‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День водолаза в России
Ежегодно 5 мая в России отмечается День водолаза. Этот праздник был включен в реестр российских памятных дат по ходатайству представителей водолазных организаций, служб и структурных подразделений различных министерств и ведомств. Датой для учреждения данного праздника послужило важное исторической событие — (23 апреля) 5 мая 1882 года по Указу императора Александра III в Кронштадте была основана первая в мире водолазная школа. В Указе императора было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ». Еще в середине 19 века после окончания Крымской войны и освобождения Севастополя возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. Хотя, по свидетельству современников, на флоте тогда имелись подобные специалисты, но «подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого». К тому же, развитие водолазного дела в России того периода было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела. Уже в 1861 году в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом. Старое снаряжение для подводных погружений (Фото: Christian Delbert, Shutterstock) Открытие же водолазной школы в Кронштадте в 1882 году покончило с кустарным обучением специалистов. Теперь подготовка специалистов данного профиля была поставлена на научно-методическую основу. Её основателем и просвещенным руководителем стал капитан 1 ранга (впоследствии адмирал) В.П. Верховский, а начальником школы водолазов назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев. Уже к концу 19 века школа имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире. В то время в Европе почитали за честь поехать на учёбу в Кронштадт. Весь мир знает русскую водолазную школу. «Мы из Кронштадта» — это становится мировым признанием профессиональной подготовки. Безусловная заслуга в этом принадлежит всему её персоналу, кропотливо подбиравшемуся на флоте и в учреждениях страны командованием. К тому же, создание данного учебного заведения ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в России. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии. Длительное время учебный центр оставался единственным в мире, где готовили специалистов водолазного дела. Сегодня наследником Кронштадтской водолазной школы является Военно-морской политехнический институт, образованный в 1998 году в результате объединения ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского и ВВМИУ имени В.И. Ленина. Этот петербургский военно-морской технический вуз достойно несет высокое звание одного из лучших в России учебных заведений, в которых готовят водолазов. Водолазам приходится работать в разных условиях... (Фото: Tatiana Belova, Shutterstock) Специалисты данной профессии сегодня работают во многих ведомствах и структурах, отраслях и сферах жизнедеятельности современного общества. Но до сих пор водолазное дело остается достаточно сложной и опасной профессией. Поэтому к человеку, занимающемуся данной деятельностью, предъявляются серьезные требования — помимо профессионального мастерства, водолаз должен обладать стрессоустойчивостью, спокойным и взвешенным характером, хорошим слухом, внятной речью и конечно же физической выносливостью. Всё это не может не вызывать уважения.
День шифровальщика в России
В начале было Слово… Потом появилось много слов. Очень скоро человек понял, что слова надо прятать. Так началось зарождение криптографии. Ежегодно 5 мая свой профессиональный праздник — День шифровальщика — отмечает Криптографическая служба России. Дата для учреждения праздника шифровальщиков была выбрана в связи с тем, что 5 мая 1921 года, согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР, для защиты информации и передачи данных за пределы страны, была создана криптографическая служба. В переводе с древнегреческого «криптография» означает «тайнопись». Но еще до введения в обиход данного понятия человек пользовался сокрытием информации с помощью доступных для своего времени способов. Например, во времена правления династии египетских фараонов применялся довольно своеобразный метод передачи тайного письма. В качестве носителя информации выбирался раб, точнее, его голова. Голову брили наголо и водостойкой растительной краской наносили текст сообщения. Когда волосы отрастали, его отправляли к адресату. После того, как раб-носитель информации добирался по назначению, волосы снова сбривали и читали нанесенный текст. Для удобства обработки голову предварительно снимали с плеч. Главными недостатками данного метода являлись слабая оперативность передачи сообщений и большая ненадежность. Ведь в процессе путешествия носитель сообщения мог быть убит, мог заболеть, наконец, мог просто сбежать. Новый импульс в развитии шифровального дела был дан в связи с появлением проводного телеграфа и изобретением радио. Скорость передачи информации несоизмеримо возросла, и все большие объемы её были подвержены перехвату и прочтению. В России периодом начала развития криптографии, как необходимого и достаточно надёжного средства сохранения государственных секретов, принято считать эпоху Петра I. Именно тогда стало широко применяться шифрование переписки, создавались первые шифровальные службы, разрабатывались новые шифры. Хотя криптография как род профессиональной деятельности появилась на Руси ещё при Иване IV. Вообще русские шифры обладали своеобразием: активно использовались пустышки, многоязычные шифры, специальные усложнения, что повышало их криптографическую стойкость. В первой половине 19 века главой русского криптологического ведомства П.