‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Пасха в России
Светлый праздник воскресения Христа — Пасха — пришел из Византии вместе с крещением Руси в конце 9 века. С тех пор по всей России широко и торжественно отмечают этот христианский праздник. Вообще в христианской традиции Пасха занимает особое место — место Праздника праздников. Подготовка к этому светлому событию предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Упорядочивая социальную действительность, религиозные обряды регламентируют жизнь верующего человека. Кроме этого, через выполнение определенных ритуалов, человек соотносит себя с той или иной религиозной традицией и тем самым осуществляет процесс идентификации с тем или иным вероисповеданием. Но существует и иная, «народная», традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений. Прежде всего, следует отметить, что Пасха является для россиян одним из самых популярных праздников. По числу отмечающих его этот праздник неизменно занимает третье место — выше только доли отмечающих Новый год и собственный день рождения. Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. Также накануне хозяйки пекут традиционную праздничную выпечку — куличи, которые символизируют собой тело Христа. А ещё к воскресенью Пасхи уже готовы крашеные яйца, которыми верующие «христосуются» — дарят их друг другу, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», обнимаясь и целуясь. В России широко и торжественно отмечают этот христианский праздник (Фото: Oleg Golovnev, Shutterstock) Также на Руси Пасха — это день обильного угощения. После Великого Поста на стол выставляются всякие вкусности, и среди них первое место занимают ритуальные кушанья — пасхи, куличи и крашеные яйца. Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с 12 века. А кулич всегда выпекали из сдобного теста, высоким и круглым. И, конечно же, по традиции в эти дни было принято дарить подарки, особенно бедным родственникам, и заниматься благотворительностью. Особое внимание уделялось нищим странникам — ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого». Многие традиции празднования Пасхи в России соблюдаются и сегодня, ведь для большинства людей Пасха — светлый праздник, символизирующий возрождение и обновление.
День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи
Начиная с 2019 года 19 апреля отмечается новая памятная дата России, установленная Федеральным Законом в августе 2018 года, — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (1783 год). Установление памятной даты призвано подчеркнуть историческую преемственность принадлежности Крымского полуострова Российскому государству. Вместе с праздником, отмечаемым в Крыму 18 марта (День воссоединения Крыма с Россией), эта дата направлена на воспитание (в первую очередь у подрастающего поколения) незыблемости принципов территориальной целостности России, а также уважению истории и исторической памяти, обоснованности событий марта 2014 года. История вхождения Крыма в состав Российского государства берёт своё начало в 18 веке, когда Россия, вела борьбу за безопасность своих южных (Причерноморских) рубежей с Османской империей. На тот момент Крым представлял собой ханство, являвшееся вассалом Османской империи. Столкновение интересов держав в Черноморском регионе привело к целой череде русско-турецких войн, в результате которых Крым, Тамань и Кубань вошли в состав Российской империи. Во многом, присоединение Крыма к Российской империей было результатом целенаправленной осознанной внешнеполитической линии, проводившейся императрицей Екатериной II. Очевидность основного направления внешней политики России в 18 веке стала понятна после Азовских походов Петра I в конце 17 века. Крымское ханство как форпост Османской империи в Северном Причерноморье не могло сохранять эту позицию при явном росте могущества и интересов Российской империи в Чёрном море. Русско-турецкие войны 1735-1739 и 1768-1774 годов привели к тому, что Крымское ханство получило статус независимого государства, перестав быть вассалом Османской империи, а Российская империя получила крепости Керчь, Еникале, контроль над Керченским проливом и возможность выхода из Азовского в Чёрное море. В 1770-1780– х годах продолжилось планомерное усиление позиций России в Северном Причерноморье, осуществлявшееся как на военно-политическом, так и на хозяйственно-административном уровнях. Наряду с ослаблением позиций Османской империи в этом регионе в 1783 году это способствовало тому, что (8) 19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Высочайший манифест «О принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую». В войнах и политических событиях, предшествовавших присоединению Крыма и прилегающих областей Северного Причерноморья к Российской империи, а также русско-турецких войнах, последовавших дальше (1787-1791), прославились такие выдающиеся военные и политические деятели, как Б.Х. Миних, П.П. Ласси, В.М. Долгоруков-Крымский, А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, А.Г. Орлов-Чесменский, Г.А. Спиридов, П.А. Румянцев-Задунайский, Ф.Ф. Ушаков и другие. Признание Османской империей присоединения Крыма к России произошло в декабре 1783 года подписанием «Акта о мире, торговле и границах обоих государств». Присоединение Крымского полуострова, Тамани и Кубани решило вопрос безопасности южных границ Российской империи, позволило России получить беспрепятственный выход к Чёрному морю для ведения морской торговли. Кроме того, окончательное решение территориальной принадлежности полуострова и прилегающих земель позволило прекратить внутриполитические распри среди местного населения присоединённых территорий, нередко выливавшиеся в вооружённые восстания и противостояние враждебных лагерей. Сегодня в честь этого исторического события в России и отмечается памятная дата.
