‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День полярника в России
21 мая в России, начиная с 2013 года, отмечается День полярника, установленный Указом Президента РФ № 502 от 21 мая 2013 года «О Дне Полярника», в знак признания заслуг людей данной профессии. Эксперты полагают, что учреждение этой праздничной даты позволит повысить престижность работы в Арктике и Антарктике, а также привлечет к работе в полярных районах высококвалифицированные кадры. Дата для данного профессионального праздника была выбрана неслучайно – 21 мая 1937 года начала свою работу первая научно исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1» («СП-1»). Решение об организации в Арктике подобной научной станции советским руководством было принято в феврале 1936 года. Начальником всей экспедиции был назначен Отто Шмидт, а руководителем непосредственно полярной станции «Северный полюс-1» – Иван Папанин. Кроме них в состав экспедиции также вошли океанолог Пётр Ширшов, геофизик-метеоролог Евгений Фёдоров и радист Эрнст Кренкель. Среди задач, которые ставились перед «СП-1» – проведение океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах освоения Крайнего Севера, в том числе развития Северного морского пути. 21 мая 1937 года станция начала свою работу. Каждый новый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям важные результаты и открытия (одно из первых – глубина воды подо льдом 4290 метров). «СП-1» проработала на дрейфующей льдине 274 дня и за это время была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море (то есть проделала путь в 2050 км). Но льдина, на которой находилась станция, под влиянием сильных сжатий неоднократно разламывалась, и экспедицию решено было завершить. 19 февраля 1938 года полярников взяли на борт ледоколы «Таймыр» и «Мурман». Первые полярники За время работы экспедиции исследователями был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории позволил получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на данной территории. «СП-1», став первой в мире научно-исследовательской дрейфующей станцией, открыла и новую эпоху в исследовании Арктики, а результаты ее работы вошли в золотой фонд мировой науки. Сам же День полярника появился в календаре праздничных дат России по инициативе спецпредставителя президента по международному сотрудничеству в Арктике Артура Чилингарова. А в декабре 2012 года данное предложение поддержали и члены Совета Федерации. 25 апреля 2013 года в ходе «прямой линии» данный вопрос на рассмотрение был предложен президенту РФ В.Путину. Он поддержал идею учреждения профессионального праздника полярников, исследователей Арктики и Антарктики и предложил начать отмечать его уже в том же году. Интересно, но сразу после установления праздничной даты, эксперты стали спорить, кого можно отнести к полярникам. В Министерстве природы РФ считают, что полярники – это специалисты, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жители районов Крайнего Севера, геологи и океанологии, военнослужащие и газо– и нефтедобытчики. Общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек. Несмотря на молодость, сегодняшний праздник уже много лет стихийно отмечается на Севере и в Арктике. Причем в одних регионах его праздновали в июне, в других – в сентябре, когда наступал конец экспедиционного сезона. Наконец, День полярника получил утверждение на государственном уровне в знак признания заслуг специалистов данной профессии и вообще всех людей, кто живет и работает в Арктике и Антарктике.
День Тихоокеанского флота ВМФ России
День Тихоокеанского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 21 мая, в честь создания данного флота. Установлен приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 253. Дата для празднования была выбрана в связи с тем, что 21 мая 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» были учреждены Охотская военная флотилия и Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане. Еще во времена правления Анны Иоанновны с дальневосточных рубежей России в столицу стали поступать сведения о происходящих там частых нападениях японцев, китайцев и маньчжуров. Для защиты русских земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. Именно основываясь на данных сообщениях и был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта. Десантирование морской пехоты на берег в ходе учений (Фото: mil.ru) Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году. Отвагу и героизм проявляли моряки-тихоокеанцы и во всех событиях русского военного оружия - отличились они в боевых действиях в русско-японской войне в Японском море, и во время Революции 1905-1907 годов, и в годы Великой Отечественной и советско-японской войн. В настоящее время Тихоокеанский флот России (ТОФ), как оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ, имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, части сухопутных и береговых войск. Большая эмблема Тихоокеанского флота Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил РФ в целом является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основными задачами Тихоокеанского флота, как оперативно-стратегического объединения ВМФ РФ, являются: поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил). Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.
