‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Рождество Христово в России
В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова, который является праздничным нерабочим днём. Как известно, русская православная церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый Григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире. Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать ёлки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звёзды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звёзды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, всё больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, соблюдают предшествующий ему сорокадневный Рождественский пост и приходят в храмы, чтобы присутствовать на всенощном бдении в честь Праздника Рождества Христова. Так, главная рождественская служба в храме Христа Спасителя в Москве в последние годы собирает более 5 тысяч человек ежегодно. Главное богослужение страны возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Рождество Христово на Украине
7 января православные Украины отмечают праздник Рождества Христова. Вообще праздники рождественского цикла начинаются на Украине 2 января, в день Игната. Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, — кульминация праздника — Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января). По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать. Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать. Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать. Главным кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения, кутья должна стоять на самом почетном месте в доме. После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе. Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как можно «проспать» все счастье. Тем не менее, даже при большом желании заснуть просто невозможно — церковные колокола, ватаги колядовщиков создают торжественно-праздничную гамму звуков. Обряд колядования довольно давний — он пришел из дохристианских времен, когда наши предки почитали Солнце праздником Коляды. Больше всего среди колядовщиков встречалось детей, и это понятно. Колядовать и заходить первыми в дом хозяина в день Рождества можно лишь мужчинам, которые, в соответствии с обычаем, несут в дом мир и покой. После окончания церковной службы семья снова собирается на праздничный обед, который уже не является постным. После обеда наступает время заслуженного отдыха. В гости можно идти уже после обеда. Состоящие в браке дети, как правило, идут к своим родителям. На вечер гуляния начинаются с новой силой.
Рождество Христово (православное Рождество) в Беларуси
Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником. Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января. Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. По календарю православной конфессии в Беларуси Рождество Христово отмечает более 80% всего верующего населения. Традиционно с дохристианских времен в Беларуси 6-7 января — Первая Коляда — конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния. Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды наложили традиционные христианские представления. Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась в предвестие Нового года, а третья Кутья завершала праздники Коляды. Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например, первый день Коляд ясный — будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет — урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд — летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град — горох будет большой, если снег — будут хорошо роиться пчелы.
Рождество Христово в Абхазии
7 января в Абхазии, как и во всем православном мире, отмечается праздник Рождества Христова. Православное Рождество является в Абхазии государственным праздником и нерабочим днем, большинство населения страны — православные христиане. Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет истинного христианина заранее задуматься о том, как достойно себя подготовить к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых. Поэтому перед этим великим праздником для христиан установлен Рождественский пост, который заканчивается 6 января, в ночь под Рождество. В Рождественскую ночь во многих абхазских православных семьях у окон зажигаются свечи. Эта традиция берет начало с древних времен, когда в ночь Рождества Христова Иосиф и Мария искали приют — место Богоявления. Зажиганием свечей у окон христиане символически зовут и приглашают Богородицу к себе.
Рождество Христово в Албании
Большой процент населения в Албании исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество Христово отмечается в стране 7 января и достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты — елка, подарки, застолья. Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Рождество Христово в Боснии
Рождество Христово — второй по значимости религиозный праздник в стране. Первый и главный — Пасха. А вот среди праздников семейных, Рождество на первом месте. Рождество в Боснии встречают тоже по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы языческие, сохранившиеся со времен почитаемого на Балканах святого Савы, первого Архиепископа Сербского (в русском написании — Савва). Святой Сава когда-то намеренно сохранил народные обычаи (переосмыслив их!), чтобы привлечь к православной вере большее число людей. Рождество Христово (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Неслучайно цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января). За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в Боснии Баднидан. В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка — «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.