День юридической службы Министерства внутренних дел России
19 апреля свой профессиональный праздник отмечают юристы Министерства внутренних дел Российской Федерации. День юридической службы МВД РФ появился в календаре в 2003 году, когда Борис Грызлов, занимавший тогда должность министра внутренних дел, подписал соответствующий приказ. Но изначально отмечался 19 июля. Установлен праздник был: «В целях повышения роли подразделений правового обеспечения в решении стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации задач по обеспечению законности деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также учитывая их значительную роль в работе, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность МВД России». Дата праздника была выбрана в честь события, произошедшего 19 июля 1946 года: в этот день в составе Центрального аппарата МВД СССР появилась юридическая часть. В ее обязанности входило давать заключения по всем документам, которые предоставлялись на подпись министру внутренних дел и его заместителям, а также консультировать сотрудников ведомства по правовым вопросам. Изначально в юридической части работали всего девять человек. В тот же период в структуре МВД появились должности юрисконсультов, юридические группы и отделы. Однако, приказом МВД России от 9 января 2018 года была определена новая дата празднования Дня юридической службы — 19 апреля. Поскольку (8) 19 апреля 1782 года российская императрица Екатерина II утвердила Устав Благочиния или Полицейский, которым была сформирована новая отрасль права — полицейское право. Впервые были определены такие обязанности должностных лиц, как проведение правовой экспертизы по «узаконениям, учреждениям, указам, повелениям, приказаниям», рассмотрение судебных дел по мелким уголовным и гражданским делам, а также правовое информирование населения. В 1880 году в департаменте полиции Министерства внутренних дел Российской Империи появилось первое специализированное подразделение, которое занималось вопросами права. Законодательное производство — так оно называлось — разрабатывало ведомственные положения, инструкции и циркуляры, а также составляло юридические заключения по вопросам, касающимся деятельности полиции. В настоящее время правовые подразделения МВД РФ занимаются совершенствованием нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, повышением правовой культуры личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, осуществляют защиту интересов системы министерства в судах. В День юридической службы уже традиционно руководители Министерства внутренних дел поздравляют своих подчиненных с профессиональным праздником. К этой дате обычно приурочивают награждения сотрудников государственными наградами, внеочередными званиями, грамотам и благодарностями.
День российской полиграфии
19 апреля в России отмечается профессиональный праздник – День российской полиграфии, учреждённый в 2014 году. Согласно справочникам, «полиграфия» – отрасль производства, связанная с выпуском печатной продукции: книжной, журнальной, газетной, деловой, этикеточной. История выбора даты для празднования этого дня имеет много общего с Днём православной книги, который отмечается 14 марта, так как оба напрямую связаны с основанием печатного дела на Руси. Именно оттуда, из далёкого 16 века начинается история полиграфии как отдельной отрасли. За точку отсчета было выбрано важное историческое и культурное событие – выход в свет в 1564 году «Апостола» – первой печатной книги на Руси, подготовленной Иваном Фёдоровым. Впоследствии эта дата стала основанием для учреждения празднования Дня православной книги. Что же касается 19 апреля, то считается, что в этот день в 1563 году первопечатник Иван Фёдоров начал работу над книгой. Тогда же в середине 16 века по указу Ивана Грозного в Москве была основана и первая типография, положившая начало печатному делу на Руси. Поэтому 19 апреля и решено выбрать в качестве Дня рождения российской полиграфии. С инициативой же учреждения такого профессионального праздника выступили сами полиграфисты, которую в 2013 году поддержало и Министерство Культуры РФ, а также Агентство по печати и массовым коммуникациям. Сегодня праздник отмечают не только люди, стоящие у печатного оборудования. Полиграфия как отрасль производства включает в себя труд людей разных профессий – дизайнеров, редакторов, менеджеров, инженеров… Благодаря техническим новшествам и компьютерным технологиям, сфера полиграфической продукции постоянно расширяется. Теперь это не только книги, газеты, журналы, буклеты и этикетки, сегодня к сфере полиграфии относятся упаковочная, сувенирная и рекламная продукция, услуги фотопечати, причём как классической, так и нестандартной, выполняемой практически на любой основе. Магия книги позволяет ей оставаться интересной и востребованной в жизни человека даже в наш век электроники, а профессионалы, работающие в полиграфии, помогают в этом. А как же газеты и журналы, кроссворды и сканворды в путешествиях? Да что там кроссворды, обои в квартиру мы выбираем из того многообразия сюжетов, рисунков, цветов и оттенков, которые предоставляет современная полиграфия! Профессионализм, помноженный на творческое воображение и фантазию людей, работающих в полиграфии, в буквальном смысле делают нашу жизнь ярче, интереснее и красочнее. Не смотря на молодость праздника, коллективы и компании этой отрасли получают поздравления от коллег и друзей, отмечают заслуги и достижения отдельных работников, организуют ярмарки и выставки продукции, рассказывая о достижениях и новинках.
День работника ломоперерабатывающей отрасли России
День работника ломоперерабатывающей отрасли невозможно найти в перечне профессиональных праздников России. Однако предприятия, утилизирующие металлические отходы, самостоятельно назначили в качестве такой даты 19 апреля. Особое внимание проблеме утилизации металлоотходов уделялось ещё во времена СССР. Формирование единой централизованной системы утилизации металлических отходов началось в 1920-х годах. Такой деятельностью занималось производственное объединение «Союзвторчермет», куда входили городские и областные предприятия «Втормет» — с сетями пунктов по приему лома. Каждый «Втормет» был специализированным предприятием, оснащенным оборудованием для переработки металла, контрольно-измерительной техникой. Сюда попадали все металлические отходы, которые впоследствии становились сырьем для металлургического производства. На развитии отрасли положительно сказывался плановый характер советской экономики, который позволял комплексно развивать эту сферу. Государственный стандарт на лом и отходы был обязателен для всех предприятий. Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по вторичным металлам осуществлял научно-техническое сопровождение отрасли. Система плановой утилизации сложилась и эффективно действовала, обеспечивая практически полную переработку металлических отходов и снабжение металлургии вторичным сырьем. К 1986 году эта отрасль достигла рекордных показателей работы. За десятилетие после распада СССР отрасль пришла в упадок. Закрылись специализированные предприятия, практически отсутствовала законодательная база в этой сфере. По мнению специалистов, и сейчас эта отрасль в современной России еще только формируется. Впрочем, крупные металлургические компании имеют собственные ломозаготовительные предприятия, филиалы которых действуют во многих российских городах.