День военного переводчика в России
Ежегодно 21 мая в России отмечается День военного переводчика. Эта дата для профессионального праздника выбрана в связи с тем, что 21 мая 1929 года заместитель народного комиссара по военным и морским делам и председателя РВС СССР Иосиф Уншлихт подписал приказ «Об установлении звания для начсостава РККА "Военный переводчик"». Этот приказ, по сути, узаконил профессию, существовавшую в русской армии на протяжении многих столетий. Востребованность и важность профессии военного переводчика в любой армии и в любые времена — это очевидный факт, ведь большинство войн в мировой истории велось между народами, говорящими на разных языках. В России эта профессия известна практически с начала формирования централизованного русского государства, то есть со времен византийских походов славян. В 16 веке появилась отдельная служба, профессионально занимавшаяся переводами иностранных языков, — в 1549 году был учрежден Посольский приказ, штат которого насчитывал 22 письменных переводчика и 17 толмачей, владевших десятками иностранных языков. Они занимались и дипломатическими, и военными переводами. И до определенного времени данная практика была единой и не имела каких-либо коренных отличий. Однако, в связи с расширением границ России (выходом к Балтийскому и Черному морям, Дальнему Востоку и Средней Азии), ситуация изменилась, и в 1885 году при отделении восточных языков Азиатского департамента МИД были открыты офицерские курсы, готовившие переводчиков именно для военных целей. Они очень быстро стали весьма популярными — конкурс среди офицеров, желающих сюда поступить, превышал 10 человек на место. Прошедшие обучение офицеры-переводчики проходили службу в странах Азии, на Кавказе и на вновь присоединенных территориях азиатских военных округов в качестве начальников уездов, приставов, офицеров пограничной стражи. Еще одним большим шагом, ускорившим формирование полноценного кадрового резерва военных переводчиков русской армии (в связи с приоритетными направлениями внешней политики России), стало открытие в 1899 году во Владивостоке Восточного института, где, помимо обязательных английского и французского языков, программа подготовки востоковедов включала в себя китайский, японский, корейский и другие азиатские языки, в зависимости от выбранной учащимся страновой специализации. Не менее весомый вклад в языковую подготовку личного состава армии вносили и курсы иностранных языков, действующие при штабах военных округов. Большую работу выполняли специалисты данной профессии в годы Великой Отечественной войны Современная же история военных переводчиков начинается как раз с Приказа Реввоенсовета Союза ССР №125 от 21 мая 1929 года «Об установлении звания для начсостава РККА "Военный переводчик"» и создания в советской республике системы подготовки специалистов военного перевода, что было обусловлено усиливающимся международным напряжением. Конечно же, большую работу выполняли специалисты данной профессии в годы Великой Отечественной войны и во время всех вооруженных конфликтов, в которых участвовала страна. Сегодня военный переводчик — по-прежнему очень непростая и востребованная профессия. Ведь помимо свободного владения иностранным языком данные специалисты должны уметь переводить документацию, инструкции к технике, знать многие военные термины. Во время боевых действий они также выполняют разведывательную работу, ходят в тыл к противнику, участвуют в допросах пленных... Сам же праздник День военного переводчика в России начали отмечать с 2000 года по инициативе Клуба выпускников Военного института иностранных языков (ВИИЯ). День 21 мая заслуживает внимания как военных переводчиков, так и остальных лингвистов.
День инвентаризатора (День работника БТИ)
Каждый год 21 мая все российские инвентаризаторы и специалисты БТИ отмечают свой профессиональный праздник. Аббревиатура БТИ знакома практически каждому россиянину, и к услугам инвентаризатора или специалиста БТИ обращался многие хотя бы раз в жизни. БТИ — бюро технической инвентаризации — занимается сбором подробных статистических данных о технических характеристиках жилищного фонда для того, чтобы оценить необходимость строительства нового жилья, сноса или ремонта ветхого жилья, а также для оценки средств, которые должны быть выделены для ремонта жилья и реформирования жилищно-коммунальной сферы. Это в масштабах государства. А в масштабах одной семьи — специалисты БТИ помогают законному оформлению собственности, предоставляя для сделок соответствующие документы. Свой профессиональный праздник все инвентаризаторы и специалисты БТИ отмечают 21 мая. Формально считается, что история российской инвентаризации началась 21 мая 1927 года, когда Экономическое совещание при Совете труда и обороны РСФСР (ЭКОСО) приняло Постановление «Об утверждении Положения об инвентаризации имущества Местных Советов». Но более точным документом сами инвентаризаторы называют Постановление ЭКОСО от 10 января 1930 года, в котором местным Советам было предписано принять меры, обеспечивающие правильную постановку работы по регистрации текущих инвентарных изменений в местном имуществе путем организации особых учетно-экономических бюро. В июне 1995 года по инициативе российских юридических лиц, деятельность которых связана с кадастровой деятельностью и технической инвентаризацией объектов недвижимости, на территории Российской Федерации была создана негосударственная некоммерческая организация «Федеративный союз инвентаризаторов России». День инвентаризатора был учрежден на основании постановления Правления Федеративного Союза инвентаризаторов № 21 от 21 мая 1999 года «О профессиональном празднике инвентаризатора и установлении даты его проведения». В постановлении говорится, что специалисты-инвентаризаторы на протяжении многих лет неофициально отмечают дату принятия первого постановления об инвентаризации имущества местных Советов, 21 мая, как свой профессиональный праздник. На протяжении многих лет у российских инвентаризаторов сложились традиции и обычаи, утверждающие значимость профессии инвентаризатора, сохраняется профессиональная преемственность, почитается память предшественников и стремление к сохранению профессионального единства.
