‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День мецената и благотворителя в России
Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas, 13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат». Основное торжество, посвященное празднику, проходит в Санкт-Петербурге в музее «Эрмитаж». На фоне картины Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства» чествуют тех, кто вкладывает силы, время и деньги в культурные и социальные проекты. Первый такой праздник состоялся в 2005 году. Его инициаторами стали сам Эрмитаж, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга и редакция альманаха социального партнерства «Русский меценат». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал празднику и второе, неофициальное, название — День «спасибо». Этим он подчеркивает, что при дефиците законодательной поддержки меценатской деятельности в России власти и общество должны научиться хотя бы благодарить жертвователей. Праздник, как правило, проходит в виде презентации благотворительных проектов в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения. Мероприятие представляет совершенно разные благотворительные инициативы — и по формату, и по тематической направленности, и по масштабу, никак не сравнивая их между собой. Часть проектов находит свое отражение в специальном тематическом номере альманаха «Русский меценат». Это единственное издание, посвященное теме социального партнерства и благотворительности на постсоветском пространстве. В церемонии непременно участвуют дети, ведь часть благотворительных проектов посвящена им. Это воспитанники детских домов, приютов, детских деревень SOS. Помимо различных подарков Эрмитаж готовит для ребят особый сюрприз — специально для них заводят знаменитые часы «Павлин». Но и сам музей в этот день нередко получает подарки от коллекционеров и благотворителей. Стоит отметить, что День мецената и благотворителя не является государственным праздником в России, а существует исключительно благодаря общественной инициативе. Возникнув в Петербурге, сегодня он объединяет участников социального партнерства по всей России. Уже традиционно в нём принимают участие почётные граждане российских городов, руководители учреждений культуры и образования, представители власти, бизнеса и общественности. Среди наиболее распространенных мероприятий Дня — различные акции дарения, презентации социальных и благотворительных проектов, чествование дарителей.
Пасхальный понедельник в Бельгии
Как и во всей Европе, в Бельгии почитается первый понедельник после Пасхи в память о встрече Иисуса Христа с апостолами после воскрешения. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. В стране в этот день повсюду царит праздничное настроение. В это время в Бельгии обычно уже настоящая весна, и даже цветут магнолии.
Пасхальный понедельник в Германии
Пасхальный понедельник (Ostermontag) в Германии — день визитов. В этот день принято родным и близким подносить подарки и такие, которые тем или иным образом символизируют Пасху. Впрочем, подобрать пасхальный подарок совсем несложно. Символика праздника задолго до его наступления поступает в продажу в самых разнообразных вариантах. Хотя стоит сказать, что больше всего ценятся вещи, сделанные и украшенные собственными руками. Еще на Пасху организуют игры в кругу семьи, непременным атрибутом которых является яйцо. В настоящее время праздник становится не столько церковным, но скорее общенародным. А приветствия в этот день неизменно продолжают звучать так же, как и в старину: "Frohe Ostern!" (Радостной Пасхи!) или "Ein frohes Osterfest!" (Весёлого праздника Пасхи!). Пасхальный понедельник в Германии — общенародный праздник и выходной.
Пасхальный понедельник в Дании
Пасхальный понедельник в Дании — общенародный праздник и выходной. Обычно пасхальные празднества длятся примерно неделю, в последние годы привлекая не только людей пожилого возраста, но и молодежь. Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после воскресения Христа. В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».