Пасха на Украине
Пасха — самый главный православный праздник (в отличие от католичества, где пальма первенства отдается Рождеству). В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа. В ночь на Пасху спать нельзя вообще, так как можно проспать основные события. Вечером все идут в церковь на всенощную. В красивых корзинах к церкви несут разнообразные кушанья — сало, хрен, печень, голубцы, все, на что способна кулинарная фантазия, кроме водки. Торжественная процессия с певчей и священником освящает и благословляет все это добро. Возвратившись домой, начинали разговляться, но перед тем, как сесть за стол, девушкам надо умыться водой, в которой лежит свяченое Пасхальное яичко, чтобы она была такой же красивой. Каким бы ни было кулинарное разнообразие на столе, но начинать обед всегда надо лишь с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали наземь, ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор. Отрезанную горбушку надо сохранять всегда, как талисман, который приносит счастье. Существует большое количество пасхальных забав. Наиболее известная нам сейчас — это игра в битки, когда дети, да и не только, выбирают пасхальные яйца и стучат ими одно об другое. Чье разобьется, тот и проиграл. Если кто-то умрет на Пасху, то он считается очень счастливым, так как именно в этот день ворота рая открыты, и душа без всякого суда попадает туда. Считается, что в Пасхальную ночь открываются все земные сокровища, которые брезжат на земле волшебными огоньками, тем не менее, увидеть их может лишь наименьший ребенок в семье, да и то, если помыслы его чисты. В этот день каждый православный христианин должен приветствоваться с другим словами «Христос Воскрес!» и получать в ответ подтверждение этих слов «Воистину воскрес!». Вся следующая неделя по Пасхе называется Светлой и празднуется как один день.
Пасха в Беларуси
Пасха — главное событие года для всех христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Великдень. Неделя перед Пасхой была полна забот и волнений. Много работы было у женщин. Они готовили еду и убирались в доме. Мыли все: пол, стены, столы, лавки, белили печь. Красили яйца. В четверг все мылись в бане, в воду обязательно клали серебряную монету, чтобы быть весь год чистыми и здоровыми. В пятницу пекли черный хлеб, в субботу всю приготовленную еду складывали в плетеную корзину, чтобы освятить ее в церкви (костеле). Вечером взрослые и молодежь одевались в праздничную одежду, шли на богослужение, дома оставались только старики и дети. После окончания службы, которая проходила всю ночь, каждый хозяин старался как можно быстрее попасть домой, обогнать соседа, так как, согласно народному поверью, это должно было помочь раньше всех закончить полевые работы, вырастить лучший урожай. В белорусских городах также отправлялись на всенощную и освящали творог, пироги, крашеные яйца. За праздничным столом сначала ели по кусочку вареного яйца, а потом все остальное. В первый день Пасхи нельзя было одалживать никому из соседей или родственников. Любимой забавой было битье и качание яиц. На следующий день ездили и ходили в гости друг к другу. Крестные родители приходили к крестникам и приносили подарки. Особенностью Пасхи на Беларуси было хождение волочебников — парней и молодых мужчин, которые прославляли в своих песнях хлебороба, его семью, его нелегкий труд. Каждая семья, к которой заходили волочебники, одаривала их хлебом, салом, яйцами, сыром. Волочебники ходили всю ночь, а под утро собирались в чьей-либо избе и устраивали всеобщее угощенье. Сегодня Пасха (католическая и православная) утверждена в официальном календаре и широко распространена на территории Республики Беларусь.
