‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День физической культуры и спорта в Азербайджане
Ежегодно 5 марта в Азербайджане отмечается национальный спортивный праздник — День физической культуры и спорта, установленный Указом президента Азербайджанской Республики от 4 марта 2005 года. Физическая культура и спорт помогают совершенствоваться человеку, способствуют укреплению здоровья людей и эффективному функционированию трудовых ресурсов, что, в конечном итоге, способствует общему экономическому прогрессу страны. Спорт — одна из важнейших отраслей социальной сферы. В Азербайджане много популярных видов спорта, также развиты национальные виды борьбы. Самыми популярными и любимыми в Республике считаются футбол и шахматы. Полагают, что игра в шахматы была популярна в Азербайджане еще до принятия ислама, первые упоминания об этой игре в стране датируются 6 веком. Возглавляет эту интеллектуальную игру Федерация шахмат Азербайджана. Всего в Азербайджане насчитывается 26 федераций по олимпийским видам спорта. Во все времена именно здоровые духом и телом люди составляют опору общества. Спорт не только дает здоровье, он закаляет характер и волю. Сегодня здоровый образ жизни становится все более популярным среди азербайджанской молодежи. И это не просто дань моде, а желание людей самых разных поколений сохранить молодость и здоровье. Тысячи азербайджанцев считают этот День физической культуры и спорта своим праздником: кто-то является профессиональным спортсменом, кто-то — заядлым болельщиком, а кому-то просто нравится совершать пробежки по утрам или делать зарядку. По традиции, в этот день по всей стране проходит множество самых разных спортивных мероприятий, а также мероприятий просветительского характера, пропагандирующих здоровый образ жизни и занятия спортом и физкультурой.
День Ак калпака в Кыргызстане
5 марта в Кыргызстане отмечается День Ак калпака (Ак калпак күнү) – праздник в честь национального головного убора кыргызов – белого колпака, установленный постановлением Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана от 29 июня 2016 года № 825-VI, в целях сохранения значимости национального головного убора. Чтобы, тем самым, поддержать национальные традиции и развить чувство гордости кыргызского народа за свою культуру. Неофициально День Ак калпака начали праздновать с 2011 года. Инициатором учреждения данного праздника выступил известный в стране режиссер Рысбек Жабиров. По его словам, Ак калпак, как один из национальных символов, не должен забываться следующими поколениями, поэтому и должен быть удостоен своей отдельной праздничной даты. А пятое марта – один из первых весенних дней, когда расцветают подснежники и наступает весна, выбран как самый подходящий день. С каждым годом новый праздник приобретал все большую популярность в стране, и в 2016 году получил официальный статус. Ак калпак издревле считается традиционным мужским головным убором кыргызов, наследием предков и заключает в себе глубокую национальную философию. Его форма и узоры не менялись годами и передавались из поколения в поколение. По ним кыргызы узнавали о возрасте и статусе владельца головного убора. И до сих пор этот старинный кыргызский головной убор очень популярен в Республике. Его преподносят виновникам торжеств, в нем ходят на работу, в гости, на праздники. Кстати, в настоящее время традиция дарения Ак калпака вошла даже в государственный этикет – их дарят иностранным почетным гостям. При назначении на должность либо избрании чиновников также чествуют этим головным убором, и парадная форма кыргызских спортсменов обязательно включает в себя его на международных соревнованиях. Ак калпак – символ гор и чистоты. Его форма напоминает снежные вершины горного Кыргызстана. В национальном эпосе «Манас» говориться, что «кыргызы – это народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шанских гор, а основание – темное, как их подножия». Поэтому и отношение к Ак калпак особое – его следует содержать в чистоте, нельзя бросать и крутить, а снимать следует только двумя руками и класть на специальное место или рядом с собой. Его нельзя передаривать или продавать, а можно только передать по наследству. Считалось, что вместе с потерянным или отданным головным убором человек лишается своего достоинства, ума и благочестия. В кыргызской культуре Ак калпак был, пожалуй, самым демократичным головным убором (Фото: © okyela / Фотобанк Фотодженика) Хотя кыргызские Ак калпаки разнообразны в покрое, но, в основном, их шьют из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля. Узоры традиционно вышивают шелковыми нитями, поля чаще всего оторачивают черным бархатом, верх украшается кисточкой, которая свисает спереди. За внешней простотой этого головного убора кроется веками выверенное удобство и практичность. В кыргызской культуре Ак калпак был, пожалуй, самым демократичным головным убором. Его носили все мужчины без исключения – от хана до бедняка, от юношей до стариков. Отличались они лишь по форме и цвету, которые говорили о социальном и семейном статусе, материальном положении и возрасте владельца. Например, у представителей знати или артистов они были выше тех, что надевали простые люди. Ак калпаки «на выход» изготавливались из дорогого тонкого войлока и хорошего бархата и украшались особыми узорами. Сегодня в мастерских Кыргызстана данные головные уборы