‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День российской печати
13 января в России отмечается профессиональный праздник работников периодической печати, средств массовой информации, журналистов — День российской печати. Он связан с исторической датой — началом издания первой российской печатной газеты. (2) 13 января 1703 года по указу Петра I вышел в свет первый номер русскоязычной газеты «Ведомости». Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась и в Москве, и в Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия — «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские». С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать, а уже к 1914 году в стране выходило свыше трех тысяч периодических изданий. После 1917 года День российской печати был перенесен на 5 мая — дату, когда вышла в свет главная советская газета «Правда» — и переименован в День советской печати. Только в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 3043-1 от 28 декабря «О Дне российской печати» дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной — 13 января. Примечательно, что 13 января 1830 года вышел в свет первый номер «Литературной газеты». Более половины наименований печатных изданий в России — это газеты (Фото: Lighthunter, Shutterstock) По оценкам специалистов, на начало 2009 года в России было зарегистрировано более 33 тысяч печатных изданий — это в два раза больше, чем было зарегистрировано в 2000 году. Более половины наименований — это газеты, затем журналы, и лишь малая часть — другие виды печатных периодических изданий. Ежедневно, в среднем, по подписчикам распространяется более 20 миллионов экземпляров различных печатных изданий. Начиная с 1997 года, традиционно в День российской печати проходит вручение премии Президента России в области СМИ и грантов для поддержки проектов молодых журналистов.
День защитников свободы в Литве
День защитников свободы в Литве — это день поминовения жертв трагических январских событий 1991 года, когда в Вильнюсе погибли 14 человек, многие получили ранения. 11 марта 1990 года Верховный совет Литвы объявил о восстановлении независимости республики, но советское руководство объявило это решение противоречащим Конституции СССР. Конфликт набирал обороты, и в январе 1991 года в Литве начались несанкционированные акции протеста. В результате, в республику были переброшены бойцы спецподразделений, в том числе группы «Альфа». Они смогли занять ряд стратегических объектов, а в ночь на 13 января 1991 года из военного городка в Вильнюсе выдвинулась колонная военной техники, которая направилась в центр города. До 2 часов ночи телевизионщики транслировали происходящее в стране, потом военная техника окружила здание телецентра и телебашню. Именно здесь, в ходе столкновений митингующих с военными, и погибли 14 человек, более 600 были ранены. Среди погибших был и один сотрудник подразделения «Альфа», его застрелили в спину. В настоящее время в этот день в Литве проходят различные торжественные и памятные мероприятия и акции — шествия и митинги, памятные службы и церемонии, уроки гражданственности в школах и выставки. А вечером в Вильнюсском архикафедральном соборе, в костелах и молельных домах религиозных общин Литвы проходят святые мессы.
День святого Кнута в Швеции
13 января в Швеции отмечается День святого Кнута (Tjugondag Knut). В русскоязычной литературе встречается употребление имени Канут, вероятно, произошедшее от английского St. Canute. День святого Кнута традиционно празднуется через двадцать дней после Рождества Христова у западных христиан. Отсюда и первая часть названия праздника: tjugondag, которая переводится буквально «двадцатый день». Этот день считается в Швеции и в других скандинавских странах днем окончания Рождества, на что указывает широко известная поговорка: Tjugondag Knut kor julen ut (В день Кнута прогоняется Рождество), а также ее многочисленные вариации: Tjugondag Knut kastas julen ut (В день Кнута выбрасывается Рождество), Tjugondag Knut sopas julen ut (В день Кнута выметается Рождество) и наконец: Tjugondag Knut dansas julen ut (В день Кнута вытанцовывается Рождество). Последние две пословицы связаны с обычаем выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать народные гулянья. В разных областях Швеции праздник святого Кнута отмечают по-разному. Самое любопытное действо происходит в областях южной Швеции. Там сооружают из соломы чучело человека в натуральную величину (knutgubbe), одевают на него одежду, незаметно прислоняют к двери соседа и устраивают на улице шум. Когда ничего не подозревающий сосед отворяет дверь, чучело падает в его объятья. К чучелу обычно цепляют записку со словами: «Кнут пришел, Рождество прогнал, не давай ему стоять, к соседу подкинь опять». Шутника следует поймать и надавать тумаков или раздеть и нарядить в рванье чучела. Если это удается, то, считается, что шутнику весь следующий год будет нелегко — ни одна девушка не согласится с ним танцевать. Если же поймать шутника не удается, следует подбросить чучело другому соседу. Оставшийся к концу ночи с чучелом «остается с носом», и над ним потом смеется вся деревня. Празднование Дня святого Кнута обычно оканчивается задорной песенкой: Slut på julen och slut på ljusen Och slut pa brännvinet i alla husen! (Нет Рождества и огня в свечах, нет больше шнапса во всех домах!).
Щедрый вечер, Щедрец
После того, как власть Корочуна ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю, по новому — это 13 января. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие. Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!». Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины (Фото: Wiktory, Shutterstock) Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»... Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»: «Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун-батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок!». Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся.