‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Старый Новый год в России
Через две недели после празднования Нового года, в ночь с 13 на 14 января, Новый год снова стучится в двери россиян, только под другим названием — Старый Новый год. Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Это отчасти связано с тем, что Русская Православная церковь продолжает встречать и Обрезание Господне (до 1918 совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово, как и все церковные праздники, по юлианскому календарю. При этом современный Новый год выпадает на Рождественский пост. Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год. Нередко под Старый новый год происходят очень странные события, когда люди вдруг открывают в себе и окружающих доселе неизвестные стороны характера, и у них происходит как бы раздвоение личности. Возможно, это обусловлено и тем, что сам Старый Новый год — это некое раздвоение одного праздника, а возможно, и зовом далеких предков, которые именно в эту ночь встречали когда-то Новый год. Но факт остается фактом — что-то необычное в ночь с 13 на 14 января в людях все-таки происходит...
День создания трубопроводных войск России
14 января свой профессиональный праздник отмечают Трубопроводные войска России. 22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В. Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях. 14 января 1952 года на основании принятого Постановления военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский подписал директиву, в которой предписывалось сформировать первый отдельный батальон перекачки горючего. Именно дата подписания директивы и стала днем рождения трубопроводных войск. Постепенно первые подразделения трубопроводных войск превратились в регулярные войска, а к концу 80-х годов были проведены лучшие в мире полевые сборно-разборные магистральные трубопроводы. В настоящее время трубопроводные войска входят в состав Центрального управления топлива и горючего и не имеют аналогов в иностранных армиях. За несколько десятков лет конструкторами, инженерами, воинами-трубопроводчиками, рабочими были созданы, разработаны и приняты на вооружение различные комплекты полевых магистральных трубопроводов, не имеющие мировых аналогов, машины для их монтажа и подвижные средства перекачки. Сегодня основное «вооружение» войск составляют трубопроводы, трубомонтажная техника и другие средства механизации работ, а также специальные автомобили и средства связи. А главной их задачей является обеспечение непрерывной доставки горючего на значительные расстояния. Знак 60 лет Трубопроводным войскам ВС РоссииСерьезной проверкой боеготовности этих войск стала их работа во время войны в Афганистане, на территории которого были развернуты полевые магистральные трубопроводы общей протяженностью более 1200 км для подачи горючего российским войскам; а также в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Оперативность и грамотная работа трубопроводных войск не раз подтверждались и в мирное время при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: тушении больших лесных пожаров и возгораний торфяников в последние годы, ликвидации землетрясения в 1989 году в Армении и ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда была обеспечена бесперебойная подача большого количества воды (до 4 тысяч кубометров) из ближайших водоемов для поддержания работы бетонного завода и других объектов на территории АЭС. К тому же все их действия помогли спасти множество человеческих жизней.
Старый Новый год на Украине
Если на Рождественский сочельник (6 января) готовили Богатую кутью, то на Меланки (13 января), день, который предшествует Василию Великому, или же Новому году по старому стилю — Щедрую, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым. К ужину, как и на сочельник, садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранной и чистой. После ужина надо обязательно зайти к соседям и попросить прощения за возможную вину, чтобы Новый год встретить в мире и согласии. Вечер накануне Старого Нового года дает шанс и тем парням, которые потерпели неудачу во время сватанья. Именно в этот вечер можно сделать вторую попытку. Правда, для этого нужно застать девушку дома, а это очень тяжело, так как по селу уже ходят девичьи ватаги щедровальников. Щедровать девчата могли лишь под окнами домов и то лишь ближе к концу Щедрого вечера, то есть к полуночи. Особенного внимания заслуживают девичьи гадания. Что только не делали представители слабой половины, лишь бы узнать, что же готовит им капризная судьба! Попробуйте, хотя бы такое: перед сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая: «Суженый мой ряженый, расчеши мне голову!». Тот, кто во сне будет чесать голову, тот и будет вашим суженым. Если выйти на двор в полночь, то можно почувствовать, как Новый год прогоняет Старый. В первый день Нового года наиболее распространенным был, и сейчас остается, обряд посевания. Считается, что этот обряд пришел еще из дохристианских времен, когда встречали Новый год не зимой, а весной, поэтому обряд посевания связан с надеждами на добрый урожай. Посевали большей частью дети, причем, щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым. Существовали, кроме посевателей-одиночек, целые посевальничьи группы. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящий спектакль, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, цыган и другие персонажи.