День вышиванки на Украине
Каждый третий четверг мая на Украине отмечается День вышиванки (укр. День вишиванки) – праздник, призванный сохранять национальные традиции и культуру через популяризацию одного из наиболее известных символов украинского национального костюма – вышиванки. Украинская вышивка – это один из видов народного национального прикладного искусства, связанный с вышивкой вручную или при помощи швейной машины узоров и орнаментов на одежде (как мужской, так и женской, и детской), предметах домашнего обихода (полотенца, наволочки, скатерти). История этого вида искусства очень древняя, а потому наряду с эстетической стороной, призванной вызывать приятные, добрые чувства, показывать красоту, вышивка носила и характер оккультный, связанный с тем, что орнаменты и узоры выполняли функции оберегов. Отсюда и многообразие цветов и видов орнамента, где каждому из них придавался свой смысл. Места расположения орнаментов также связаны именно с обереговой функцией вышивки. Они находятся на местах перехода одежды к открытым частям тела: краям рукавов, подолу, вороту. Характерные отличия в рисунке имелись на мужской и женской одежде, на одежде для мальчиков и девочек, молодых и пожилых людей. Свои традиции в цветовой гамме, а также видах узоров бережно хранятся в разных районах Украины. Согласно информации, распространённой в СМИ и Интернете, традиция празднования Дня вышиванки появилась в 2006 году благодаря инициативе студентки Национального университета города Черновцы Леси Воронюк. Наблюдая за тем, как один из её однокурсников приходит на занятия в национальной рубашке-вышиванке, а также встречая такие рубашки и на некоторых других студентах, она предложила своим друзьям и другим студентам выбрать один день в году, когда все они будут одевать вышиванку и приходить в ней на лекции в университет. Инициатива была поддержана многими студентами и даже частью преподавателей. С этого момента началось формирование устойчивой традиции, переросшей в народный праздник. День вышиванки проводится по-разному. Кто-то надевает вышиванку и носит её на работу, одевает в неё детей и отправляет их в детский сад, кто-то приходит в ней в школу или университет. С распространением и ростом популярности праздника каждый третий четверг мая во многих городах Украины начали проводиться праздничные шествия в национальных костюмах, собрания на площадях, а также концерты, ярмарки и выставки, на которых можно увидеть много мужчин, женщин и детей в ярких национальных одеждах. В ряде городов с 2012 года существует традиция дарить вышиванки младенцам, родившимся в этот день. Организационный комитет праздника проводит конкурсы фотографий в вышиванках, в том числе конкурс семейных фото. Кроме желания сохранить представление о национальной одежде, День вышиванки преследует своей целью сохранить и традиции её создания и ношения, а также историю национального костюма. Несмотря на то, что праздник не имеет официального статуса, популярность его с каждым годом растёт. Празднование становится одним из способов заявить об уникальности национальной культуры, подчеркнуть её красоту и характерные черты, почувствовать сопричастность к богатой культуре.