Л. Шиллингом был создан первый русский биграммный шифр. Вследствие сложности этот шифр применялся лишь для наиболее значимой дипломатической переписки и был весьма устойчив ко взлому. Позже был создан биклавный шифр – сложная разновидность шифра многозначной замены с использованием 2 ключей, продолжавший использоваться на протяжении всего 19 века. Параллельно употреблялись «шифровальные коды» – система условных обозначений для употребляемых слов, словосочетаний, понятий и т.д. В 1860-х годах для более эффективного использования криптографических систем в армии и полиции в соответствующих министерствах были созданы криптографические отделы, призванные активнее внедрять криптографию в существующие системы связи. Современные информационные технологии требуют современных методов защиты (Фото: Ilin Sergey, Shutterstock) Появившаяся в начале 20 века радиосвязь значительно повышала требования к стойкости армейских шифров, в условиях когда почти каждое сообщение могло быть перехвачено противником. К тому времени криптология в России как наука находилась на мировом уровне, но её применение на практике оставляло желать лучшего из-за технических и организационных моментов. События 1917 года и последовавшая Гражданская война привели к почти полной ликвидации криптографических служб России. В результате, чтобы обеспечить возросшую потребность в защите информации, в мае 1921 года на базе криптографического отдела ВЧК был создан Спецотдел по криптографии при данном ведомстве (восьмой спецотдел). В его задачи вошло: изучение теоретических проблем криптологии и разработка новых шифров, организация шифросвязи в различных советских ведомствах, криптоаналитика, радиоконтроль и радиоперехват, изготовление конспиративных документов и т.д. В начале 1930-х развернулась масштабная программа по подготовке армейских криптографов. Во время Великой Отечественной войны советские инженеры совершили прорыв в области шифрования. С 1941 по 1947 год было передано в общей сложности свыше 1,6 миллиона шифрованных телеграмм и кодограмм. Нагрузка на каналы связи порой достигала 1,5 тыс. телеграмм в сутки. Этот поток позволял получать важнейшую информацию в кратчайшее время, что влияло на оперативность принятия решений. С окончанием Второй мировой войны, когда СССР вступил в острое противостояние с Западом, советская криптология получила новый импульс развития и заняла лидирующие позиции в 20 веке. Но это уже был новый этап развития криптологической науки – криптография становится «электронной». Становление российской криптографической службы имеет славную и многолетнюю историю. Принципы и основы этой работы, её формы и методы, приёмы и способы вырабатывались несколькими поколениями советских и российских криптографов. Сегодня специалисты данной службы обеспечивают с помощью шифровальных (криптографических) средств защиту информации в информационно-телекоммуникационных системах и системах специальной связи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом, в том числе в системах, использующих современные информационные технологии. Поэтому 5 мая с профессиональным праздником поздравляют всех сотрудников Криптографической службы России.
День печати в Беларуси
День печати ежегодно празднуется в Беларуси 5 мая согласно Указу Президента Республики N 156 от 2 мая 1996 года «Об установлении в Республике Беларусь праздника – Дня печати». Дата 5 мая выбрана для праздника в честь первого выхода в тираж газеты «Правды» в 1912 году. Хотя белорусская печать имеет гораздо более глубокие корни и немало знаменательных дат. Например, 6 августа 1517 года Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу. В 19 веке были первые попытки выпускать периодические издания на белорусском языке – в 1861-1862 годах вышло 4 номера газеты «Гутарка двох суседоў», в 1862-1863 издавались «Гутарка» и «Мужыцкая праўда» (7 номеров). В начале 20 века появились первые регулярные белорусские газеты – «Наша доля» и «Наша ніва». Но, несмотря на это, официальным праздником для белорусской печати по-прежнему остается день выхода в свет ленинской «Правда»... Интересный факт: 5 мая 1581 года на Волыни, в Острожской типографии Ивана Федорова, вышел календарь Андрея Рымшы «Хронология» на старобелорусском наречии. К каждому месяцу были напечатаны стихи – первое отдельное поэтическое издание. Это был также первый печатный календарь славян. Напомним, что 3 мая отмечается Всемирный день свободы печати. Поэтому в Беларуси у всех людей, связанных с печатным и издательским ремеслом, в начале мая есть два повода отметить профессиональный праздник.