Пасха в Абхазии
Светлое Христово Воскресение, Пасха, празднуется в один день со всеми Православными Церквями. Это самый почитаемый праздник у абхазов. Общенародный праздник, отмечают и мусульмане, и язычники. На светлой неделе во многих христианских семьях открываются глиняные кувшины, заполненные вином. Во время сбора винограда и приготовления вина по традиции абхазов-христиан в специальный кувшин, закопанный в землю, вливается молодое вино, посвященное дню Пасхи. После открытия кувшина первая часть вина отправляется в тот или иной храм, к которому относятся та или иная абхазская христианская фамилия. В храме священник использует это вино во время совершения Божественной Литургии и молится за семью или род, которые принесли это вино. Есть и те случаи, когда та или иная абхазская фамилии имеет подобный кувшин в ограде храма. Эти кувшины с вином открываются на Пасху в присутствии всех мужчин той фамилии, которой и принадлежит этот кувшин. Процесс открытия кувшина с вином сопровождается и закалыванием пасхального жертвенного животного, а также праздничной трапезой, куда приглашаются родственники и соседи. Во второй воскресный день после Пасхи в традиции Абхазской Церкви вместо Антипасхи и апостола Фомы празднуется память святых жен-мироносиц или, как принято называть у абхазов, «Женская Пасха». В этот день также накрывается особая праздничная трапеза. В пасхальные дни не совершается поминовение усопших и накрытие поминальных трапез недопустимо. Усопшие поминаются после «Женской Пасхи», в понедельник или вторник. На Пасху в Абхазии готовится особенное национальное блюдо – «аиладж». Кушанье это делается из кукурузной муки, с добавлением первого снятого сыра. Получается очень вязкое и очень вкусное блюдо. Есть традиция, которая считает, что первое, что человек должен вкусить после пасхальной службы — это вареники с сыром. На Светлой седмице у абхазов дома открывается специальный кувшин с вином. В Абхазии, когда человек делает вино, он готовит его, главным образом, на Пасху. Вино это посвящено конкретному храму, обычно тому, рядом с которым живет винодел. Хозяин дома, открыв кувшин с вином, наливает его в специальный сосуд, не использующийся в быту, и несет в храм, чтобы священник совершил на этом вине Божественную литургию, помянув всю семью жертвователя. Само пасхальное богослужение осталось неизменным. Но раньше были «внешние» различия — в Абхазии на службу созывали не звоном колоколов, а звуками специальной медной трубы. По кавказской традиции во время пасхального крестного хода священник взбирался на колокольню и оттуда возвещал в первый раз: «Христос Воскресе!», пел пасхальный тропарь. Речитатив, воздетые руки — такие были элементы богослужения. Сейчас от этих традиций остались воспоминания…
Пасха в Албании
Светлое Христово Воскресение — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года. Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью. Пасха в Албании, как и во многих странах, — один из главных праздников для страны и самый главный для верующих христиан. В Албании, где около 30 процентов населения — приверженцы ортодоксальной церкви, Пасха отмечается по православному календарю.
Пасха в Болгарии
Православная пасха, или, как в Болгарии принято ее называть, «Великден» - один из самых больших и важных православных праздников. В этот день Господь Бог Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник связан во времени с первым полнолунием после дня весеннего солнцестояния, и поэтому каждый год Великден (Пасха) приходится на разные даты. Приготовления к празднику идут в течение всей предыдущей, Страстной недели. Обычно рано утром в Страстной четверг во всех домах красят яйца (если это не сделано тогда, то можно красить яйца лишь рано утром в субботу). Самая старая женщина первым покрашенным яйцом чертит крест на лбу всех детишек в доме. Потом это яйцо кладется перед домашней иконой. Обычно тогда же пекутся и Пасхальные хлеба (калачи), в которые кладется нечетное количество яиц. Празднование Великдена (Пасхи) начинается в полночь на воскресенье. В храмах собирается народ на праздничную литургию, неся в руках зажженные свечи и захватив из дому покрашенные яйца. Во время службы в храме все поют «Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ», а после службы все поздравляют друг друга: «Христос воскресе!». Ответ должен гласить: «Воистину воскресе!». Это и служит поздравлением при встрече на улице в следующие несколько недель. Еще во дворе храма люди дарят друг другу покрашенные яички, чокаются ими, а потом их едят. Наутро люди снова посещают церковную службу, а потом собираются по-семейному. Молодые обычно идут в гости к родителям или к кумовьям. К столу подают, как правило, блюда из баранины, ставят на стол много салатов из свежих овощей, разливают красное вино.
Пасха в Боснии
Пасха в Греции
Православная Пасха - самый важный религиозный праздник в Греции, во время которого шествуют массовые процессии людей, несущих освященные свечи. «Пасха» означает «переход». Это - вечный переход от смерти к жизни, с земли на небо! В период подготовки к Пасхе (страстная неделя) греки обязательно всю неделю ходят в церковь. Все храмы в стране в эти дни переполнены. В Греции православие является государственной религией, и церковь не отделена от государства. Более 90% населения - православные христиане. Поэтому праздник Пасха является государственным, всенародным, вторым по значению после Рождества. За два дня до Пасхи жизнь в городах замирает. Закрыты все госучреждения, приспущены государственные флаги. В Великую Пятницу по улицам города совершают крестный ход с украшенной лепестками роз Плащаницей. В этот день грехом считается работать с молотком и гвоздями - в память о пригвожденном ко кресту Спасителе. На трапезе едят только суп с кунжутом и чечевицу с уксусом. В Великий Вторник пекут сладкое печенье – «кулураки», а в Великий Четверг красят яйца, преимущественно в красный