День памяти жертв Кавказской войны в Абхазии
21 мая в Абхазии отмечают День памяти жертв Кавказской войны и насильственного выселения горских народов Кавказа. В шестидесятые — семидесятые годы 19 века тысячи абхазов были вынуждены покинуть свою историческую родину и переселиться в страны Ближнего Востока. Махаджиры селились общинами, восстанавливая законы и традиции, принятые на Кавказе. Потомки абхазских махаджиров живут в 45 странах. Самая многочисленная абхазская диаспора — в Турции. Надо сказать, что ранее День памяти махаджиров в Абхазии, в отличие от республик Северного Кавказа, отмечался 31 мая. С 2011 года этот день отмечается 21 мая. На Набережной Махаджиров в Сухуми в этот день проходит ставшее уже традиционным возложение венков и цветов к памятнику махаджирам. Изначально на этом месте на Сухумской набережной был заложен 31 мая 1990 года памятный камень. А в сентябре 2010 года на месте камня установили памятник абхазским махаджирам — жертвам Кавказской войны 19 века. Памятник представляет собой отлитые из бронзы фигуры всадника и коня, поднятая вверх и сжатая в кулак рука наездника символизирует стремление к возрождению. Автор скульптуры — известный абхазский художник и скульптор Геннадий Лакоба. Помимо исторической, памятник, безусловно, имеет и высокую художественную ценность. Потомки махаджиров уверены, что этот памятник — очень важный символ и для тех, кто вернулся на историческую родину, и для тех, кто по-прежнему живёт за границей, и что трагедия, которая произошла на Кавказе в девятнадцатом веке, не должна быть забыта. Установка памятника, по мнению самих абхазцев, имеет еще и серьезное политическое значение. Тема махаджирства сыграла не последнюю роль в возрождении самосознания абхазского народа и во многом повлияла на политические процессы, которые происходили в восьмидесятых годах прошлого века и, в итоге, привели к провозглашению независимости Абхазии. Сегодня ежегодно в день памяти махаджиров на Сухумскую набережную приходят люди и возлагают цветы и венки к памятнику. В церемонии возложения венков также принимают участие руководители государства, члены правительства, депутаты парламента, потомки абхазских махаджиров.
Вознесение Господне в Австрии
Вознесение Господне является одним из двунадесятых праздников, который австрийцы отмечают со всем остальным католическим миром. Вознесение Господне — это событие, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения. Этот праздник символизирует вознесение Иисуса Христа на небеса к Богу-Отцу. Дата его «переходит» в пределах мая — начала июня и приходится на 40-й день после Пасхи. Вознесение всегда приходится на четверг, за 9 дней до Троицы. По традиции, празднование Вознесения в католических храмах начинается на три дня раньше: понедельник, вторник и среда перед Вознесением именуются «Тремя днями прошения». В эти дни совершаются специальные церковные процессии и читаются молитвы с восхвалением Бога и просьбами благоприятной погоды и хорошего урожая. Во многих австрийских селах проходят различного рода народные гуляния, музыкальные фестивали, полевые ярмарки. По древней традиции, в этот день можно есть только мясо птицы. В некоторых местах, к этому дню выпекаются специальные булочки в виде птичек.
Амбарцум — Вознесение Господне в Армении
Вознесение господне — Амбарцум — в качестве праздника утвердилось в Армении в 4-5 веках и отмечается на сороковой день после Пасхи. В основе его лежит евангельское повествование о том, как воскресший Иисус Христос призвал апостолов на Елеонскую (Масличную) гору близ Иерусалима и благословил их на всемирную проповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повелел вами; и вот, Я с вами во все дни до скончания века». С этими словами Он стал отдаляться, вознесся и скрылся в облаке и «воссел одесную Бога». Пока апостолы взирали на небо, явились два ангела и поведали о вознесении Христа, который в свое время явится вновь для Суда над человечеством и утверждения царства небесного: «Он придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». О знамениях, которые будут предшествовать этому явлению, Иисус предупреждал апостолов: «...Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... О дне же и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».
Вознесение Господне в Бельгии
Вознесение Господне является одним из двунадесятых праздников, который бельгийцы отмечают со всем остальным католическим миром. Вознесение Господне — это событие, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения. Этот праздник символизирует вознесение Иисуса на небеса к Богу-Отцу. Дата его «переходит» в пределах мая — начала июня и приходится на 40-й день после Пасхи. Вознесение всегда приходится на четверг, за 9 дней до Троицы. По традиции, празднование Вознесения в католических храмах начинается на три дня раньше: понедельник, вторник и среда перед Вознесением именуются «Тремя днями прошения». В эти дни совершаются специальные церковные процессии и читаются молитвы с восхвалением Бога и просьбами благоприятной погоды и хорошего урожая.