День Конституции Кыргызской Республики
5 мая в Кыргызской Республике отмечается День Конституции — праздник главного закона страны. В этот день в 1993 году на XII сессии Верховным советом Республики Кыргызстан принята Конституция Кыргызской Республики (кирг. Кыргыз Республикасынын Конституциясы). С этого момента, Республика Кыргызстан стала именоваться Кыргызской Республикой, а Конституция Киргизской ССР, принятая в 1978 году, утратила свою силу. С момента принятия в Конституцию неоднократно вносились изменения и дополнения, она кардинально редактировалась несколько раз — в феврале 2003 года, ноябре и декабре 2006 года, октябре 2007 года. А в апреля 2010-го в стране произошла смена власти, в результате которой к управлению государством пришло Временное правительство, которое решило написать собственную Конституцию, провозгласившую в Кыргызстане парламентскую форму правления. Референдум по принятию новой Конституции прошел в июне 2010 года, и сегодня именно она действует на территории Республики. В 2016 году в 26 статей Конституции КР 2010 года были внесены очередные поправки. Для Кыргызской Республики, как и для многих государств мира, Конституция является основным законом: она утверждает перечень основных прав и свобод граждан, определяет правовой статус государства и имеет в стране наивысшую юридическую силу.
Синко де Майо — День победы при Пуэбло в Мексике
Этот национальный мексиканский праздник так и называется «Пятое мая» (Cinco de Mayo) в честь важного исторического события: 5 мая 1862 года 4000 мексиканских солдат одержали победу над французской армией в битве при городе Пуэбло. Это день, когда был свергнут длившийся 3 года (1864-1867) монархический режим Наполеона III, племянника Наполеона Бонапарта, и мексиканской партии консерваторов «Клуб Знаменитых» (Club de Notables). На месте битвы сегодня расположен парк со статуей генерала Игнасио Сарагосы, сидящим верхом на коне. Одна из крепостей преобразована в военный музей, в котором можно увидеть огромный макет, воспроизводящий события того дня. Как ни странно это прозвучит, но праздник наиболее широко отмечается в Америке (особенно в Калифорнии, Аризоне, Нью-Мехико и Техасе), хотя в Мексике он тоже очень популярен. Учитывая, что с каждым годом мексиканцев в США становится все больше, данная тенденция совсем не удивительна. Битва при Пуэбле День победы при Пуэбло также иногда называют мексиканским аналогом Дня Святого Патрика. В этот день повсеместно предпочтение отдается мексиканской кухне, национальной музыке и танцам, устраиваются крупные фестивали и карнавалы. В некоторых районах празднование может растянуться на всю неделю! Город, прославившийся военной победой, знаменит еще и как место рождения соуса моле. Соус может быть сладким или острым, ингредиенты в нем могут меняться, но всегда присутствует перец чили. Существует легенда, согласно которой этот соус впервые приготовили монахини одного прихода специально для приезжающего начальства. Но так как женщины не знали, какое блюдо будет достойно важных гостей, они вытащили из кладовки и перемешали в большом чане все, что смогли найти — всего около 30 ингредиентов! Все это варилось несколько дней, и в результате получился сладкий и густой соус, который подали к столу вместе с индейкой. С тех пор все, кто пробовал соус моле, говорят, что монахини — лучшие кулинары в Мексике.
День освобождения Нидерландов
5 мая в Нидерландах отмечается национальный праздник — День освобождения (нидерл. Bevrijdingsdag). Он учрежден в честь годовщины освобождения страны от фашистской оккупации в 1945 году. 5 мая 1945 года в здании гостиницы «Мир» в голландском городе Вахенинген был подписан акт о капитуляции группировки немецких войск на территории Нидерландов. В честь этой праздничной даты в разных городах Нидерландов проходят различные тематические мероприятия, а также — фестивали. В них участвуют известные ансамбли, певцы, музыканты. Фестивали привлекают сотни тысяч голландцев, в особенности, молодых людей. Празднование Дня освобождения обычно завершается вечером в столице Нидерландов, Амстердаме, народным гуляньем и концертом на берегу реки Амстел. Традиционно на концерте присутствуют представители королевской семьи и первые лица государства. Дню освобождения предшествует день поминовения павших 4 мая, когда по всей стране проходят церковные службы в память о жертвах Второй мировой войны.
