‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День рождения Деда Мороза
18 ноября в России официально празднуют День рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет, и в разные времена он был известен в разных образах: сначала в облике восточнославянского духа холода Трескуна, затем как персонаж сказок Морозко или Мороз Иванович. Считается, что «литературный» русский Дед Мороз впервые появился на страницах книг в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского, где зимний волшебник именовался Мороз Иванович. В послереволюционные 1920-годы, когда на государственном уровне в советской России шла борьба с «религиозными предрассудками», новогодняя ёлка вместе с Дедом Морозом были преданы забвению. Лишь после реабилитации в 1935 году ёлки как символа Нового года, на праздник вернулся и Дед Мороз. Впервые зимний волшебник и его помощница — внучка Снегурочка — появились перед советскими детьми на празднике ёлки в московском Доме Союзов в 1937 году. Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза не так давно — в 1999 году. Именно там особенно тщательно готовятся к сегодняшнему празднику. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить письма и поздравления для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы. Кстати, современный Дед Мороз вынужден идти в ногу со временем, поэтому он осваивает и новые технологии — теперь письма от детей он получает и по электронной почте, а ещё ведёт блоги в соцсетях и общается со своими коллегами по сотовому телефону. Великий Устюг официально назван родиной российского Деда Мороза (Фото: Ilya Malov, Shutterstock) Надёжные помощники зимнего волшебника каждый год готовят ему в подарок новый костюм, украшенный самобытной вышивкой. Современный российский Дед Мороз носит длинную шубу, расшитую серебром, шапку, отороченную лебяжьим пухом и украшенные узором варежки. Сегодня на костюм для главного зимнего волшебника уходит примерно 4 метра красной материи, 5-6 метров тесьмы, 1,5 метра меха и сотни штук стразов. К тому же, настоящий Дед Мороз должен быть обладателем длинной, серебристой бороды, которая символизирует могущество, счастье и богатство. В День же его рождения поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники и коллеги — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Солнце и Богатырь Лачплесис из Латвии, Аяз Ата из Киргизии, Берендей из Переславля-Залесского, Лель из Тихвина, Снеговик из Архангельска, Снегурочка из Костромы, Кировская Кикимора, Баба Яга из Ярославской области, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов. На центральной площади Великого Устюга в этот день проходят всевозможные праздничные мероприятия и, по традиции, зажигаются огни на первой новогодней ёлке. Ведь после этого праздника Дед Мороз поедет по российским городам и в каждом будет вместе с детьми зажигать огни на новогодних ёлках. Скоро Новый Год!
День покаяния и молитвы в Германии
День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии — это ритуальный праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями в неспокойные времена бедствий и войн. Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу. В Библии есть притча об Ионе, посланном Богом в Нинивею, чтобы возвестить о гибели этого города. И тогда, по велению царя Нинивеи, все должны были с силой призывать к Богу. И люди раскаялись в содеянных грехах, и обратились от зла к добру. Бог услышал молитвы и увидел деяния, и не сотворил задуманного. Совместные покаяния и молитвы были известны еще в античности. Теологически они трижды обоснованны. Во-первых, это день ходатайства церкви за вину всех верующих перед Богом. Далее, церковь должна в день покаяния исполнять свою контролирующую функцию в отношении грехов. И в заключение, дни покаяния служили каждому для проверки совести перед Богом. В Риме, например, такие дни всеобщих покаяний и молитв должны были предотвращать опасность бедствий и войн. В средние века существовало два вида дней покаяния: одни были предписаны властью и отмечались по мере необходимости. Другие, примерно три постных дня в начале каждой четверти года, проистекали из церковных положений. Обе категории были переняты и продолжены протестантской церковью. В 1532 году, как реакция на Турецкую войну, состоялся первый протестантский День покаяния и молитвы. С 16 по 17 века для разных территорий Германии существовали разные даты «Дня покаяния и молитвы». В 1878 году в 28 немецких землях можно было насчитать 47 Дней покаяния, празднующихся в 24 различных дня. В 1983 году в Пруссии по инициативе соответствующих государственных органов такое многообразие было устранено и праздник назначен на среду перед последним воскресеньем церковного года, как и отмечается до сих пор. Сущность дня покаяния и молитвы в те времена также зачастую интерпретировалась по-разному: то народ должен был каяться и молиться, то церковная власть предписывала проконтролировать и изменить свое мышление и отношение к Богу. Во время Второй мировой войны «День покаяния и молитвы» был перенесен на одно из воскресений и сделан фактически специальным выходным днем - для приложения всех сил к молитвам о войне. После окончания войны «День покаяния и молитвы» был возвращен к довоенному виду. В ГДР это был выходной день до 1966 года, когда была введена 5-ти дневная рабочая неделя. В ФРГ после войны «День покаяния и молитвы» стал государственным выходным днем, кроме Баварии. В Баварии до 1981 года он считался выходным лишь в территориях с преобладающим протестантским населением. Только с 1981 года этот день стал всеобщим выходным днем в Федеративной Германии. После объединения Германии праздник был перенят всеми землями и оставался выходным днем еще 4 года. Затем правительство решило, что с 1995 года День покаяния и молитвы перестанет быть выходным днем. Такое изменение было обосновано как необходимость выравнивания увеличенной нагрузки на работодателей, вынужденных выплачивать вновь созданную обязательную страховку, за счет увеличения рабочего времени работников. Сейчас только в земле Саксония «День покаяния и молитвы» является государственным выходным днем. В остальных землях каждый работник имеет право взять в данный день выходной, обосновав это своими религиозными обязанностями. Кроме того, в Баварии закрыто большинство школ и детских садов. Все это вызывает много критики. Однако попытки вернуть выходной день до настоящего времени не имели успеха. Но, несмотря на отсутствие выходного, «День покаяния и молитвы» остается важной составной частью христианской веры. Конечно, регулярные богослужения, как это было ранее, уже не проводятся. Однако, накануне в школах ставятся короткие пьесы на библейские истории, имеющие отношение к покаянию. А вечером в этот день во многих приходах проходят богослужения, где народ призывается к возвращению к Богу. При этом речь идет не только о возвращении духовном. Поступки и дела также должны быть изменены к лучшему. Размышления о содеянном помогают понять, где вы были неверны Богу. А покаяние и молитвы служат для того, чтобы вновь услышать Слово божье, вернуться на путь истинный и научиться творить добро. Именно поэтому молитва, обращенная к Богу, должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни каждого.