День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в Болгарии
В Болгарии день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены всегда празднуют 21 мая. Это последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета. Император Константин, управляющий в Риме, а позже и в Византии, и его мать — благочестивая царица Елена, открывшая крест Господень на Голгофе — одни из самых ревностно почитаемых святых в Болгарии. В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего. В особом почете день святых Константина и Елены у жителей юго-восточной Болгарии, как и нескольких деревень северной Греции, населенных исключительно переселенцами. Это день игр на горящих углях. Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, „курбан” (ритуальное зарезывание ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят прилюдно всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы. Утром 21 мая начинается обход святых мест, в первую очередь, целебных источников и оброчных деревьев. Во главе процессии люди несут иконы святых Константина и Елены. Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. На поляне у источников обычно и зажаривают зарезанного ягненка и готовят курбан. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверье, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить. Лишь к вечеру люди возвращаются в свою деревню и устраивают после захода солнца большой костер в центре. Пока огонь разгорается, под музыку волынки и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро. Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг широким пластом. Все уже готово к нестинарским танцам. Неся высоко над головой иконы, босые нестинары в трансе начинают ходить, приплясывая, по углям, но огонь не обжигает их ступни. В это мгновение они как будто отрываются от окружающего мира и переносятся в мир иной. Часто из их уст можно услышать пророчества и предзнаменования, каким будет урожай или кому что случится. Нередко они устанавливают и связь с умершими. Нестинарство (по этимологии с греческого „естия” — очаг), как ритуал, скорее всего, берет начало с древних мистерий, распространенных когда-то в этих местах. Цель нестинарского обряда — выпросить у высших сил богатый урожай, здоровья и благоденствия жителям деревни. Культ огня, связанный позже и с христианскими традициями, глубоко вошел в местную обрядность. Нестинаром становится отнюдь не каждый. Обычно нестинарство, как умение, передается от матери к дочери и от отца к сыну, но это происходит лишь в том случае, если человек может ощутить в себе, что во время танца он исполняется духом святого.
Предой в Болгарии
Праздник Предой характерен для южной Болгарии (горы Родопы и Пирин). Он сумел сохраниться еще с языческих времен, хотя его приурочивают обычно к празднику святых Константина и Елены. Поэтому и отмечают его как христиане, так и помáки (болгары, насильно принявшие ислам во времена турецкого ига). Есть предположение, что это древний фракийский праздник, но есть также и версия, что праздник принесли с собой славяне, приехавшие на Балканы в 5-6 веке. Во многом сегодняшний праздник похож на Гергьóвдень (День святого Георгия), так как в центре культа — овцы и молоко. Акцент, однако, теперь несколько смещен — в этот день проводится настоящее состязание по надою молока. Праздник обычно начинается у сыроварни или у отдаленных от сел овчарень, куда пастухи вышли со своими стадами еще в начале мая. Уже с утра там начинается ритуальный надой молока. Обычно каждый хозяин сам занимается этой нелегкой работой, пропуская первой самую породистую белую овцу. Этот первый в году усиленный надой молока, как правило, дает и первое верное представление об общем состоянии стада. Хозяин замеривает подоенное молоко специальным древком с отметинами (рабош), и жюри определяет победителя (обычно это тот, у кого больше овец). Вместе с тем, проводятся ритуалы по оберегу овец — к ведерку красной ниткой привязывают герань, чеснок и крапиву, а само молоко процеживают сквозь серебряное кольцо. В некоторых местах его процеживают сквозь высушенные змеиные челюсти, а само стадо перед этим проводят под живой змеей. Часть подоенного молока выливается на землю для урожая, а право отпить первым предоставляется самому старому пастуху. Во время самого надоя читают молитвы и благословляют стадо. После состязания большая часть надоенного молока идет в дар сиротам и вдовам. Там же, на поляне возле овчарни или сыроварни, устраивают и общую трапезу, где обязательно присутствуют молочные изделия — брынза (режут ее, как правило, деревянным ножом из грушевого или яблоневого дерева), баница (слоеный пирог с брынзой), а самые расторопные уже разводят костер для зажаривания на вертеле зарезанного накануне ягненка (жертвенный агнец для увеличения урожая на этот раз выбирают не из самых молодых ягнят). Самая старая женщина или жена кехаи (того, у кого больше всего овец и у кого надой был самым высоким) благословляет в начале еду и делит ритуальные хлеба присутствующим. В некоторых местах проводят и гадания об урожае по лопатке ягненка. В конце, по старому обычаю, поют песни и танцуют хоро.
Вознесение Господне в Бразилии
Праздник Вознесение Господне — Festa da Ascensão do Senhor — это христианский праздник, в честь восшествия Иисуса Христа на небо. Празднуется на 40 день после Пасхи. В церквях проходит праздничная литургия. Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 веку, указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 века.