Чинко де Майо (Синко де Майо) в США
5 мая американцы мексиканского происхождения отмечают День Чинко де Майо - день победы мексиканцев над французами в битве при городе Пуэбло в 1862 году. Это довольно популярный праздник в Мексике, но шире всего отмечается в Америке, и его иногда называют мексиканским днем Святого Патрика (совсем неплохая аналогия, учитывая, что день Святого Патрика также больше отмечается в Америке, чем в Ирландии). В этот день особенное внимание уделяют мексикано-американцам, мексиканской кухне, национальной музыке и фольклорным танцам. В некоторых районах устраиваются крупные фестивали и празднования, карнавалы, которые растягиваются на всю неделю. Красный, белый и зеленый - цвета мексиканского флага - самые популярные цвета первой недели мая. В этот день народ щеголяет в сомбреро и жует исключительно мексиканскую еду. Самые отважные принимают участие в конкурсе по поеданию перца, который здесь называется халупинья. Участники праздника разбивают подвешенных на дереве кукол, начиненных конфетами. Эти куклы называются Пиняты. На сегодняшний день Чинко де Майо стал межнациональным праздником. И если спросить, что он представляет из себя теперь, то ответ один - это праздник мексиканской культуры.
Фестиваль Встречи Весны в Турции
В 2020 году в связи с пандемией коронавируса праздничные мероприятия могут быть отменены или перенесены. Во все века и у разных народов май ассоциировался с возрождением. Это само собой вытекало из ритма крестьянских будней. В этом месяце начинается сев, сопровождаемый надеждами на тучную жатву. Именно тогда закладываются семена будущего урожая, а значит и имущественного достатка семьи. Наконец, в последний месяц весны все вокруг поражает глаз буйством красок, некогда вызывавшим столько сказаний об ежегодном умирании и воскрешении Флоры. Еще у древних римлян были фестивали «Флориалии», посвященные майскому пробуждению природы. С распространением монотеизма обычаи идолопоклонников отошли в прошлое, более того, приобрели зловещий дьявольский оттенок. Например, бесовская Вальпургиева ночь и Шабаш ведьм на Лысой горе проходят в канун 1 мая. Но представители церкви не смогли вытравить из сердца народа восторг обновления, и первомайские торжества во многих странах существуют и поныне. Однако до сих пор речь шла о Европе, а праздник Весны возник там же, где и сельское хозяйство, в Азии. Не имея возможности пройтись по всему региону, обратим свои взоры на Турецкую республику. В Турции торжества приходятся на ночь с 5 на 6 мая. По преданию, этой ночью пророки Хызир и Илья (от соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны - Hıdırellez - это слово может писаться и произноситься с некоторыми вариациями) договорились вернуть на землю Весну. Считается, что в ночь с 5 на 6 мая пророк Хызир спускается с небес и ходит по земле, творя добро, исцеляя, помогая людям и исполняя их желания. Горе тому, чьё жилище не убрано, чьи двери закрыты и в чьём сердце гнездятся злые помыслы. Хызир никогда не посетит такой дом, а, следовательно, не принесёт удачу, счастье и процветание. Поэтому народ тщательно готовится к наступлению этого праздника: наводит порядок в домах и дворах, стирает одежду, покупает новые вещи, готовит праздничные кушанья, среди которых главное место занимает жаркое из молодого барашка со свежей зеленью. В этот день принято раздавать милостыню и загадывать желания, которые может исполнить пророк. Окна, двери амбаров, мешки, кошельки в преддверии праздника оставляют широко раскрытыми в надежде, что щедрый Хызир не позволит им опустеть, а принесёт богатство. Сами торжества организуются на природе, в живописных местах неподалёку от источников, храмов или кладбищ. Широко распространена традиция проводить в этот день жертвоприношения и гадания. Так, например, молодые девушки в канун праздника складывают в сосуд с водой свои кольца, серьги, браслеты, и сосуд этот оставляют на ночь под розовым кустом. А в день праздника под обрядовые песни тянут предметы из него. Каждый куплет песни содержит предсказание, которому суждено сбыться в жизни той, чью вещь вытащили в момент пения. ...на улицах накрывают столы со всевозможными кушаньями... (Фото: mehmetcan, Shutterstock) Еще одно крестьянское гадание. Девушки кладут бумажки со своими самыми заветными мечтами в «сосуд желаний», или «горшок лжи». Сосуд на ночь закрывают в розарии. На следующее утро девушка, выбранная по жребию, достает его, открывает и вынимает одну записочку. Подписавшая ее холостячка в течение года непременно выйдет замуж. Существует интересный обычай: незадолго до торжества готовят йогурт без закваски. Тот дом, в котором йогурт получится - будет обласкан вниманием пророка Хызира, а, значит, благополучие и удача водвориться в нем на целый год. Трудно представить себе Хидреллез и без народных гуляний: молодые парни прыгают через костры, девушки пишут записки с желаниями и бросают их в реку. Вместе с природой люди радуются приходу весны и наступлению долгожданного тепла, потому и праздник этот, несущий надежду на лучшее, является одним из самых ярких и красочных в Турции. Последнее время Праздник Весны стали широко отмечать не только в сельских районах, но и в городах. Так, например, в Стамбуле в эти дни проходят всевозможные концерты, до утра не смолкают шум и сутолока импровизированных базаров, на улицах накрывают столы со всевозможными кушаньями. Как правило, это люля-кебаб, мясной рулет, рис, рыба в тесте, пахлава, мороженое, многочисленные пирожные и столь обожаемые в Турции ореховые деликатесы. В Турции Хидреллез отмечается не только тюрками, но и представителями довольно многочисленной армянской общины.