Старый Новый год в Беларуси
Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. А когда-то этот день приходился на 1 января. Вечер перед Новым годом называется Щедрым вечером. Это название праздник получил от щедрой кутьи — обрядовой еды, которая готовиться на Новый год. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю) эта кутья действительно была щедрой: на стол ставились жареные колбасы, свеженина, сыр, яичница, блины с подливкой, кровянка. В центре новогодней обрядовой еды находилось мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ урожайности. Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким будет для него и весь наступающий год. На богатую кутью, когда уже все праздничные блюда стояли на столе, хозяин открывал окно или двери и приглашал на праздничный ужин мороз, стремясь тем самым подействовать на силы природы: «Мароз, мароз! Хадзi куццю есцi! Улетку не бывай, бо мы будзем цябе бiцi жалезнымi пугамi!» (Мороз! Мороз! Приходи отведать кутьи! Не приходи летом, иначе мы побьем тебя железными хлыстами). Хозяйка тоже, набрав ложку кутьи и подойдя к окну, должна была постучать и обратиться к морозу: «Мароз, мароз, хадзi куццю есцi, каб не марозiу расады, агуркой, гарбузоу, морквы, буракоу i усяго, што мне трэба пасеяць» (Мороз, мороз, приходи отведать кутьи, чтобы не морозил рассаду, огурцы, тыквы, морковь, свеклу и все, что мне нужно посеять). Для того, чтобы куры неслись дома, а не по чужим дворам, после праздничного ужина приносили в дом обруч, выкладывали в него остатки ужина (особенно кутьи) и кормили в этом обруче кур. Встреча Нового года обязательно сопровождалась щедрованием. Щедровщики (группки молодежи по 5-7 и больше человек) обходили все дома в деревне, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих. Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» — подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который был должен уметь складно говорить. Поводыря, или «деда», одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц. В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания. Вместе с тем, Белорусская Православная Церковь призывает молодых людей отказаться от традиции святочных гаданий, которые противоречат православной вере. О благополучном замужестве девушки должны возносить молитвы канонизированным православным святым, которые традиционно являются покровителями счастливых супругов — Андриану и Наталье, Петру и Февронии. Эти традиции соблюдаются в сельской местности и по сегодняшний день. Популярным стало празднование Старого Нового года и в городской местности. Все мы любим праздники, особенно в зимнюю пору!
Старый Новый год — Ажьырныхуа в Абхазии
Официальное название Старого Нового года в Абхазии — Ажьырныхуа — День сотворения мира, обновление. Этот день в Абхазии является праздничным и нерабочим. Хечхуама (в переводе с абхазского — Старый Новый год) — языческий праздник. По традиции в этот день режут петухов и коз. Этот ритуал связан с жертвоприношением Шашвы — одного из наиболее почитаемых абхазами божеств — покровителя кузнецов. Праздник жертвоприношения Шашвы для современных абхазов постепенно приобрел статус «настоящего» Нового года, хотя с удовольствием отмечается и наступление Нового года с 31 декабря на 1 января. Хечхуама собирает под кров семейного святилища — кузницы всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов — жены и невестки остаются дома. В жертву приносится ритуально чистый холощеный козел или непокрытая коза белой масти, а также по одному петуху, по числу участников ритуала.
Лори в Индии
Лори (Lori или Lohri) празднуется ежегодно 13 или 14 января в Северной Индии (Пенджабе). Во время этого праздника зажигаются костры как символ окончания суровой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (Agni — огонь). Вокруг костра совершается парикрама (parikrama) — костер обходят по часовой стрелке и повторяют фразу: «придет благополучие, и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад — пища, предлагаемая богу и подарки. Приход Лори отмечается членами семьи постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования. Этот «выкуп» называется Дулха Бхатти, а песня — это плата за него. День, следующий за Лори, называется Маги (Maghi), он знаменует приход месяца Мага. В этот день считается благоприятным совершить омовение в реке Ганг. В этот день также готовят сладости, как правило, сладкий рис. Во время праздника Лори можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра. В танце принимают участие только мужчины.