Вознесение Христово в Германии
Великий праздник Вознесения Христова (Christi Himmelfahrt) приходится всегда на четверг, на 40-й день после Пасхи. Он символизирует вознесение Христа на небеса к Богу-Отцу и завершает спасение Христа после смерти и его возрождения. Праздник Вознесения вместе с Троицей завершают пасхальный круг (пасхальное время). Ведь это выход Иисуса из человеческого облика и становление его правой рукой Бога-Отца. Множество церквей, в том числе в Германии, используют этот день, чтобы провести богослужение вне стен дома Господня, потому что Бог принадлежит миру. В конце службы под открытым небом выпускают в небо голубей (немецкий символ этого праздника) и наблюдают, пока они не исчезнут. Это олицетворение вознесения Иисуса в мир к своему Отцу. Утром в Вознесение вода и растения приобретают целебную силу, поэтому рано утром, традиция еще жива в немецких деревнях, собирают травы. Большим почетом пользуется тимьян (Thumian) и солодка (Sussholz). Таким образом, в этот день делаются обычно запасы травяного чая на весь год (травяной чай у немцев — самый популярный напиток после молотого кофе. Он помогает от многих болезней, в первую очередь, от болезней глаз и при простуде). Также в деревнях Германии совершаются обходы полей с молитвой о плодородии. Плохая примета в Вознесение — дождь, особенно гроза.
День отца в Германии
В Германии, как и во многих странах, существует День отца (Vatertag), который установлен в стране как официальный праздник в 1936 году. Его празднование совпадает с церковным праздником Вознесения Господня, который отмечается на сороковой день после Пасхи. Считается, что свою историю данный праздник ведет с 18 века, когда в честь праздника Вознесения Господня в стране проводились различные шествия и ритуальные действия, в том числе посвящения юношей в мужчины и чествование «лучших» мужчин. Так, был распространен следующий обычай: мужчин сажали в деревянные тележки и везли на главную деревенскую площадь, где глава города или староста деревни награждал отца, у которого было больше всего детей (обычно в качестве приза вручали что-либо из еды). Сегодня такие шествия утратили свой символизм, а сам праздник стал Мужским праздником в широком смысле этого слова. В некоторых землях его даже называют Днем мужчин (Maennertag или Herrentag). Кстати, День отца в Германии обычно проходит достаточно шумно. Мужчины образуют компанию и выезжают без жен на природу, прихватив с собой специальные тележки (Bollerwagen), в которых находятся алкоголь и сытная закуска. Также популярны пешие и велосипедные прогулки (экскурсии), или можно посидеть в баре на открытом воздухе за кружкой пива. Однако, в ряде семей этот праздник - еще один повод всем вместе выбраться на природу и хорошо отдохнуть. Напомним, что международный День отца отмечается в третье воскресенье июня, а в первую субботу ноября - Всемирный день мужчин.
Пировассия — огнехождение в Греции
Пировассия, или огнехождение, — праздник, который с 21 по 23 мая отмечают анастенарийцы, маленький народ, живущий на севере Греции. Несмотря на то, что огнехождение ассоциируется с языческими ритуалами, греческая Пировассия — христианский праздник. Греческая православная церковь уже давно объявила огнеходцев язычниками, но они все равно искренне верят в то, что во время праздника им покровительствуют святые Константин и Елена. Трехдневный праздник начинается с того, что жители маленьких городков и сел одновременно молятся, каются в грехах, плачут, танцуют и этим вводят себя в транс. Собравшись на центральной площади, где к тому времени прогорел костер и тлеют угли, они ощущают божественную благодать, чувствуют, что огонь — их лучший друг. Неторопливо пройдя босиком по углям, они демонстрируют ступни, на которых нет и следов ожогов. Их лица выражают только радость, и видно, что хождение по раскаленным углям для них не трудное испытание, на которое они решаются во славу Господа, а радость, экстаз и удовольствие. Огнеходцы держат над головой иконы с изображением святой Елены и святого Константина: местное предание говорит о чудесном спасении в 1250 году этих икон местными жителями из горящей церкви, подожженной врагами. С тех пор, как верят анастенарийцы, благодарные святые наградили потомков отважных селян способностью ходить по огню не обжигаясь. К тому же, по уверениям людей, прошедших такой экстремальный тренинг, как огнехождение, у человека высвобождается энергия, зависшая в прошлом. Человек двигается вперед, накапливая новые силы и очищая свою структуру. Главное — не останавливаться... И — лишь огонь в помощь!
Вознесение Господне в Италии
Как и во всех традиционно католических странах, Вознесение (l’ Ascensione) — большой праздник в Италии. В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 веку, указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 века.