Вайсаки — Новый год сикхов
В индийском штате Пенджаб 13 или 14 апреля отмечают один из самых любимых сикхских праздников — Вайсаки (Vaisakhi). Для сикхов, которые населяют Пенджаб, это одновременно и религиозный праздник, и праздник урожая, и новогодний день. Отмечается Вайсаки в первый день первого месяца Вайсакх Нанакшахи солнечного календаря. Сикхи (Sikhs) — это индийская народность, исповедующая сикхизм, который изначально и возник на территории Пенджаба в 15 веке. В этот день в 1699 году последний, десятый, сикхский гуру, правитель и наставник Гобинд Сингх основал Халсу — братство с идеей мирового порядка, устранив различия между кастами и установив равенство всех людей. Основные празднества Вайсаки обычно сосредоточены в гурудварах — храмах сикхов. Кроме того, Вайсаки отмечается и в поле, потому что крестьяне в этот день отмечают праздник урожая. В этот день пенджабцы просыпаются ранним утром и с цветами в руках посещают храмы, чтобы принять участие в специальных религиозных мероприятиях. Большинство сикхов стремится посетить наиболее почитаемые гурудвары, такие как Золотой Храм или Анандпур Сахиб, где была провозглашена Халса. Те же, кто не в состоянии поехать в центральные храмы, посещают местные храмы. В день Вайсаки в каждом гурудваре торжественно выносят святую книгу сикхов Гуру Грант Сахиб, и религиозные лидеры зачитывают всем присутствующим основные постулаты. После посещения храма верующие едят специальное блюдо из сладкой муки и масла — кара прасад. Вайсаки — Новый год сикхов (Фото: pandora64, Shutterstock) В течение всего дня по улицам движутся праздничные процессии. Тысячи людей принимают участие в торжественных шествиях, идут с флагами и цветами, поют религиозные песни и танцуют, барабанщики выбивают марши. Мужчины размахивают мечами, некоторые из них едут на красиво украшенных лошадях, все друг друга поздравляют и желают счастья. Пенджабские фермеры отмечают Вайсаки немного иначе. В этот день они наряжаются в новую одежду, готовят национальные блюда, устраивают многолюдные ярмарки и концерты и поздравляют друг друга с Новым годом. В поле в этот день собирается много людей, проводятся народные танцы бхангра и гидха, посвященные празднику урожая. Эти удивительные танцы отражают всю историю сельскохозяйственного процесса, начиная от пахоты и посева и заканчивая сбором урожая. Танец бхангра исполняется мужчинами, которые наряжаются в цветные тюрбаны, белые рубашки, яркие жилетки и подобие юбок. Они совершают замысловатые движения под звуки национальных барабанов дхола. Танец гидха исполняют женщины. Они надевают красочные наряды и множество блестящих украшений, издающих мелодичный звон при каждом движении. Шумные торжества продолжаются до позднего вечера.
Пасхальный понедельник в Канаде
Пасхальным понедельником (Easter Monday) в Канаде называют понедельник, следующий за Пасхальным воскресеньем. В Трудовом Кодексе Канады Пасхальный понедельник значится как государственный праздник, и почти повсеместно в стране (за исключением провинции Британская Колумбия) он является выходным днем. Основным делом у канадских христиан в этот день является благословение еды и жилища на весь последующий год. Для этого в принесенную накануне из церкви освященную воду они добавляют духи или ароматные масла и окропляют этой водой свою пищу, домашних животных, сады, дворы и дома. Второе свое название — Мокрый понедельник (Wet Monday) — праздник получил за то, что в старину у христианских парней повсеместно было принято в этот день во время праздничного гулянья обливать понравившихся им девушек водой из ведра. Действие каждый раз было шумным и очень веселым, несмотря на неожиданный конфуз. Девушки визжали и отбивались, стараясь увернуться, но в глубине души были рады оказаться мокрыми: ведь остаться сухой в этот день, значит не выйти замуж в этот год. Тем более, что обычай давал им право отыграться: во все остальные дни недели, следующие за Пасхальным понедельником, девушки могли, в свою очередь, совершенно безнаказанно обливать водой парней. Этот завезенный из Европы забавный обычай бытовал в Канаде в старые времена, да и сейчас