цвет. Настает канун Святой Пасхи. В Великую Субботу совершается торжественная пасхальная служба, во время которой в полной темноте все зажигают свои свечи от единственной горящей свечи и разносят огонь по всему храму. Ровно в полночь священники возглашают: «Христос Анести!» («Христос Воскрес!»). В эти минуты вся Греция оглашается радостными криками и всеобщим ликованием - «Алитос анести» («Воистину воскрес»). Сотни петард и фейерверков взмывают в небо. Начинается Пасха, славят Воскресение Христово. Итак, на площадях перед церквами пылают огромные пасхальные костры, а в небе взрываются фейерверки и петарды. С зажженными свечками и радостью на душе, пообщавшись с друзьями и знакомыми, люди расходятся по домам, чтобы от пасхальных свечей зажечь лампады перед иконами. На столе появляется магиритса, предназначение которой состоит в подготовке желудка долго постившихся людей к обильной воскресной трапезе. Люди катают по столу крашеные пасхальные яйца, освященные в церкви. Считается, у тех, чье яйцо в этом «состязании» уцелеет, год будет удачным. Еще один момент - если до Пасхи все приветствовали друг друга словами: «Кало Пасха» («Доброй Пасхи»), то после нее говорят «Хронья пола» («Многие лета»). В воскресенье после утренней службы в церквах и перезвона колоколов с полудня по всей Греции, в домах и на открытом воздухе, при стечении родственников и друзей, проходит большой пир с традиционным барашком и вином. Молодежь и старики танцуют, отмечая свой самый светлый праздник в году. Крестный ход в Греции не такой, как в русских церквях. Все идут не вокруг храма, а с пением и возожженными свечами направляются по городским улицам на центральную площадь. Здесь перед многотысячной толпой происходит символическое сожжение Иуды. Праздник набирает силу, в воздухе стоит шум и грохот от несметного количества хлопушек. И, что уж совсем необычно, ровно в полночь, после торжественного чтения Евангелия, начинается грандиозный фейерверк. Небо озаряется сотнями разноцветных огней. Наиболее красочно празднуется Пасха на острове Корфу. Торжества начинаются задолго до нее. В Лазареву субботу дети ходят от дома к дому с песнопениями о воскрешении Лазаря и собирают яйца и деньги. Во вторник Страстной недели хозяйки пекут пасхальный хлеб. Среда посвящена уборке и мытью дома. В четверг красят яйца, причащаются, а вечером девушки украшают гирляндами цветов символические носилки, на которые будет положено тело Господа после снятия Его с креста. Пятница - день скорби. Все проявляют особую воздержанность в еде, разговорах, поведении. В этот день никто не должен брать в руки молоток, гвозди или иглы - это считается большим грехом. Во второй половине дня, после окончания службы, из дверей всех храмов выходят красочные процессии «эпитафиос». Они сливаются в один мощный людской поток, который до самой ночи течет по городским улицам. Возглавляет каждую процессию оркестр или хор, исполняющий духовные произведения. Священные носилки сопровождают служители церкви, почетные граждане, одетые в парадную униформу учащиеся, скауты, военные, а также прихожане, поющие церковные гимны... В этом величественном шествии принимает участие едва ли не все население Корфу. Прихожане каждой церкви стараются, чтобы именно их процессия выглядела самой торжественной. На следующий день, в Страстную субботу, ровно в одиннадцать, после окончания службы в кафедральном соборе, услышав звуки церковного колокола, жители, в соответствии с древней языческой традицией, начинают выбрасывать из окон прямо на мостовую огромные глиняные кувшины с водой. Считается, что в них в течение года собиралось все плохое и злое, что попадало в дом, и сейчас, вместе с кувшином, происходит избавление от накопившегося зла. Среди множества греческих народных обычаев, связанных с празднованием Пасхи, есть и экзотические. Жители деревни Вронтади на острове Хиос в Эгейском море оправдывают название своей малой родины, происходящее от слова «гром», целым дождем шутих. При этом фейерверк принимает характер «перестрелки» между двумя церквами, расположенными друг напротив друга на склонах долины. Возле каждой церкви устанавливается горизонтально большой лист черепицы, на который выкладывают петарды. В назначенный момент петарды вылетают навстречу друг другу и сталкиваются в ночном небе. Очевидцы утверждают, что зрелище фантастическое. Местные уверяют, что это настраивает их на праздничный лад. На пасхальной трапезе едят традиционный суп из бараньих потрохов - магирицу, который готовят заранее, в субботу. Откупоривают рецину - первое вино прошлогоднего урожая. На природе устраивают широкие застолья и пикники, жарят на кострах молодых ягнят. В Салониках городской муниципалитет устраивает для всех - и местных, и приезжих - бесплатное угощение: на столах выставляют вино, мясо и обязательно красные пасхальные яйца со сладким чуреком. Песни и греческие танцы не умолкают до самого утра и продолжаются всю Светлую неделю. А пасхальные каникулы у греческих школьников длятся целых 15 дней. Проживающие в Греции русские люди там, где это возможно, ходят в русские церкви либо в ближайшие греческие. Паломники из России празднуют Пасху и на Святой горе Афон, где находится русский Свято-Пантелеймонов монастырь.
Ахдгома — Пасха в Грузии
Празднование православной Пасхи в Грузии начинается с нерабочей пятницы и длится до вторника следующей недели. Сам праздник Пасхи отмечается одновременно со всем православным миром. Страстная пятница официально объявлена в Грузии нерабочим днем, как и Пасхальный понедельник. Кульминационное событие праздника Пасхи – Всенощное бдение в ночь на воскресенье и крестный ход. В домашних ритуалах, схожих с обычаями этого дня у других православных народов, проявились древнейшие представления об умирающей и воскресающей природе. На второй день после Пасхи православные Грузии поминают ушедших родственников, идут на их могилы, несут туда крашенные яйца и творожные пасхи.