Рождество Христово в Казахстане
В ночь с 6 на 7 января казахстанцы вместе со всем православным миром встречают Рождество Христово. В республике этот день давно стал праздником, который отмечается вне зависимости от национальности и вероисповедания. О приходе Рождества всегда возвещает колокольный звон. Как и предшествующий Рождеству Новый год, праздник богат традициями, обычаями, символами. Непременные атрибуты торжества — рождественский венок — символ света, который придет в мир с рождением Христа, колокольчики — они нужны для изгнания злого духа, рождественские свечи — с их помощью изгоняются силы тьмы и холода, а также красочные рождественские открытки. В этот день принято дарить конфеты или какие-нибудь полезные вещи. Девушки по традиции устраивают гадания. Также желательно посетить семьи родных и друзей, где есть маленькие дети. Это их праздник. К сожалению, одна из главных традиций Рождества — веселые колядки — изживает себя. Сегодня колядовщиков можно встретить только в сельской местности Казахстана. В связи с внесением дополнения в Закон «О труде», Православное Рождество объявлено в Казахстане выходным днем.
Рождество Христово в Кыргызстане
7 января более миллиона православных христиан Кыргызстана отмечают Рождество Христово, православное Рождество (Ыйса Пайгамбардын туулган күнү, православия рождествосу). Праздничные рождественские службы проходят во всех храмах республики. В Воскресенском соборе Бишкека по традиции всех верующих поздравляет с Рождеством епископ Бишкекский и Кыргызстанский. За день до праздника, 5 января, заканчиваются Святые дни. В среду и пятницу отменяется пост. Православное Рождество в Кыргызстане всегда отмечалось также, как и в других странах. Вечер накануне Рождества и Крещения в народе называется сочельником — по особому кушанью — сочиву, которое полагалось в эти вечера ставить на стол. Для сочива хорошо разваривались зерна пшеницы или риса и поливались медом или сахарным сиропом. Этим кушаньем заканчивался пост. В рождественский сочельник было принято не есть до появления в небе первой звезды в память о восточной традиции, согласно которой новый день начинается не тогда, когда люди проснулись, и не в полночь, а как только закатилось солнце предшествующего дня. В рождественские дни принято было ходить по домам со звездой и славить Христа — колядовать. Были особые песни-колядки, с которыми молодежь и дети ходили по домам, а за колядки их всюду угощали. Обычно те, кто колядовал, переодевались так, чтобы их не узнали. Время между Рождеством и Крещением называлось Святками, а вечер накануне Рождества — Святым вечером. В эти дни устраивались народные гуляния, катание с гор, катание на лошадях. В православных храмах праздничные службы начинаются уже в Рождественский сочельник литургией Святого Иоанна Златоуста. Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
Рождество Христово в Молдавии
В Молдавии 7 января празднуют Рождество Христово. Это официальный выходной день в стране. Люди ходят друг к другу в гости, навещают родственников и друзей, проводят время за богато накрытыми столами. У детей начинается пора колядок, которые, согласно традиции, приносят в дома мир и благополучие.
Рождество Христово в Сербии
Рождество Христово — второй по значимости религиозный праздник в стране. Первый и главный — Пасха. А вот среди праздников семейных Рождество для сербов на первом месте. Интересно, кстати, что у сербов есть обычай отмечать еще один семейный православный праздник, которого в России никогда не было — так называемую Славу. Слава — это праздник всего рода, приходящийся на конкретный день памяти православного святого — покровителя одного из основателей династии. Рождество сербы встречают тоже по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы языческие, сохранившиеся со времен почитаемого на Балканах святого Савы, первого Архиепископа Сербского (в русском написании — Савва). Святой Сава когда-то намеренно сохранил народные обычаи (переосмыслив их!), чтобы привлечь к православной вере большее число людей. Рождество Христово в Сербии (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается — 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января). За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в Сербии Баднидан.