кое-где еще сохранился в сельской местности: понятно, что жителям современных канадских городов, особенно обитающим на верхних этажах небоскребов, несподручно в охоте на девушек выбегать каждый раз на улицу, прихватив с собой полные ведра с водой. Но кое-какие «мокрые» дела этого дня все же остаются еще традиционными для христианских канадских семей. Считается, например, что мужу следует утром этого дня будить свою жену, брызгая на нее ароматной пасхальной водой и приговаривая: «Это чтобы ты никогда не увядала». Но утром вторника или любого из последующих дней этой недели он не должен возмущаться, если проснуться ему придется от целого ушата вылитой на него ароматной воды. Канадская молодежь с энтузиазмом взялась в последнее время за воскрешение старинных обычаев. По примеру своих американских коллег из колледжей Йельского университета, студенты некоторых канадских колледжей тоже считают удачной шуткой забраться повыше с ведром воды и ровно в 23:59, в последнюю минуту перед Пасхальным понедельником, вылить его сверху на голову несчастной жертвы, случайно оказавшейся в это время внизу. И не имеет значения, кем на самом деле является жертва: студентом, преподавателем или и вовсе случайным прохожим. По уровню энтузиазма празднование Пасхального понедельника в некоторых вузах и колледжах Канады приближается к празднованию Дня святого Патрика. Пасхальный понедельник в Канаде является днем, завершающим длинный Пасхальный уик-энд. И поскольку считается, что правоверные канадские христиане должны были провести все предшествующие ему три дня в сосредоточенных молитвах, то теперь они могут, наконец, расслабиться и отдохнуть. И уж поскольку дети в этот день не идут в школу, нет занятий также в вузах и колледжах, — канадские родители с удовольствием используют представившийся им шанс провести этот день вместе со своими детьми. У тех, кто остается в этот день в городе, есть возможность погулять по убранным и похорошевшим после долгой зимы улицам, нарядно украшенным в честь Пасхи, а также заглянуть в музеи и картинные галереи, многие из которых в этот день предоставляют возможность их бесплатного посещения всем желающим. Несмотря на то, что государственный выходной предполагает для всех трудящихся Канады возможность не идти на службу в Пасхальный понедельник, реально не работают в этот день лишь некоторые правительственные учреждения и не доставляется почта. Большинство же фирм функционирует, как и в обычные дни, и, конечно, с удвоенной нагрузкой работает вся индустрия развлечений. В местах массовых гуляний устраиваются традиционные соревнования по катанию крашеных яиц и пасхальные парады, напоминающие веселые карнавалы, основным персонажем которых является Easter Bunny — пасхальный кролик. Люди, собаки и кошки, наряженные в картонные заячьи уши, никого не удивляют в этот день. У тех же, кто хочет побыть вдали от всей этой шумной суеты, есть возможность отправиться в этот день за город — полюбоваться весенней природой. Понаблюдать, как расцветают первые подснежники, а, может быть, и забрести на ферму, чтобы отведать свежего кленового сиропа — известного на весь мир вкусного лакомства, традиционного символа весенней Канады.
Пасхальный понедельник в Люксембурге
Ежегодно в Пасхальный понедельник в Носпелте (Nospelt), небольшом городе на западе страны, проходит фестиваль Эмешен. Это традиционный фестиваль с барахолкой, уникальная особенность которой в возможности обмена любителями глиняными птичками-свистульками, известными во всем мире как Péckvillchen. Носпелт был основан как гончарная деревня, и на протяжении многих веков гончарное дело было основным промыслом жителей. Когда гончары делают свои тарелки и посуду, они оставляют немного глины на конец дня и вылепляют из нее маленькую глиняную свистульку. Особенно много детей стекается на ярмарку. Помимо ремесленных палаток на фестивале есть еще много поводов для веселья — вечеринки на улицах и показ народных плясок. Для этого установлен специальный шатер. В столице фестиваль сопровождается ярмарками и выставками-продажами традиционных предметов кустарного промысла на Рыбном рынке (Feschmaart).
