десятилетия, после того, как в 1847 году был открыт не ядовитый красный фосфор. Немецкий химик Бетхер сделал свой образец спички – он смешал бертолетову соль, серу с клеем, и макнул в него лучинки, предварительно покрытые парафином. А чтобы поджечь эту лучинку, он создал специальную поверхность – смазал бумажку составом, содержащим определенное количество красного фосфора. Новые спички стабильно зажигались и давали желтое, ровное пламя. Они не дымили, не имели неприятного запаха. Первые такие «безопасные спички» начали производить в 1851 году в Швеции, братья Лундстремы, поэтому долгое время такие спички именовали «шведскими». В 1855 году они были представлены на Международной выставке в Париже и получили золотую медаль. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру и после некоторых усовершенствований дошла до наших дней. Современная спичка не содержит соединений серы и хлора, вместо них используются парафины и бесхлорные окислители. Современные российские спички В России выпуск фосфорных спичек начался примерно в 1830-х годах, но документальных подтверждений этому не сохранилось. Достоверно известно, что в России к 1848 году работало уже более 30 спичечных мануфактур. Но вышедший в том же году закон, разрешающий производство спичек только в Санкт-Петербурге и Москве и ограничивающий розничную их продажу, свёл все производство на нет. Лишь через 20 лет было вновь разрешено «повсеместно, как в Империи, так и в Царстве Польском производить выделку фосфорных спичек». Тогда же началась и постепенная механизация спичечного производства. Так, к 1913 году в России действовало 251 зарегистрированное производство безопасных спичек. Причём большинство спичечных фабрик было оснащено механическими станками, работавшими в основном от паровых машин. Но в связи с последующими революционными событиями, последствиями войн и разрухи, производство спичек в России неуклонно снижалось. Лишь к началу 1940-х годов, после проведенной реконструкции фабрик, началось возрождение спичечного производства, и страна даже стала экспортировать спички в коммерческих масштабах. Но разрушения во время Великой Отечественной войны свели эти усилия на нет, только к середине 1960-х спичечный кризис в стране был в основном ликвидирован. Однако уже в 1990-е годы в условиях рыночной экономики производство спичек в России вновь пришло в упадок, чему способствовало и массовое производство одноразовых дешёвых зажигалок. Сегодня лишь немногим спичечным производствам удалось выжить и развиваться в современных условиях. Кстати, русское слово «спичка» произошло от слова «спица» (заострённая деревянная палочка). Первоначально для обозначения спичек в современном понимании использовалось словосочетание «зажигательные (или самогарные) спички», но со временем первое слово стало опускаться, а потом и вовсе исчезло из обихода. Сегодня, благодаря различным материалам и технологиям, спички бывают весьма разнообразными. Например, по материалу спичечной палочки их подразделяют на деревянные (изготовленные из мягких пород дерева), картонные и восковые; по методу зажигания – на тёрочные (зажигающиеся при трении о специальную поверхность) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность). В России наиболее распространены осиновые тёрочные спички. Спичечный коробок советского/российского образца (по ГОСТу) имеет длину 5 см, что нередко используется (при необходимости) для измерения других предметов. Сегодня спички, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно (Фото: Olga Popova, Shutterstock) Также помимо обычных (бытовых) спичек изготавливаются специальные. Например, охотничьи (или штормовые) – они горят на ветру и даже под дождём; термические (дающие при горении более высокую температуру, а значит и больше тепла); сигнальные (с цветным пламенем); сигаретные (для раскуривания сигар); каминные (очень длинные спички, чтобы зажигать камины) и другие. Есть даже декоративные (в основном для коллекционеров), выпускаемые ограниченным тиражом с различными рисунками на коробках (подобно почтовым маркам). Но надо также отметить, что спички за всю свою богатую историю, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно. Вот лишь несколько примеров – вместо счётных палочек для обучения детей, как условная денежная единица при различных карточных и других играх, для изготовления спичечных домиков и других сооружений, для жеребьёвки, для различных логических игр, в качестве зубочисток и основы для ватной палочки, как реквизит для фокусов… Неудивительно, что в ряде стран – например, в России, Швеции, Швейцарии и Германии – существуют Музеи спичек.
Начало поста бахаи
2 марта начинается период поста, который у бахаи продолжается до 20 марта. Бахаи не едят и не пьют с восхода до заката в течение девятнадцати дней. Это особое время для молитвы и размышлений. Дети до пятнадцати лет, кормящие и ожидающие ребенка женщины, путешествующие, больные и престарелые освобождены от соблюдения поста. Бахаулла так пишет о посте: «Знайте же, что религия подобна небу: Пост и Обязательная молитва суть солнце и луна на нем. Мы молим Бога — да будет Он возвышен и восхвален — милостиво помогать тем, кто поступает согласно Его воле и желанию». «Тот, кто не совершает благих деяний и не поклоняется Богу, подобен древу, не приносящему плодов, и действию, не оставляющему следа. Тот же, кто испытал святое блаженство поклонения, откажется променять сие деяние или любое восхваление Бога на все, что ни есть на земле. Пост и Обязательная молитва суть два крыла человеческой жизни. Благословен тот, кто взмывает с их помощью в небеса любви Бога, Господа всех миров».