‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Зажинки
Зажинки (Зажынкі) — один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний — жней и жатвенник, жатву начинает». По другим — 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского. В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее. Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и Зажинки. Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля». Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно... (Фото: Balazs Justin, Shutterstock) На Зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп — «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни. В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.
Национальный день Бельгии
Национальный день Бельгии (National Day) – главный праздник страны – отмечается ежегодно 21 июля, начиная с 1890 года, в честь знаменательной даты. В этот день в 1831 году в результате выборов на королевский престол взошел Леопольд I (Leopold of Saxe-Coburg). Новый король Леопольд I принес присягу бельгийскому парламенту на верность Конституции страны. В ноябре 1830 года состоялись выборы в Национальный конгресс. Результатом работы конгресса стали принятие Декларации о независимости Бельгии и Конституции страны. В феврале 1831 года Бельгия была объявлена конституционной монархией с двухпалатным парламентом. Вопрос о том, кто будет королем Бельгии, стал предметом широкого международного обсуждения и дипломатических баталий (в Лондоне даже была созвана конференция послов). Национальный конгресс избрал королем сына французского короля Луи Филиппа. Последовавшие за этим решением громкие протесты англичан привели к тому, что королем стал Леопольд I. В настоящее время праздничные и торжественные мероприятия в честь Национального дня проходят по всей стране. Этот день календаря бельгийцы очень чтят. Наиболее масштабные празднества, конечно же, разворачиваются в Брюсселе, среди которых наиболее яркое – это грандиозный военный парад (Гран-пляс), который проходит на Дворцовой площади после традиционного торжественного обращения к народу короля Бельгии. В своей речи монарх поздравляет подданных с памятной датой и призывает их объединиться для сохранения целостности и величия государства. После парада улицы столицы наполняются толпами бельгийцев и туристов, повсюду звучит музыка и выступают музыкальные коллективы, танцевальные и театральные труппы. Также в этот день многие государственные музеи и исторические памятники можно посетить совершенно бесплатно, среди них – Королевский музей изящных искусств, Королевский музей истории и искусства, и даже – Королевский дворец и Парламент Бельгии. Завершается праздник, по традиции, грандиозным фейерверком.
Празднование в честь явления иконы Божией Матери в Казани
Празднование явления иконы Божией Матери 21 июля (по новому стилю) имеет своим началом чудесное явление иконы в граде Казани в 1579 году. Икона представляет собой изображение Богородицы и Иисуса Христа, которые лицом обращены к людям. Христос одной рукой благословляет, другая рука скрыта под хитоном. По иконографической композиции икона принадлежит к типу «Одигитрия» (по гречески – «путеводительница»). В отличие от более древних икон этого типа, голова Богородицы чуть склонена влево. История повествует, что через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 года, истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской. Город вскоре после пожара начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иваном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. В царствование Петра I Казанская икона Божией Матери была перенесена в новую столицу – Петербург. Здесь до 1811 года она находилась в Александро-Невской лавре. А затем была перенесена в новопостроенный Казанский собор. Всего в России существовало три одинаково чтимые чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая икона находилась в Казани в Богородицком монастыре, вторая икона — царя Ивана Грозного, которая была перевезена Петром I в Петербург, и, наконец, третья находилась в Московском Казанском соборе, и была она дарована князем Пожарским. Празднование Казанской иконы установлено также 4 ноября по новому стилю.
День пророка Иезекииля
Один из «великих пророков» и священников Иезекииль (Рrophet Ezekiel, 622—571 до н.э.) родился в Иудее, он известен как автор одной из книг Ветхого Завета — Книги пророка Иезекииля. Католическая церковь отмечает День памяти ветхозаветного пророка Иезекииля 21 июля. В 597 году до н.э. он попал вместе с переселенцами из своего народа в Вавилон. Там он открыл в себе дар пророчества, благодаря своим видениям (Божественное колесо, видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни; нового Иерусалимского храма и другие). «… так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими, и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом…» (Иез 37, 15-28). Католики почитают пророка Иезекииля и считают, что «Любой желающий единства согласно Завету, должен оставить идолов и быть очищенным Богом». В документе, опубликованном Папским Советом по содействию единству христиан, говорится: «Мы, христиане, посланные ко всем народам, надеемся и молимся о полном общении во Христе. Поэтому Книга Иезекииля призывает нас поразмышлять — в свете Христа — над призывом пророка к единству Народа Божия».
Национальный день хот-дога в США
Каждую третью среду июля в США отмечают Национальный день хот-дога (National Hot Dog Day) – праздник, посвященный традиционному американскому блюду. Хотя в ряде штатов дата праздника фиксированная – 23 июля. Сосиска, вложенная в разрезанную с одного края удлиненную булочку, политая кетчупом или горчицей, сегодня считается классикой американской кухни. Но никто доподлинно не знает, откуда появилось понятие «хот-дога» в США, хотя известно, что 1893 год был объявлен большим годом «сосиски в булке». Как национальный праздник День хот-дога был официально установлен Торговой Палатой США в 1957 году. А в 1994 году был создан Национальный совет хот-дога и сосисок (The National Hot Dog and Sausage Council), занимающийся изучением качества продукта, дегустацией и рекламой хот-дога. Традиционно члены совета любителей хот-дога и сосисок проводят соревнования по искусству приготовления хот-догов, провозглашая 4 основных правила: Лицам, младше 18 лет, не разрешается поливать хот-дог кетчупом; Хот-дог в сдобной булочке нельзя есть с тарелки, а только руками; Приправу, остающуюся на руках, нельзя смывать, нужно облизать пальцы; Нельзя съедать хот-дог более чем за пять укусов; Ни в коем случае нельзя класть хот-дог на изящную фарфоровую посуду, это просто несовместимо с понятием «хот-дог — национальная американская пища». В каждом штате США есть свой рецепт приготовления хот-дога помимо традиционного (Фото: tacar, Shutterstock) Статистика утверждает, что в последнее время потребление хот-догов возросло, и средний американец съедает примерно 60 хот-догов в год. В День независимости США американцы поглощают примерно 150 миллионов хот-догов. Если растянуть эту хот-договую цепочку, то можно пять раз покрыть расстояние между Вашингтоном и Лос-Анджелесом. Кстати, каждый американский штат придумал свой рецепт приготовления этого популярного блюда. Например, на юге США делают кукурузные хот-доги; в Канзасе в них добавляют тертый сыр и квашеную капусту; в Чикаго готовят яблочные и крабовые хот-доги; техасский хот-дог подается с сыром, острым перцем халапено и чили; нью-йоркскую сосиску вы получите со светлой горчицей и луком, тушенным в сливочном соусе; в Атланте в хот-дог добавляются овощи... Даже привычные кетчуп и горчицу, производители хот-догов, отвечая на запросы потребителей, заменили на майонез на основе васаби и авокадо, а некоторые предлагают попробовать хот-дог с арахисовым маслом и фуа-гра. И это только некоторые примеры... Также надо сказать, что это традиционное американское блюдо сегодня популярно не только у себя на родине, но и во многих странах мира, в том числе и в России, где оно имеет немало своих почитателей, не смотря на доводы врачей и диетологов о вреде такой еды.