День независимости Латвии
Ежегодно 18 ноября в Латвии отмечается важный государственный праздник — День независимости, или День провозглашения Латвийской Республики (латыш. Latvijas Republikas Proklamēšanas diena). После окончания Первой мировой войны, когда Латвия все еще оставалась фактически оккупированной немецкими войсками 18 ноября 1918 года в Риге был провозглашен «Акт о независимости», согласно которому Латвия становилась независимым государством, а к управлению страной пришло буржуазное правительство Карлиса Улманиса, поддерживаемое Антантой. Однако, еще в течении двух лет в Латвии продолжались военные действия — шла гражданская война, основными участниками которой были — национальное буржуазное правительство К.Улманиса, поддерживаемое Антантой, и социал-демократические силы (большевики), поддерживаемые Советской Россией. В итоге, 11 августа 1920 года в Риге был подписан мирный договор между Россией и Латвией, в котором РСФСР признал Латвийскую республику как независимое государство. 26 января 1921 года независимость Латвии была признана и другими странами Антанты — странами-победителями в Первой мировой войне. Сначала Латвия была парламентской республикой, но в результате государственного переворота 1934 года, Карлис Ульманис сосредотачивает всю абсолютная власть в стране в своих руках. С началом Второй мировой войны, в 1939 году Германия и СССР подписывают «Договор о ненападении» (также известный как «Пакт Молотова-Риббентропа»), и Латвия становится сферой интересов Советского Союза, утратив вскоре таким образом свою независимость. После войны, когда страна была оккупирована немецко-фашистскими войсками, а затем освобождена войсками Красной Армии, Латвия стала одной из советских республик. И только 21 августа 1991 года парламент принимает решение о полном восстановлении государственности Латвии. В этот день проходит множество праздничных мероприятий (Фото: Vladimirs Koskins, Shutterstock) Но именно дата 18 ноября осталась в истории страны как важный день и имеет огромное значение для латышского народа. Тогда впервые за всю историю Латвия стала независимой парламентской республикой. Символом независимости Латвии стал памятник Свободы в столице государства — Риге. Он был воздвигнут у городского канала на границе Старого и Нового города с 1931 по 1935 год на пожертвования народа. Прежде на этом месте стоял конный монумент Петра I. Памятник изваял латышский скульптор Карлис Зале. Скульптурные группы в основании монумента иллюстрируют отдельные важные события в истории Латвии, а венчается памятник образом Свободы — женской фигурой, символизирующей идею суверенности Латвии. В День независимости в стране вывешиваются флаги с красно-бело-красной символикой и проходит множество праздничных мероприятий. Завершается праздник грандиозным салютом на Набережной 11 ноября реки Даугавы.
День памяти о Вуковарских событиях 1991 года
Ежегодно 18 ноября в Хорватии вспоминают события в городе Вуковаре (Vukovar), произошедшие в 1991 году. В 1999 году Парламент страны провозгласил эту дату Днем памяти. В ходе войны, которая началась сразу за провозглашением независимости Хорватии в 1991 году, части югославской народной армии (ЮНА), состоявшие к тому времени главным образом из сербов, при поддержке местных сербских военных формирований начали осаду города. Несмотря на двадцатикратное превосходство сербов в живой силе и подавляющее преимущество в тяжелой технике и вооружениях, город пал лишь через три месяца, 18 ноября 1991 года. При этом в ходе боев он был практически полностью разрушен. В боях погибло около тысячи хорватов и несколько тысяч сербов. Несмотря на то, что город сдался, оборона Вуковара сыграла решающее значение в срыве планов югославского правительства по быстрому захвату Хорватии. Битва вызвала колоссальный патриотический подъем в Хорватии, Вуковар называли «хорватским Сталинградом», в настоящее время почти в каждом хорватском городе есть улица, названная в его честь. Вуковар оставался под сербским контролем до 1998 года, несербское население в ходе этнических чисток было изгнано. В 1998 году после дипломатических переговоров город мирно был реинтегрирован в состав Хорватии. Тогда же начался процесс восстановления города и возвращения беженцев.
День покаяния и молитвы
День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag / Day of Prayer and Repentance) — это особый день для протестантской церкви. Он отмечается в среду перед последним воскресеньем церковного года. Наиболее популярен в немецкоязычных странах (Германия, Швейцария, Австрия). Этот праздник уходит корнями в средневековые «дни искупления». В то время при угрозе стихийных бедствий и войн духовенство призывало все население к усиленной молитве и покаянию. Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу. Со временем, религиозное содержание этих дней потеряло общественный и приобрело личностный характер. Так как верующие весь этот день должны были посвящать размышлениям о своей греховности, отменялись всякого рода работы. В некоторых странах эта традиция сохранилась до наших дней.