Международный фестиваль бумажных змеев в Индии
Бумажные змеи всех возможных расцветок, форм и размеров взлетают сегодня в голубое зимнее небо Индии. Бумажные змеи, несомненно, стали одним из воплощений мечты человека о полетах в небо. История создания и развития бумажных змеев впечатляет своей протяженностью и завораживает своей насыщенностью. Поэтому неслучайно фестивали бумажных змеев проводятся во многих странах мира и привлекают и любителей, и профессионалов этого искусства. В Индии Международный фестиваль бумажных змеев (International Kite Festival) проводится ежегодно 14 января. Местом проведения выбран город на западе Индии, Ахмедабад (Ahmedabad), который является крупнейшим городом штата Гуджарат (Gujarat). По времени проведения фестиваль совпадает с фестивалем Макар Санкранти (Makar Sankranti) или Уттараян (Uttarayan) — фестивалем, воспевающим передвижение солнца в северное полушарие и смену времен года, а, следовательно, окончание зимы и приход весны. Окончание зимнего сезона — время проведения Международного фестиваля бумажных змеев — знаменательно голубым и безоблачным небом, запахами весенней природы, приносимыми прохладным ветром, чувствами ожидания, радости и ликования, которые охватывают всех, кто стремится посетить фестиваль. Если говорить точнее, то фестивали бумажных змеев проводятся во многих больших городах Гуджарата, но Международный фестиваль бумажных змеев в Ахмедабаде исторически занимает особое место, потому что именно в Ахмедабаде зародились истоки празднования Уттараяны. Парящие в небе бумажные змеи напоминают замысловатых птиц, устремляющихся в бескрайнее небо... (Фото: Frank L Junior, Shutterstock) На Международный фестиваль бумажных змеев в Ахмедабад собираются профессионалы и любители, производители бумажных змеев и эксперты не только из Индии, но практически со всех уголков мира. Дизайн, расцветка, размеры изделий буквально поражают воображение своим разнообразием. А среди участников можно встретить как молодежь, так и убеленных сединой пожилых людей. На фестиваль приезжают семьями, компаниями друзей и сослуживцев. Многочисленные зрители наблюдают шоу не только со специально оборудованных площадок на земле, но и с крыш своих домов или ближайших зданий. Парящие в небе бумажные змеи напоминают замысловатых птиц, устремляющихся в бескрайнее небо. Но по настоящему восхитительными являются ночные запуски бумажных змеев. Они подсвечены изнутри и обычно, связанные общей нитью, расположены в одну линию. Кстати, побывав в музее бумажных змеев Ахмедабада, можно узнать много интересного из истории этого вида искусства. Например то, что в 1870 году австралийский изобретатель Лоуренс Харгрейв (Lawrence Hargrave) разработал конструкцию коробчатого бумажного змея, которая была легкой и прочной, а также отличалась хорошей устойчивостью и большой подъемной силой. Считается, что именно эта конструкция послужила прототипом для создания первых бипланов в начале 20 века.
Старый Новый год в Казахстане
Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (календаря «старого стиля») и Григорианского календаря — того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей составляет 13 дней. Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. После распада СССР, кроме России, Старый Новый год отмечается также в Казахстане, на Украине и в Беларуси, а также славянами и жителями бывших советских республик в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Официально Старый Новый год не является выходным днем, но, тем не менее, его с удовольствием празднуют в стране.
Старый Новый год в Румынии
С 13 на 14 января румыны отмечают Старый Новый год. Его встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Праздничный стол, нарядная одежда, свечи, гадания и колядки — непременные атрибуты этого дополнительного новогоднего праздника. В новогодние пироги запекают маленькие сюрпризы: монетки, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Особенно радуются найденному кольцу — это сулит большую удачу в наступающем году.
Старый Новый год в Сербии
Старый Новый год в Сербии отмечают в ночь с 13 на 14 января. Именно в эту ночь он наступает по старому, Юлианскому календарю, которого придерживается и Сербская православная церковь, наряду с Грузинской и Иерусалимской. Интересно, Старый Новый год также празднуют в Швейцарии. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория XIII и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. Сербы, любители присваивать международные обычаи исключительно себе, называют этот праздник Сербским Новым годом или Малым Рождеством. Малое Рождество совпадает с Днем святого Василия. Во многом это предопределяет характер праздника. Иногда сербы в этот день вносят в дом «бадняк» — одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества. На Старый Новый год готовят василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком — сливками, створоженными как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста — попареницу.