День детей в Японии
Праздник детей отмечается в Японии 5 мая и официально называется «Кодомо-но хи». Праздник получил статус национального в 1948 году. Изначально он назывался Днём мальчиков или «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Это название было выбрано, потому что лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. Другое название — Сёбу-но сэкку (Праздник ириса) — возникло в период Нара, так как ирисы, цветущие в это время, символизируют успех и здоровье. В танго-но сэкку принимали участие мальчики до 15 лет. В настоящее время праздник известен под названием «День детей». Истоки праздника относятся к первым векам нашей эры, когда он был обрядовым действом, связанным с наступлением весны, началом полевых работ, просьбой о благополучии общины. В этом празднике имело место поклонение духам растений, трав и деревьев, что было связано с молением о здоровье, даровании мужской жизненной силы, процветании рода. Этот старинный обряд носил характер праздничной церемонии и был одним из ритуалов императорского двора, где главная роль отводилась самому Императору, который собирал вместе с придворными лекарственные травы. Крестьяне в эти дни выставляли на полях яркие флаги и пугала в различных костюмах для защиты от насекомых в период цветения. Постепенно эти фигуры стали делать более искусно, особенно те, которые изображали воинов, а затем, с течением времени, флаги и пугала на полях стали воспринимать как обереги не только будущего урожая, но и детей. Теперь их уже не ставили на полях, а хранили дома. Разноцветные карпы — кои-нобори (Фото: akiyoko, Shutterstock) В эпоху Хэйан танго-но сэкку приобретает характер военно-спортивного праздника, во время которого демонстрировалась воинская удаль — устраивались соревнования по стрельбе из лука, борьбе сумо, устраивались сражения на мечах, конные состязания. Правители страны использовали древний обычай для воспитания у подрастающего поколения самурайского духа. В период Эдо праздник стал более пышным и торжественным, его начали отмечать уже во всех слоях общества. В домах устраивали выставки и выставляли миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах. В самурайском обществе воинские латы и шлем считались у мужчин очень важными атрибутами, так как защищали тело воина во время сражений. Воинские доспехи, в которые облачена кукла, олицетворяют собой защиту мальчика от бед, счастье в жизни и браке, помощь в сложных жизненных ситуациях. Все куклы имеют свое лицо и характер, с каждой связана история, иногда героическая, а порой и юмористическая. В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов — кои-нобори. Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. Легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад, который назывался «драконовым водоворотом», то превратился в дракона и поднялся на небо. Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи. В эти дни в домах готовится и специальная еда (Фото: KARIN SASAKI, Shutterstock) Считают, что этот обычай возник среди горожан, которые не имели права в этот день выставлять перед домами копья, алебарды, знамена и т.д., как это делало воинское сословие. Взамен этого они стали вывешивать карпов, которые служили примером стойкости, смелости, упорства в достижении цели. При рождении мальчика существует также обычай ставить древко с бумажными или матерчатыми фигурками карпов, что олицетворяет собой обращение к небесному богу с просьбой защищать ребенка. В эти дни в домах готовится и специальная еда: рисовые колобки, завернутые в листья ириса или бамбука — тимаки-суси, рисовые лепешки, завернутые в дубовые листья — касива-моти и рис, сваренный с красными бобами — сэкихан. Набор такой ритуальной пищи, в каждое блюдо которого входит рис, являлся магическим средством обеспечения здоровья детям и продолжения рода. По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, чтобы рассмотреть кукол, подержать в руках шлем, доспехи, послушать историю каждого персонажа. Приобщая детей к мифологии богов и героев, родители воздействовали на характер мальчиков, передавали из поколения в поколение традиции японского воинства. Таким образом, этот праздник сохранился неизменным почти до сих пор. И хотя в настоящее время он празднуется как День детей, предпочтение отдается мальчикам.