изготавливают разных фасонов, от праздничных до повседневных, для мужчин всех возрастов – от детей до аксакалов. Существует около 80 видов Ак калпака, которые отличаются по формам, степени сложности изготовления, значению и практичности. Но всегда настоящий Ак калпак шьют только из натурального войлока, который изготавливается из вычищенной, вычесанной, белой тонкорунной шерсти свежей обработки. Именно из-за плотного войлока из натуральной шерсти он согревает в холод, охлаждает в жару, а в дождь не пропускает влагу. Легко собирается, не теряет форму, поэтому его удобно держать в руках или носить при себе. Не смотря на то, что Ак калпак является неотъемлемой частью кыргызской культуры и истории, в последние годы его носили лишь в редких торжественных случаях. Для того чтобы популяризовать традиционный головной убор и поддержать национальные традиции, власти в 2016 году и учредили День Ак калпака, как официальный праздник. Самый большой национальный головной убор (Фото: students.manas.edu.kg) Ежегодно в этот день в Республике, особенно в столице – городе Бишкеке, проходят праздничные мероприятия – народные гуляния, ярмарки, концерты, флешмобы. В образовательных учреждениях проводится множество просветительских и культурных мероприятий, посвященных Ак калпаку. Депутаты парламента страны обязательно приходят на заседания в национальных головных уборах. Многие мужчины-кыргызы в этот день одевают его на работу, учебу или просто на улицу. Например, в 2015 году к мероприятию по популяризации Ак калпака присоединилась Дорожно-патрульная служба – сотрудники ДПС вместо выписки штрафов 5 марта дарили нарушителям эти головные уборы. А в 2016 году жителям и гостям столицы студенты Кыргызско-Турецкого университета «Манас» презентовали к празднику самый большой в Кыргызстане национальный головной убор, высота которого достигала 2,7 метров, и устроили праздничных флешмоб.
День работника судебной системы Кыргызстана
День работника судебной системы Кыргызской Республики (кирг. Кыргыз Республикасынын сот системасы кызматкеринин күнү) отмечается в стране ежегодно 5 марта, начиная с 2005 года. Этот профессиональный праздник установлен Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 387 от 26 мая 2004 года, учитывая значимый вклад работников судебной системы в развитие конституционных основ, в обеспечение законности, защиты прав и законных интересов личности, а также в целях повышения авторитета и действенности судов в Кыргызской Республике. Судебная система Кыргызстана берет свое начало от судебной системы, сложившейся в советском государстве. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов. Конституционным законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Празднование в честь Козельщанской иконы Божией Матери
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее почитаемых икон. Считается, что эта икона итальянского происхождения, которая была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1709—1762). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В 19 веке икона принадлежала роду Капнистов и считалась семейной святыней рода. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице, в 1880 году дочь В.И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время Марию повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел Великий Пост, но больная не чувствовала облегчения. После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. Капнист снова обратился к доктору, который нашел вывих и в левой ноге и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Отец повез дочь в Москву на обследование к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью. Родители и больная уже отчаялись найти спасение, как неожиданно представилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля (по старому стилю) 1881 года получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Но больная тревожилась: не окажется ли профессор, как и другие, бессильным? Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая трепетно держать образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник, и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом и в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве. Многие приходили поклониться образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Ежедневно с раннего утра в часовне перед ликом слышались молебные пения и чтение акафистов.
Праздник Спента-Армаити
Праздник Спента-Армаити (Spenta-Armaiti) приходится на 5 марта при вхождении Солнца в 15 градус Рыб. Праздник Спента-Армаити — Священной Земли — предоставляет возможность каждому осознать свой земной долг, принять свою меру смирения и подчинения. Он напоминает зороастрийцам, что следует возделывать землю на всех ее уровнях — от почвы до своего тела, которое тоже частица праха земного. Священный принцип Спента-Армаити учит умеренности и разумности в материальном мире, а также уважительному, правильному отношению к самой Земле. Есть свод правил обращения с ней. Праздник также посвящен животному — Священной собаке, охраняющей дом и храм, служащей и жертвующей собой ради других. День связан с миром, радостью. Освящают домашних животных, их шерсть. Прядут, вяжут из нее. В праздник варят кисели, компоты, ритуальный суп с рисом, который освящается и делится на всех. Пекут пирожки треугольной формы и в виде собачек. На этот праздник зажигают 18 огней.