День революции и молодежи в Тунисе
Ежегодно 14 января в самой северной африканской стране отмечается государственный праздник — День революции и молодежи (Revolution and Youth Day in Tunisia). Эта памятная дата была учреждена совсем недавно, в честь молодежной революции 2010-2011 годов, которая привела к отставке президента Туниса Зин эль-Абидина Бен Али 14 января 2011 года. С 1881 по 1956 год Тунис был колонией Франции, и практически вся история страны в 20 веке отражена в восстаниях против французского протектората. 20 марта 1956 года лидер тунисского Движения независимости Хабиб Бургиба подписал протокол с правительством Франции, аннулирующий соглашения 1881 и 1883 годов о протекторате Франции. По мнению историков, именно революционные события 1952-1954 годов, антифранцузские движения крестьян и горняков создали предпосылку и условия к обретению независимости в 1956 году, а затем, в 1957 году, и упразднению монархии. С 1956 по 2011 год Тунисом руководили всего два президента: Хабиб Бургиба, отстранённый от власти в 1987 году, и Зин эль-Абидин Бен Али, при котором в стране резко вырос уровень коррупции, ухудшилось экономическое положение, увеличилась безработица, затронувшая прежде всего молодежь. Мелкие политические партии перестали меть хоть какое-то влияние. В итоге, в 2010-2011 годах волна общенационального недовольства политикой президента Туниса прокатилась по стране. В истории она получила название Вторая Жасминовой или Финиковой революции. И в рамках этих волнений именно молодежь страны выступила против той социальной и экономической ситуации, которая сложилась в государстве за годы правления Зин эль-Абидина Бен Али. День свержения Зин эль-Абидина Бен Али с поста президента Туниса - 14 января 2011 года - ознаменовал собой победу молодежной революции. В День революции во всех городах вывешивают Государственный флаг Туниса с полумесяцем, повсеместно проводятся праздничные и торжественные мероприятия. Напомним, что 20 марта в Тунисе отмечается главный государственный праздник — День независимости.
День защитников Родины в Узбекистане
День защитников Родины отмечается в независимом Узбекистане в честь создания собственных Вооруженных Сил после распада СССР. Сам праздник установлен на 14 января по решению Верховного Совета республики, принятого 29 декабря 1993 года. 14 января 1992 года Парламент Узбекистана принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил страны. Хотя в этот день поздравляют всех мужчин Узбекистана, ведь изначально каждый мужчина — это, прежде всего, защитник своей Родины. Но особенно теплые и торжественные слова звучат в адрес военнослужащих, для которых этот день является профессиональным праздником. Памятник великому полководцу Узбекистана Тамерлану (Фото: AlenVL, Shutterstock)День защитников Родины — большой государственный праздник. По сложившейся традиции, эта дата в Узбекистане празднуется широко — на столичной площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, под звуки военного оркестра по площади торжественным маршем проходят военные подразделения. Участники парада также возлагают венки к подножию Монумента Независимости, и, конечно же, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины. Также в этот день в Узбекистане чтят память земляка — одного из величайших завоевателей, полководца Тимура Тамерлана.
Старый Новый год в Черногории
Старый Новый год в Сербии и Черногории отмечают в ночь с 13 на 14 января. Именно в эту ночь он наступает по старому, Юлианскому календарю, которого придерживается и Сербская православная церковь, наряду с Грузинской и Иерусалимской. Интересно, что Старый Новый год также празднуют в Швейцарии. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория XIII и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. В Черногории этот праздник называют Малым Рождеством, которое совпадает с Днем святого Василия. Во многом это предопределяет характер праздника. Иногда в этот день вносят в дом бадняк — одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества. На Старый Новый год готовят василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком — сливками, створоженными как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста — попареницу.
Обрезание Господне
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Евангелие от Луки, 2:21 С 4 века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки — обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа. В настоящее время празднование этого события также совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова — то есть 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени — Иисус (Спаситель) — совершили этот обряд. Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празднуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны. Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.
День памяти святителя Василия Великого
Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь. Вскоре (370) святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.