Пасха в Иордании
Ежегодно весной христиане Иордании отмечают главный праздник всего христианского мира – Пасху. Иордания – страна с богатой культурой и историей. Территория страны, большей частью покрытая пустынями и горами, расположена, тем не менее, на землях, исторически и духовно неразрывно связанных с Библейскими событиями. Будучи на 90% страной мусульманской, Иордания является родиной и для христиан, составляющих порядка 6% населения страны, а также местом паломничества христиан со всего мира. Здесь протекает река Иордан, в которой Иоанном Крестителем был крещён Иисус Христос, по этим землям вёл в Землю Обетованную из египетского плена иудеев Моисей. Здесь же расположена и гора Нево, известная как Гора Моисея. Согласно Библии Моисей взошёл на гору Нево, и Господь показал ему Землю Обетованную. Здесь же Моисей закончил свой земной путь и был похоронен в долине. Точное место его погребения остаётся тайной. На территории Иордании действует много христианских храмов, позволяющих верующим посещать службы и свободно без ограничений исповедовать свою веру. Большинство иорданских христиан принадлежат к Православной церкви, чьи храмы входят в Иерусалимский патриархат. Кроме Православной церкви, христиане Иордании представлены греко-католической, римско-католической, армянской апостольской и другими христианскими церквями. Пасха, дата празднования которой ежегодно смещается и не является постоянной, отмечается, как и во всём христианском мире, праздничными богослужениями, крестным ходом, а предшествует этому 7-недельный Великий Пост, направленный на очищение души и тела и подготовку к встрече величайшего из христианских праздников. Встреча Светлого Христова Воскресения христианами Иордании проходит по всем канонам Христианской церкви, будь то Православная или Римско-католическая церковь. Нередко среди прихожан православных храмов на праздничном богослужении можно встретить представителей Российской дипломатической миссии, Посольства России в Иордании. После ночной Литургии и утренней службы прихожане могут, сохраняя верность традиции, освятить пасхальные яйца и куличи, оставив в Храме часть освящённых Пасхальных яств для нуждающихся. Характерной особенностью последних лет стало усиление мер безопасности во время массовых мероприятий, в том числе и во время Пасхальных богослужений. Причиной тому послужили участившиеся случаи нападения религиозных фанатиков на прихожан различных конфессий по всему миру. Очень приятно, что кроме государственных структур безопасность поддерживают и общественные добровольцы из числа мусульман. Это ярчайшее проявление терпимости, желания и способности жить в мире и согласии людям разного вероисповедания. Очень символичным является и то факт, что христиане Иордании (и православные, и католики) отмечают Пасху по Православной традиции (по юлианскому календарю). Расхождения в датах празднования главного Христианского праздника у католиков и православных в Иордании нет. Правда католическая иерархия одобрила в 2012 году переход на празднование по юлианскому календарю только Пасхи. Тем не менее, Иордания является страной, где благодаря Светлому Христову Воскресению христиане снова могут почувствовать свои единые духовные основы.
Пасха на Кипре
Самым важным для православных киприотов праздником, конечно же, является Пасха, Великое Христово Воскресение! До этого праздника, в течение 50 дней верующие киприоты воздерживаются от приема скоромной пищи и от увеселительных мероприятий. Некоторые подвизаются даже в еще более строгом посте и чтении молитв. Накануне самого Праздника Пасхи, в ночь, киприоты собираются на службе в церкви. Праздничная литургия продолжается дольше, чем, например, в России. Киприоты сохраняют традицию окрашивания яиц и выпечку куличей, которые они приносят с собой на службу для освящения. Причем красят яйца киприотки, в основном, в красный цвет, не поддаваясь новомодным искушениям окрашивать пасхальные яйца в разные цвета. В полночь все собравшиеся в храме зажигают свечки, и храм изнутри просто светится. Даже лица пришедших преображаются, на них появляется особо радостная улыбка, когда священник провозглашает: «Христос Анести!» («Христос Воскресе!»). В ответ люди отвечают «Алитос Анести!» («Воистину Воскресе!»). После службы киприоты расходятся по домам, где для разговения позволяют себе отведать уже освященные яйца и куличи. Наутро все (и родные, и знакомые) приглашаются к праздничному столу, к царскому столу, где главным блюдом становится зажаренный на вертеле барашек! Так как Пасха празднуется весной, то это приходится ко времени созревания свежей зелени: петрушки, сельдерея, укропа, различных пряностей. Также к пасхальному столу готовят разные сорта капусты, артишоки и спаржу.
Пасха в Румынии
Даже служители церкви признают, что в Румынии Пасха является не только христианским праздником, но, в силу того, что попадает на период перехода от холодов к потеплению, соединяет в себе и переносит на себя многие дохристианские практики, обычаи и традиции. Этот симбиоз между христианским и языческим привел к тому, что пасхальные праздники стали чем-то уникальным в календарном ряду других церковных праздников. С Великого четверга мужчины приостанавливали свои хозяйственные работы, женщины же приступали к приготовлению ритуальных блюд – выпечке пасхи (куличей), а также особо испеченного калача (cozonac). В этот день окрашивались красные пасхальные яйца, а также расписывались писанки. В Румынии также традиционным пасхальным блюдом является жареный пасхальный ягненок. Все эти блюда приготавливались в печи. Еще одно любопытное блюдо, присущее Румынии и Молдавии – «babele» - пасхальная баба, специально приготовленное в печи сладкое блюдо из макарон, лапши, которые заливались в специальные формочки. В некоторых районах является обязательным пасхальным блюдом, в других не готовится вообще. Надо сказать, что раз существовал обычай готовить бабу, то, конечно же, существовало и блюдо «противоположного пола» - дед. Но, в отличие от бабы, блюда, которое было сладким, а после приготовления обязательно должно было оставаться белым, дед – был кисловатым или соленным на вкус, а цвет был обязательно коричневатым, в общем, темным. Но есть и различия,- в других селах дед сладкий, а баба кисловатая, но цвет все равно остается тем же. В ритуале освящения пасхальных блюд большая часть Румынии придерживается обычая освящать пасху и другие блюда либо в субботний вечер, либо после пасхальной службы в день Воскрешения Христова, то есть в воскресенье. Традиция предписывала обязательное присутствие на ночной пасхальной службе, и особенно на утренней, воскресной, после которой священник и освящал принесенные с собой прихожанами блюда. Обязательными в пасхальной корзине являлись пасха, «babele» (бабы) – символ праведной жизни, соль, сахар, сало и деньги. Во многих районах обязательным был чеснок и, конечно же, пасхальные яйца, прежде всего красные, так как писанки имели особое назначение. Здесь же присутствуют и ряд блюд, которые будут розданы бедным. В пасхальную, предвоскресную ночь девушки старались не только посетить церковь, но еще и вымыть язычок церковного колокола чистой родниковой водой, а остатки этой воды использовать затем для умывания в момент рассвета солнца, в день воскрешения, чтобы быть красивыми весь предстоящий год, и чтобы к ним все парни сбегались, так же как сбегаются люди на звон пасхального колокола в церковь. Другими обязательными для выполнения обычаями было предписание о том, чтобы утром, прежде чем приступать к трапезе, совершать «омовение» красным освященным пасхальным яйцом, для того, чтобы обрести такое же здоровье и здоровый красный румянец лица, каким обладает это освященное пасхальное яйцо. Есть еще много других интересных обычаев. Некоторые обычаи соблюдаются до сих пор.