Рождество Христово в Черногории
«Нема дана без очного вида, нити праве Славе без Божића» (Дневной свет не существует, если его не увидеть зрением, так и никакой праздник не сравнится с Рождеством). Сербский поэт Петар Негош Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно, цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января). За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в этих землях Баднидан. В рождественское утро все члены семьи встают рано, умываются ледяной водой (воду для умывания в этот день берут порой из подо льда) и готовятся к первому обряду. Каждый мужчина дома выходит наружу и берет по две ветки от бадняка, затем входит в дом и поздравляет хозяйку с Рождеством: «Дай же, Боже, здоровья и радости в доме, пусть рождаются здоровые дети, пусть родится пшеница и виноград, прибавляется имущество и умножается скот!». На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!». Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января). Вернувшись из церкви, семья усаживается на солому (или садится за стол), выпивает ракии — горячего сливового или фруктового самогона, закусывая сухими фруктами и грецкими орехами и ожидая прихода «положайника», — уважаемого всеми членами семьи человека, который на Рождество и в течение всего года будет приносить в дом удачу. Войдя в дом, положайник берет ветку от бадняка и водит ею по очагу или в печке, стараясь поднять в воздух как можно больше искр, повторяя: «Сколько искр — столько счастья, сколько искр — столько денег, сколько искр — столько поросят и барашков, а больше всего здоровья и радости, аминь, Боже, дай!». Положайник символизирует волхвов, которые, следуя за звездой на востоке, пришли поклониться новорожденному Христу. Хозяйка посыпает гостя пшеницей и одаривает подарками. Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная с копченым свиным мясом, пирог с каймаком (это очень вкусные сливки или сметана, створоженные, как сыр, каймак делают только в странах бывшей Югославии), «пребранац» — вареная фасоль с растительным маслом и луком и другие. Кульминация празднования Рождества — преломление погачи — домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку. После того, как пирог готов, хозяйка ставит его на стол, на котором будет накрыт рождественский обед. Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его съедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш». Затем наступает время разламывать погачу. Сначала ее вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. После разламывания погачи все поздравляют друг друга с праздником. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год. В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы. Накануне Рождества эта связка вместе с вертелом вносится в дом и ставится под иконой святого — покровителя семьи, у восточной стены дома или квартиры. Зажигается свечка и лампада, что является символом огня и очага. Затем дом обносится кадилом с тамьяном, произносятся молитвы, весь вечер сопровождается духовной музыкой. На третий день праздника вечером из дома выносится солома, которую развевают затем над полями и лугами. Так заканчивается праздник Рождества. После Рождества все чувствуют благодать, полны любви и доброты. Рождество Христово — во многом детский праздник, так как в этот день, говоря словами сербского протодиакона Любомира Ранковича, родилось «самое прекрасное и святое дитя в истории человечества». Праздники продолжаются и далее: в день Святого Богоявления (19 января), в день святого Иоанна Предтечи (20 января) и святого Саввы Сербского (27 января).
Рождество Христово в Эфиопии
7 января православные Эфиопии отмечают праздник Рождества Христова. Рождественская служба в Эфиопии проходит как в старинных церквях, вырезанных в скале из вулканических пород, так и в современных храмах. Народ Эфиопии с особым благоговением относится к храму. Люди начинают креститься за несколько сот метров до храма, некоторые ползут к нему на коленях. «Ганна», рождество по-эфиопски, начинается с того, что каждому входящему в церковь раздают свечи. С зажженной свечой человек обходит церковь три раза и лишь затем стоит всю литургию. Богослужение в Эфиопской Церкви продолжительное. Накануне праздника оно начинается вечером и часто длится всю ночь. Женщины и мужчины в храме молятся раздельно: женщины — по правую сторону, а мужчины — по левую. В рождественскую ночь город наполнен паломниками. Всю ночь они молятся на улице и поют псалмы. Утром все верующие образуют яркую и нарядную процессию, которая идет на близлежащий холм. Там служится Божественная литургия, а потом каждый вкушает из рук другого верующего один кусочек доро уот (тушеный цыпленок с пряностями, который лежит в красочно украшенных корзинах). Эфиопы пекут инжеру, огромную лепешку из дрожжевого теста. Она служит одновременно и тарелкой, и салфеткой для того, чтобы взять кусочек цыпленка.
Рождество Христово у восточных христиан
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12). Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.