‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День памяти геноцида греков Малой Азии
19 мая греческий народ отмечает трагическую дату в своей истории — День памяти геноцида греков Малой Азии. В этот день греки скорбят и оплакивают своих соотечественников, ставших жертвами беспощадного истребления, совершенного турками-османами в 1916-1923 годах. В наши дни, наверное, у большинства людей, не занимающихся историей профессионально, Греция ассоциируется со сравнительно небольшим клочком суши у побережья, где компактно живут греки. Но такой маленькой родина греков была не всегда. В начале первого тысячелетия до нашей эры уровень жизни и культуры греков были развиты настолько, что возникла естественная необходимость в расширении своего влияния. Греки охотно принялись путешествовать по миру, и на южном побережье Черного моря ("Эвксинос Понтос") вскоре появился первый греческий город — Синоп. Следом были основаны Трапезунд, Кромна, Птерий, Китор… Вскоре все южное и северное Черноморье стали почти полностью греческими (территория современной Турции и Кавказа, от города Батуми на востоке до Инеполи на западе, то есть примерно 140 тысяч квадратных километров). Начался расцвет торговли, науки и культуры. Греческое население бережно хранило традиции, нравы и обычаи. Один город помогал другому, способствуя тем самым росту новых колоний, создававшихся не только в прибрежной полосе, но и в глубине материка. Со временем Понтийское государство стало развиваться независимо от остальных греческих земель. Чеканилась собственная монета, обосабливался язык… В 1461 году государство было захвачено турками-османами. В тяжелые годы турецкого ига понтийские греки всеми силами старались сохранить свою веру, свой язык и культуру, несмотря на многочисленные и подчас очень жестокие попытки турок исламизировать и "отуречить" коренное население. Греки открывали в своих городах греческие школы и даже высшие учебные заведения. Таким образом, к началу 20 века история понтийских греков насчитывала уже около 3 тысяч лет. Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокии. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий, греки не поддавались исламизации и "отуречиванию". Турецкое правительство всерьез опасалось выхода Анатолии и Понта из-под власти Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией; к тому же среди греческих подданных Турции (особенно понтийцев) было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на турецкую экономику. Поэтому Турцией были подготовлены "решительные меры" по искоренению греческого элемента, которые и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия "младотурок", провозгласивших лозунг: "Турция — для турок!". В сентябре 1911 года был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились греки и армяне. Немногие знают о геноциде греков. Но это — исторический факт, свидетельства о котором зафиксированы в архивах многих стран мира. История репрессий против греческого населения в Турции, начавшаяся в 1453 году с падением Византийской империи, насчитывает пятьсот лет. До начала греческой освободительной войны 1821 года жестокие меры против мирного населения применялись в основном в карательных целях (например, подавление Пелопоннесского восстания 1770 года). Но, по мере усиления политического и экономического кризиса в Османской империи, погромы и массовое уничтожение христиан приобретали все больший масштаб и характер. Младотурецкая революция 1908 года ввела в обиход турецкой политической элиты идеологию «пантюркизма», которая фактически является расистской доктриной, создавшей базу для тотального истребления христианских народов Турции. Сотни тысяч греков, не один век счастливо живущих на благодатных землях, были изгнаны с родных мест, зверски замучены, убиты. Голод и холод, болезни и смерть, годы скитаний и лишений — все это выпало на долю греческого народа. События тех лет по отношению к грекам подпадают под все составляющие юридической категории "геноцид" — массовое систематическое истребление мирного населения. Количество убитых и замученных исчисляется официальной цифрой в 353 тысячи человек, что больше 50% всего населения до начала казней и принудительного переселения, целью которых было не перемещение людей из одной точки в другую, а смерть в пути. При этом была прекрасная возможность сказать, что "…руки не испачканы кровью, ведь христиане сами умирали в пути!". 24 февраля 1994 года Единогласным решением Греческий парламент постановил считать 19 мая Днем памяти геноцида малоазийских греков турками.
Ночь Предопределения в Турции
Kadir Gecesi по-турецки, Лейлят-уль-Кадр (Лейлят-аль-Кадр) по-арабски, Ночь Мощи (Величественности) или Законодательства по-русски - 27-я ночь Рамазана, сообразно лунному календарю Хиджры. Ее именуют по-разному, но, независимо от написания, это всегда ночь Сошествия Корана (так на арабском языке Laylat - ночь, Qadr - откровение). Однако в Турции этот праздник носит также название Kadir Kandili, что восходит к правлению Селима II. В 16 веке в темное время суток молельные дома освещались исключительно подсвечниками (оттуда и пошло слово канделябр). Сияющие минареты указывали людям место, где они могли попросить прощения и облегчить страдания своей души. Вместе с тем, Кадыр Геджеси является всего лишь одним из нескольких конфессиональных фестивалей. Помимо указанного Kandil сюда входят: Рождество Мухаммеда (Mevlit Kandili), Просветление (или Зачатие) Мухаммеда (Regaip Kandili), Вознесение Мухаммеда (Mirac Kandili) и Ночь Отпущения грехов (Berat Kandili). Означенные даты считаются не очень значительными празднествами. Их празднование не слишком отличается от их встречи в других странах исламской культуры. Кадыр Геджесы все же выделяется из этого ряда. Последние 10 дней уразы особенно значимы и проникнуты ожиданием апогея Рамадана, как величают эту ночь турки. Согласно Писанию, Книга Мухаммеда была ниспослана человечеству, при просредничестве архангела Джебраила (Гавриила), как раз 27 числа священного месяца Рамадан. Правоверные не спят до восхода солнца, чтобы услышать первую утреннюю проповедь. Уличные продавцы сладкого предлагают в дни Kandili маленькие пирожные, разложенные в миниатюрные цветные мешочки. Не изумляйтесь, если в это время Вам поднесут тарелку, полную helva (халва) или lokma tatlisi (оладьи с медом), которые нужно съесть тотчас же. Если вы в ответ чем-нибудь угостите дарителя, турки воспримут это как в высшей мере дружелюбный жест. В дни всех Канделы требуется читать жизнеописание Мухаммеда, после чего нужно нанести визиты вежливости старейшинам рода. В наши дни личное общение, к сожалению, вытесняется телефоном.
День памяти Ататюрка, молодежи и спорта в Турции
Ночь Могущества и Предопределения — Ляйлятуль-кадр
В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлятуль-кадр (Laylat al-Qadr) — Ночь Могущества и Предопределения — самая значимая ночь. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в эту ночь. Исламские ученые предполагают ряд причин, почему эта ночь была названа «Ляйлятуль-кадр» (Ночь Могущества): «Могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был ниспослан именно в эту ночь. Невероятно большое количество ангелов опускаются в эту ночь на землю. Проявление благодати, милости и прощения Всевышнего в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности. Верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии». Точная дата этой ночи неизвестна, обычно она приходится на последние 10 дней месяца Рамадан. У Ляйлятуль-кадр есть особенности. В эту ночь бывает очень тихо и безмятежно, звезды не падают, погода стоит безоблачная и без осадков. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние, а утром солнце восходит как полная луна — без ослепляющих лучей, с нежным светом. В Ляйлятуль-кадр самым лучшим для мусульманина будет совершение покаяния (тауба) и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, прощаются былые обиды, строятся планы на будущее.