Пасха в США у православных христиан
Приход Пасхи начинается для православных христиан Америки еще с Прощеного воскресения. День этот очень важен для правильного восприятия и несения подвига Великого поста. Именно покаяние и осознание своей греховности, готовность к прощению и жертвенности приготавливает к великому празднику Пасхи. Во все дни Великого поста они готовят себя к духовному празднику. В Чистый четверг предпасхальной недели делаются последние приготовления, красятся яйца, варится пасха и пекутся куличи. Страстная Пятница – ничего кроме воды и чего-нибудь совсем постного. В праздник украшают пасхальные корзины живыми цветами, лентами и бантами. Принято горшки с лилиями приносить в храм и украшать ими свой дом. Лилии – символ Пасхи, куличи, творожная пасха, яйца выставляются в трапезной на рушниках, ставятся домашние свечи. Все это ожидает конца службы. Служат в разных церквях по-русски или по-английски. А после – всеобщие целования и христосования! Лица прихожан светятся особым пасхальным сиянием. Христос воскрес! Воистину воскрес!
Пасха в Сербии
Пасха в Черногории
В Черногории Православная Пасха, как и Рождество, является официально отмечаемым праздником. Пасхальная служба в Сербской Церкви начинается в монастырях в 3-4 часа утра, а в приходских церквях - в 5-6 утра. Пасха празднуется 2-3 дня. Сербы и черногорцы, как и русские, "христосуются" и приветствуют друг друга, восклицая "Христос Воскресе" - "Воистину Воскресе". Большое внимание уделялось пасхальной трапезе. Ее начинали с просфоры или яиц. На столе имелись хлеб, вино и вареное кропило - непременные атрибуты пасхальной трапезы. Иногда яйца специально запекали в калачики. Пасхальным вечером начинаются народные гуляния, они происходят прямо на церковном дворе. Самодеятельный или цыганский оркестр играет музыку, а люди водят огромный хоровод - коло. В Боснии подобное гуляние называется на турецкий лад - таферич, в Сербии и Черногории - варош или народни сабор. Праздник Христова Воскресения Пасха в Сербии называют "Васкрес". Слово "Пасха" сербам почти неизвестно. Ещё до недавнего времени шли споры о том как правильно произносить "Васкрес" или "Ускрес" (хорватская и западно-сербская интерпретация), но в конце концов возобладал авторитет церковнославянского приветствия "Христос Воскресе", и Пасха утвердилась как "Васкрес".
Пасха у православных христиан
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Светлое Христово Воскресение — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года. Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью. Вот как это было: По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении (женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик. Икона А.Рублева "Воскресение Христово" (1408-1410)Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых». Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас. Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам». Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле. Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашеные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом). Крашеное яйцо (раньше — это были только красные яйца) — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу. Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и другие) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.
Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)
Празднование Дуйнхора связано с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны. Калачакра означает буквально «колесо времени» и является одной из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Главная цель учения Калачакра-тантры, равно как и любого другого буддийского учения — достижение состояния Просветления (состояния Будды), внутренней реализации. Отличием Калачакра-тантры является то, что, следуя ее сложному комплексу психофизических упражнений, можно достичь Просветления не за длительный период множества перерождений, а за одну жизнь. Особое значение в этом учении придается практике мантры. В учении Калачакра-тантры была разработана концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни (санскр. праджня — трансцедентальная мудрость и божественная интуиция), олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. По легенде, Калачакра-тантру начал распространять в Индии в 965 году аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбала, где оно сохранялось с того времени, когда было проповедано Буддой царю этой страны Сучандре. Отмечается Дуйнхор-хурал в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря (апрель-май), при этом главное торжество приходится на 15-й лунный день. Калачакра — божество медитацииВ дни праздника в монастырях проводятся торжественные молебны (хуралы) с чтением трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа. Характерным элементом этих молебнов является то, что во время их проведения монахи надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы, символизирующие элементы учения Калачакра-тантры. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Стоит также отметить, что танки (изображения) идама Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе — здоровье. Еще о Калачакра-тантре В Калачакра-тантре выделяют три типа Колеса Времени: внешнее, внутреннее и изменяющее (трансформирующее). Внешний круговорот времени — это непрерывный поток изменений на внешнем уровне, на уровне окружающего мира и его объектов. Внутренний круговорот времени — это непрерывный поток изменений на внутреннем уровне, на уровне жизнедеятельности, на уровне энергетических каналов, пран и бинду. В Калачакра-тантре говорится, что внешние явления взаимосвязаны с внутренним миром человека, с его психикой и телом, а следовательно, человек может воздействовать на окружающий мир, изменяя себя. Развивая внутренний мир и спокойствие, человек сможет прийти к гармонии в отношениях с окружающими людьми, расширить пространство любящей доброты и сострадания в мире. С другой стороны, если одни внешние условия благоприятствуют определенной внутренней деятельности, то другие внешние условия препятствуют этому. Астрология Калачакры направлена на определение благоприятности момента различных начинаний, что позволяет гармонизировать внутреннюю энергию человека с внешней энергией обстоятельств. Астрологическая система Калачакpы была положена в основу при создании нового тибетского астрологического календаря. В Калачакра-тантре также содержится учение о тонкой внутренней структуре человеческого тела. Для вхождения в глубокие практики практикующий должен представлять структуру собственного духовного тела с его энергетическими каналами, ветрами (пранами), каплями (бинду), двигающимися по этим каналам и пребывающими в особых точках тела. Нади (энергетические каналы), праны (энергии) и творящие капли нашего тела называются в тантре внутренним Калачакрой и составляют основу для очищения в практике тантры.