День работников культуры и искусства в Казахстане
21 мая представители культуры и искусства Казахстана отмечают свой профессиональный праздник. День работников культуры и искусства в Казахстане появился в ноябре 2013 года в соответствии с Указом Президента Республики. Изначально этот праздник был установлен в 1998 году и отмечался в последнее воскресенье сентября. Но в 2013 году поправками и дополнениями к Президентскому Указу дата праздника была перенесена на 21 мая. Учреждение праздника культуры и искусства было нацелено на то, чтобы подчеркнуть важную роль, которую играют представители этой сферы в формировании, развитии и хранении культурно-исторических ценностей, патриотизма, общего культурного развития граждан. Живопись, фольклор, национальная музыка, литературные произведения – тот кладезь знаний о культурно-историческом прошлом и настоящем народа, который позволяет глубже узнать о его самобытности и уникальности, сохранить это, донести до потомков, научить их это понимать, гордиться этим и приумножать наследие предков. Перечень тех, кто имеет прямое отношение к празднованию Дня культуры и искусства огромен: театральные деятели, писатели, музыканты, художники, коллективы концертных организаций, художественной самодеятельности, музеев, библиотек и архивов, клубов, дворцов и домов культуры, выставочных комплексов, картинных галерей и т.д. Благодаря представителям культуры и искусства расширяются возможности граждан для реализации своих духовных потребностей, а также права на отдых: человек имеет возможность посетить музей, картинную галерею, сходить в филармонию и услышать прекрасные звуки музыки, отдохнуть на концерте. В конце концов, каждый человек имеет возможность реализовать свои таланты и начать свою творческую деятельность. Неоценимый вклад вносит работа и творчество деятелей культуры и искусства в организацию гармоничного воспитательного процесса подрастающего поколения, становясь важным фактором на пути социализации личности. Несмотря на то, что День работников культуры и искусства в Казахстане не является выходным днём, к празднованию его подходят с должным вниманием. Организуются торжественные встречи, концерты, выставки. Министерство культуры Республики Казахстан отмечает заслуги выдающихся деятелей культуры и искусства вручением наград, ценных подарков, присвоением званий, подчёркивающих вклад человека в развитие культуры государства.
Вознесение в Финляндии
Христианский праздник Вознесение (по-фински Helatorstai — Святой четверг) отмечается на сороковой день после Пасхи в память о чудесном вознесении Спасителя, Иисуса Христа. По народным поверьям, в Святой четверг все замирает, даже трава растет медленнее. Раньше в этот день жгли костры и молились о хорошем урожае, девушки пели гимны. Сейчас во всех храмах проходят праздничные литургии. Вознесение в Финляндии — официальный выходной.
Вознесение Господне во Франции
Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения, — это переходящий праздник в память вознесения Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 веку, указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 века. В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо, в некоторых римско-католических церквях совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое соответствующими церемониями и песнопениями.
День независимости Черногории
21 мая в Черногории отмечается национальный праздник — День независимости. Это одно из самых молодых независимых государств в мире. Хотя как независимое государство Черногория возникла в 18 веке, но уже после Первой мировой войны утратила свою независимость, войдя в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев. После Второй мировой войны она стала частью Югославии, которая в 2003 году стала Государственным Союзом Сербии и Черногории. 21 мая 2006 года в Черногории состоялся общенародный референдум, на котором гражданам было предложено ответить на вопрос, хотят ли они, чтобы Черногория стала совершенно независимым государством с соответствующим международно-правовым статусом. Для того, чтобы референдум состоялся, был установлен порог явки — 50%. Чтобы Черногория вышла из Союза Сербии и Черногории, необходимо было, чтобы 55% пришедших на голосование проголосовали «за». Активно за независимость Черногории выступал «Блок за независимую Черногорию» во главе с премьер-министром республики Мило Джукановичем, которому противостоял «Блок за сохранение Союза Сербии и Черногории» во главе с Предрагом Булатовичем. Всего в референдуме приняли участие 86,3% имевших право голоса. 55,5% проголосовали за независимость Черногории, в то время как 44,5% — против. Черногория (а автоматически и Сербия) стала независимым государством и вскоре получила международное признание. Результаты референдума и, таким образом, объявление независимости не были признаны блоком Булатовича, а ход референдума был назван нечестным и недемократическим. Но 3 июня 2006 года парламент Черногории объявил о независимости Черногории, а 28 июня она стала 192-м членом Организации Объединенных Наций. В настоящее время в честь празднования Дня независимости Черногории по всей стране проходит множество торжественных и праздничных мероприятий с массовыми гуляниями и весельем.