Сонгкран —Тайский Новый год
Сонгкран (тайск. สงกรานต์) — тайский новый год. Как и в других странах Востока, в Таиланде празднуют и европейский Новый год 1 января, и национальный Новый год — Сонгкран. Празднование Сонгкрана продолжается несколько дней. Официально Сонгкран празднуют в Таиланде с 13 по 15 апреля, но по отдельным городам дата празднования изменяется от 11 до 18 апреля. Местные жители называют праздник Ван Сонгкран (Wan Songkran), что дословно переводится как передвижение с одного места на другое. Тайский календарь состоит из двенадцати циклов, каждый из которых посвящен определенному животному, наделяющий год теми или иными чертами. Тайцы (особенно дети) выходят на улицы, прихватив с собой пару ведер воды, и со словами «Sawasdee pi mai!» (С Новым годом!) поливают всех подряд, кого только встретят, и красят друг друга тальком. Вода, символизирующая сущность всего живого, разбрызгивается повсеместно, она должна принести благодать каждому, одаренному благословенной влагой. Если улыбающийся таец польет водой вашу спину и плечи, значит, он желает вам счастья. Впрочем, и взрослые тоже развлекаются по полной программе. Например, в Чангмае водой поливают прямо из крепостного рва в центре города, качая ее из насосов. Мало не покажется! Специально перед празднованием этот ров чистят для того, чтобы вода стала почище. Вода, символизирующая сущность всего живого, разбрызгивается повсеместно (Фото: © buchachon_photo / Фотобанк Фотодженика) Раньше было принято в Сонгкран ходить по улицам с чашей воды и окроплять парой капель каждого встречного. Сейчас поливают всех подряд из водных пистолетов, ведер и поливных шлангов. Однако, традицией обливания водой этот праздник не ограничивается. Исторически Сонгкран — это праздник любви и почтения, день, который тайцы стремятся встретить всей семьей. Утро Сонгкрана начинается с похода в храм, где монахам преподносятся приготовленные заранее изысканные домашние угощения, подчеркивая тем самым свое почтение к ним как к учителям и наставникам. После возвращения из храма наступает время второй части новогодней церемонии — омовение семейной статуэтки Будды чистой водой с лепестками роз и жасмина. Затем в знак уважения к старшим членам семьи льют воду на их руки. После этой церемонии семья садится за праздничный стол, чтобы насладиться праздничной трапезой.
Пасхальный понедельник на Ямайке
Пасхальный понедельник на Ямайке — это большой праздник, так что большая часть магазинов и прочих учреждений не работает. Пасхальным понедельником (Easter Monday) называют понедельник, следующий за Пасхальным Воскресеньем. Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после воскресения Христа. В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
Великий Понедельник (Начало страстной недели) у православных христиан
Великий Понедельник — понедельник Страстной недели Великого поста. Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний. С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. В первые три дня Страстной седмицы Церковь готовит верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице. Вечером этого дня принято заводить опару для обрядовых пасхальных куличей. Печь пасхальные куличи следует в субботу, и красить яйца тоже - считается, что пятничные куличи и яйца портятся быстро, а субботние хранятся долго. В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни, так называемой, пасхальной полуночницы, сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений на пасхальной заутрени.
Пасхальный понедельник у западных христиан
Пасхальный понедельник (Easter Monday) празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». Важными символами Пасхального понедельника, как и символами самой Пасхи, являются крест, на котором Христос принял смерть, и воскрешение. Также символами пасхальных событий являются яйца, как настоящие, так и выполненные из различных материалов, гнезда, ягнята и зайцы или кролики. Яйца и молодые животные символизируют рождение новой жизни, пробуждение природы и возвращение ее плодородия весной.
Всемирный день рок-н-ролла
Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни. Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям. В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода — спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца. Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи. Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех. Среди основателей направления был и легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания. В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию «битломании». В 1964 году появились «Rolling Stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которого явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры. Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора (Фото: Anatol Misnikou, Shutterstock) Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», Игги Поп. В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа «Nirvana». Русский рок зародился в СССР во второй половине 20 века под влиянием западной музыки. Среди самых ранних групп были созданные Александром Градским «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне». Волна битломании, докатившаяся до СССР, привела к созданию практически в каждой школе своей рок-группы. Некоторые из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х, в их числе знаменитая «Машина времени». Но распространение рок-н-ролла сдерживалось советской политикой культурной цензуры. Несмотря на это, к началу 1980-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение. «Оттепель» родила группы в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и другие. В 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. Популярность приходит к группам «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк» и «Бригада С». Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен варьируют от непринуждённого и шутливого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя явной границы между понятиями «рок» и «поп» не существует. Многие музыкальные явления балансируют на грани между ними.