Лельник — Красная горка
Праздник «Лельник» обычно праздновался накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни. Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского «Снегурочка», где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода — Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника, были девушки. Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы. В весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц — «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранятся тысячи писанок, являющихся самым массовым наследием языческих представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху. Аналогичные праздники существуют у многих народов Европы. В Италии отмечают примаверу — день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.
Международный день акушерки
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают люди, благодаря заботливым рукам которых многие из нас появились на свет. Уже более двух десятилетий подряд 5 мая считается Международным днем акушерки (International Day of the Midwife). Идею праздника предложила Международная ассоциация акушерок на конференции в Нидерландах в 1987 году. Статус официального праздника этот день приобрел только в 1992 году. Сегодня он отмечается более чем в 50 странах, в том числе и в России. Основная цель праздника — информировать население о важности работы акушерок. Значимость этой профессии переоценить трудно, ведь именно от акушерки, от ее опыта, знаний и навыков очень часто зависит жизнь и здоровье матери и ребенка. Акушерки помогают женщинам становиться мамами, сопровождая их с момента поступления в роддом до торжественной выписки. Они оформляют документы, находятся рядом с будущей матерью до, после и непосредственно во время родов, оказывают роженицам необходимую медицинскую помощь и моральную поддержку. Помимо высокого профессионализма акушерки должны обладать еще и такими качествами, как ответственность, доброта, отзывчивость и сострадание. Коротко и емко их роль изложена в четверостишии: «И нет профессии прекрасней На всех пяти материках, Когда лежит все человечество У акушерки на руках!». Международный День акушерки — хороший повод для каждой представительницы этой профессии познакомиться с коллегами, завязать новые связи и расширить свои знания. В рамках акций, проводимых в этот день по всему миру, акушерки организуют уличные шествия, устанавливают палатки в общественных местах, где проводят бесплатные консультации и предоставляют всем желающим информацию, касающуюся их деятельности. Они также организуют встречи, семинары и конференции, делятся опытом и рассказывают о новых достижениях в своей отрасли, награждают отдельных представителей профессии или целые коллективы акушерок. В странах, где акушерство хорошо развито, собирают деньги, чтобы помочь коллегам за границей (например, средства идут на покупку велосипедов для акушерок, работающих в отдаленных районах, на спонсирование посещений важных для акушерок мероприятий и так далее). Некоторые акушерки просто собираются вместе, чтобы пообщаться в неофициальной обстановке и отдохнуть в кругу коллег.
День детей в Южной Корее
Ежегодно 5 мая в Южной Корее отмечается государственный праздник – День детей. По-корейски его название звучит: «Орини наль». Государственным праздником этот день стал с 1923 года благодаря общественному педагогу Банг Джонг-Хвану, предложившему утвердить 1 мая Днем детей. С 1946 года празднование перенесли на 5 мая, а выходным днем праздник стал с 1975 года. В этот день во всех городах и селах проводятся массовые развлекательные мероприятия, спортивные состязания, героями которых, конечно же, являются дети. Организаторами праздничных мероприятий и акций делается все возможное, чтобы дети чувствовали себя счастливыми и любимыми. Напомним, что Международный день детей (День защиты детей) празднуется во многих странах мира 1 июня.