День памяти Иоанна Богослова
21 мая Православная Церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Апостол Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа и автор «Откровения Иоанна Богослова». Житие Иоанна Богослова вполне естественным образом сделало его патроном всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности. Кроме того, считают, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в этот майский день выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь и празднует память святого апостола Иоанна Богослова в этот день — 21 мая по новому стилю.
Вознесение Господне у западных христиан
Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения, — это переходящий праздник в память вознесения Иисуса Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи. Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 веку, указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 века. В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо, в некоторых римско-католических церквях совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое разными церемониями и песнопениями.
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития
21 мая 2003 года впервые отмечался Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития (World Day for Cultural Diversity for Dialogue and Development). В 2001 году ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, а в декабре 2002 года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 57/249 провозгласила 21 мая Всемирным днем культурного разнообразия во имя диалога и развития. В этом же документе ООН предложила всем государствам-членам, межправительственным органам, организациям системы Организации Объединенных Наций и соответствующим неправительственным организациям, среди прочего, информировать общественность о ценности и важности разнообразия культур и, в частности, содействовать с помощью просвещения и средств массовой информации осознанию позитивной роли культурного разнообразия. По словам Коитиро Мацуура, на тот момент занимавшего пост Генерального директора ЮНЕСКО,: «Задачей ЮНЕСКО, как и ООН, не является организация культурной деятельности в мире. Однако, она может поддержать людей планеты в их чаяниях и надеждах. Именно в этом смысле должно восприниматься празднование 21 мая, которое объединяет нас сегодня. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии — прекрасный инструмент диалога и развития. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы плюрализм культур, благодаря установлению диалога между ними, стал нашим общим богатством. Только таким образом мы сможем избежать трагических конфликтов и добиваться устойчивого развития, гарантировать которое должны устойчивость разнообразия культур и продолжение конструктивного и бдительного диалога». Делегаты 15-й сессии Постоянного форума коренных народов в ООН (Фото: Рик Баджорнас, www.un.org) Однако, и данный факт также был отмечен в послании, в настоящее время Культуре угрожают самые разные факторы — в одном случае чрезмерная защита национальной самобытности создает угрозу для культуры различных меньшинств; в другом — религия оказывает давление на культуру; в третьем — практически во всех странах мира под воздействием глобализации исчезают языки, утрачиваются традиции, уязвимые культуры оказываются на обочине, а то и полностью исчезают. Поэтому опасность резкого сокращения широты культурного разнообразия весьма серьезна, а проблема сохранения культурного наследия для будущих поколений весьма актуальна. Все эти факты и осознание их наличия и определили принятие в 2001 году Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, которая сопровождается двадцатью основными направлениями Плана действий, и в которой предлагается новое понимание взаимосвязи между разнообразием, диалогом и развитием. Эти три понятия взаимосвязаны и позволяют учитывать и оптимизировать культурные ресурсы человечества. Утвердив эту Декларацию, государства-члены ЮНЕСКО обязались признавать, защищать и активно пропагандировать блага, связанные с культурным разнообразием, на местном, национальном и международном уровнях. Проблема сохранения культурного наследия для будущих поколений сегодня весьма актуальна (Фото: © bst2012 / Фотобанк Фотодженика) Культурное разнообразие является движущей силой развития не только в отношении экономического роста, но и как средство для более полноценной интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной жизни. Это фиксируется во всех семи конвенциях по вопросам культуры, которые обеспечивают прочную основу для поощрения культурного разнообразия. Культурное разнообразие — это ценнейший актив, который является непременным условием в деле сокращения масштабов нищеты и достижения устойчивого развития. Сегодня этот праздник отмечается во многих странах мира, что позволяет людям глубже осознать ценности культурного разнообразия и дает возможность развивать сотрудничество между народами. В 2013 году в рамках ежегодного Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития ЮНЕСКО и Альянс цивилизаций ООН дали старт кампании под лозунгом «Сделай одно дело» в поддержку движения за разнообразие и участие. Побуждая людей и организации со всего мира к принятию конкретных мер по поддержке разнообразия, эта кампания также имеет цели по повышению глобального уровня осведомленности о важности межкультурного диалога, разнообразия и интеграции, и формированию мирового сообщества людей, стремящихся поддерживать разнообразие в реальной и повседневной жизни. Кампания действует через специальную страницу на Facebook, используя ее в качестве платформы, где люди всего мира могут поделиться своим опытом в интерактивном режиме или с помощью видео.