День подснежника
…Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник! С. Я. Маршак, сказка «Двенадцать месяцев» Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника (The Day of Snowdrop). Свою историю он ведет из Англии, где был учрежден в 1984 году. Вообще в мире, в зависимости от климатической зоны, подснежники зацветают от января до апреля. В Великобритании их цветение приходится на середину апреля, поэтому данный праздник был приурочен к этому периоду — началу весны и теплых солнечных дней, а сегодня стал любим и в других странах. Стоит сказать, что в Англии подснежники — это очень популярные цветы, а отношение к ним весьма трепетное. Есть мнение, что это связано со старинным английским поверьем, которое гласит, что подснежники, посаженные вокруг дома, уберегут его жителей от злых духов. Но прежде всего подснежники — это первые цветы, которые появляются после зимних холодов и соответственно символизируют начало весны, победу тепла над холодом и дарят надежду на лучшее. Они украшают многие городские клумбы, а их разведению в Соединенном Королевстве уделяется столько же внимания, сколько, например, разведению тюльпанов в Голландии. Латинское название подснежника — «галянтус» (Galanthus) — «молочный цветок». Это растение известно еще с 1 тысячелетия, в средние века его почитали как символ непорочности, а повсеместно стали выращивать в 19 веке. Сегодня подснежники произрастают на многих территориях Земного шара, всего их насчитывается около 20 видов, но практически все они занесены в Красную книгу. Самый популярный вид — подснежник белоснежный, а еще есть греческий, византийский, кавказский… Все они различаются по форме и расцветке и даже аромату, но все они очень любимы. В разных странах этот цветок называют по-разному. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а россияне — подснежником. Русское название, вероятно, произошло благодаря способности этого весеннего растения пробиваться из-под снега и зацветать с первыми теплыми лучами солнца. Интересно, что в каждой местности есть свое название подснежнику — те цветы, которые в данной местности зацветают первыми и называются подснежниками. Например, в Нижегородской области подснежником называют сон-траву или, по-другому, прострел раскрытый. В России подснежник растет большей частью в предгорных и горных лесах или на высокогорных лугах, также его разводят как декоративное растение. Сегодня подснежники произрастают на многих территориях Земного шара, но практически все они занесены в Красную книгу (Фото: Ondrej83, Shutterstock) Ведь сам по себе факт, что под снегом прячется это прекрасное весеннее творение природы, уже делает образ подснежника полным загадок и тайн. Поэтому вполне закономерно, что он часто становился героем различных легенд и сказок. Например, одна древняя легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и стала плакать, вспоминая о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Отсюда и считается, что подснежник — символ надежды. По другой легенде, богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в карнавале, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день. На Руси существовала легенда, что однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек и смог выбраться из под снежного покрывала. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне… Однако, к сожалению, сегодня подснежник стал жертвой именно «любви человеческой». Эти цветы прекрасны, но только в природе, ведь сорванные цветы «живут» всего несколько дней. А по вине людей, которые варварски «собирают» подснежники, их на Земле с каждым годом становится все меньше и меньше. Еще не так давно они росли во многих странах, но цветущие растения подвергались массовому уничтожению на букеты, а их луковицы хищнически выкапывались. Поэтому в настоящее время большинство видов подснежников занесено в Красную Книгу как исчезающий вид, собирать их нельзя. Экологи ратуют за ужесточение мер по отношению к «собирателям» подснежников, призывают всех относиться к этим цветам осторожно и бережно и даже в преддверии весенних праздников не дарить их женщинам. Но каждый год с наступлением весны в городах вновь появляются торговцы подснежников, и не только тех, которые выращены в тепличных условиях. Поэтому, если вам захочется купить букетик этих красивых цветов, вспомните, что, покупая их, вы подталкиваете браконьеров к еще более масштабному сбору в последующие годы. Откажитесь от этого маленького удовольствия, помогая тем самым сохранить живую природу. Чтобы и у наших потомков была возможность увидеть это чудо природы в живую, а не только узнать о нем из сказок и легенд. Вот о чем напоминает сегодняшний праздник — День подснежника.