‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Фестиваль Солнца в Абу-Симбеле в Египте
В 8 веке до нашей эры по повелению фараона Рамсеса II в скале Абу-Симбел, расположенной на западном берегу Нила, были вырублены два храма. Большой скальный храм был создан в честь самого фараона, а малый — в честь богини Хахтор и жены фараона Нефертари. Причиной создания этих двух храмов послужила победа Рамсеса над хеттами. Перед храмом были возведены четыре 20-метровые статуи: три статуи изображали богов, покровительствующих войскам фараона в битвах – Амон, Ра и Птах, а четвертая статуя изображала самого фараона. Примечательно, что боги были изображены в облике Рамсеса. У ног Рамсеса расположились небольшие скульптуры домочадцев фараона — жены, детей и матери. Примечательно также, что взгляд каменного фараона устремлен навстречу восходящему Солнцу — на восток. Историки предполагают, что день рождения Рамсеса приходится на 22 октября, а день коронации — на 22 февраля. Именно поэтому ежегодно только два раза в год в указанные дни в Абу-Симбеле проходит Фестиваль Солнца (Abu Simbel Sun Festival), который по праву можно назвать великолепным представлением света. Расположение элементов храмов рассчитано таким образом, что первый утренний луч солнца, проникающий через входную нишу и освещающий 65-метровый коридор, падает на лицо статуи Рамсеса и ярко освещает его 12 минут. При этом солнечный свет проходит мимо статуи бога Птаха, а на статуях богов Амона и Ра задерживается по шесть минут. И такое "световое представление" случается только 2 раза в год. Жители района Абу-Симбел готовят в эти дни для многочисленных туристов праздничные мероприятия с песнями и танцами. Услуги гидов и переводчиков готовы предложить почти все местные жители. Знатоки говорят, что лучшим видом транспорта, на котором следует добираться до Абу-Симбела, является лодка.
День работника землеустройства, геодезии и картографии Кыргызстана
День работника землеустройства, геодезии и картографии Кыргызстана (Кыргызстандын жерге жайгаштыруу, кыймылсыз мүлккө укуктарды каттоо, геодезия жана картография кызматкеринин күнү) отмечается в Республике ежегодно 22 февраля. Данный праздник был учрежден Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 24 от 31 января 2007 года по предложению Государственного агентства прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики. Устанавливая данный праздник, Правительство Кыргызской Республики приняло во внимание вклад работников землеустройства, регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии в проведении земельной реформы, создании национальной системы регистрации прав на недвижимое имущество, развитии рынка земли и недвижимости, в осуществлении работ по картографии. С 22 февраля 1999 года государственная регистрация сделок с недвижимостью была возложена на Государственное агентство по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики (Госрегистр Кыргызской Республики), которое в 2009 году было преобразовано в Государственную регистрационную службу при Правительстве Кыргызской Республики с передачей соответствующих функций.
День рождения Джорджа Вашингтона
Традиционно каждый год 22 февраля в Америке празднуют День рождения Джорджа Вашингтона (George Washington) – первого Президента, считающегося «отцом-основателем» страны. Традиция отмечать его день рождения берет начало в 1778 году, когда минуло два года после провозглашения независимости страны от Великобритании. Зимой 1778 года один из военных оркестров проследовал к местечку Уэллей-Фордж, где находился штаб Джорджа Вашингтона, и исполнил в честь него несколько маршей. Но официально День рождения Джорджа Вашингтона впервые был отпразднован в 1880 году. В 1885 году праздник получил статус общенационального. Сегодня, отмечая День рождения первого Президента, американцы вспоминают не только его политические и военные качества, но и его честность. В назидание подрастающему поколению рассказывается и известная история о вишневом деревце. Монумент Вашингтона в Вашингтоне (Фото: f11photo, Shutterstock) Согласно записям одного из ранних биографов Джорджа Вашингтона, Мэйсону Уимса, маленькому Вашингтону подарили игрушечный топорик, и он, играя, срубил любимую вишню отца. Разгневанный отец строго спросил, кто срубил вишню, и Джордж, несмотря на боязнь наказания, смело ответил: «Я не умею лгать. Это я срубил ее топориком». Тем самым, Президент уже с ранних лет – в глазах жителей Америки – был человеком с чистой совестью и подтвердил своими великими делами эту славу и в течении всей жизни. В память об этом случае в день рождения Дж. Вашингтона на стол подают традиционный десерт – торт в виде ствола вишневого дерева, украшенного вишнями. С середины 1970-х годов по предложению Конгресса было решено отмечать День памяти всех президентов США. Официально этот праздник именуется Днем президентов. Его отмечают в третий понедельник февраля, однако, во многих штатах (прежде всего в южных) придерживаются традиции чтить память одного лишь Джорджа Вашингтона.
День кошки в Японии
Ежегодно 22 февраля в Японии отмечают День кошки — неофициальный праздник, посвященный одному из самых популярных домашних животных. Начнем с того, что слово «два» по-японски звучит «ни». В некоторых случаях, один из которых и стал поводом для учреждения неформального Дня кошки, «два» может произноситься игриво — «нян». Случайно или нет, но японцы считают, что кошка мяукает не иначе как «нян-нян-нян». А дальше — все просто и логично. «Нян-нян-нян» — это «два-два-два», а «два-два-два», соответственно, — это двадцать второе число второго месяца. Именно 22 февраля производители кормов для кошек и других домашних животных предложили отмечать День кошки и стали активно пропагандировать эту акцию. В 1987 году был создан исполнительный комитет Дня кошки. С тех пор активисты призывают всех — и тех, у кого уже живет это пушистое животное, и тех, кто пока им не обзавелся — узнать больше о кошках, об их повадках и любимых лакомствах. Считается, что кошки попали в Японию из Китая примерно в 6 веке нашей эры (в период Нара). Далеких предков нынешних кошек брали на корабль «на службу», чтобы оберегать от мышей священные буддийские книги, перевозимые из Китая в Японию. В период Хейан (794—1192) кошку начинают изображать на картинах и в книгах. Впоследствии, на протяжении веков, кошки расселялись по всей Японии и эволюционировали, в результате чего появилась известная порода японской кошки — японский бобтейл — с круглой мордочкой и коротким хвостом.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами, они были установлены в первом тысячелетии. Сегодня отмечается Вселенская родительская мясопустная суббота. В году несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью. «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви». Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.
День обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России
Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 году в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии, в семье священника, который с ранних лет брал сына с собой на службу, и любовь к храму стала неотъемлемой частью его жизни. Образование Тихон получил в духовном училище родного города, а затем в Псковской Семинарии и Петербургской Духовной Академии. Скромный, доброжелательный юноша, он снискал привязанность друзей и товарищей по учению. В 1888 году Василий закончил академию и был направлен в псковскую семинарию преподавать догматику, нравственное богословие и французский язык. В 1891 году молодой учитель принял постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха он через год был переведен в Холмскую семинарию, где был назначен инспектором. В том же 1892 году он был утвержден ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. Из Холма святителя Тихона перевели ректором семинарии в Казань, а в октябре 1897 года в Александро-Невской Лавре состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 года епископ Тихон был назначен на Алеутско-Американскую кафедру, которая находилась в Сан-Франциско. В 1905 году святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, а через два года после этого переведен на одну из самых почетных в России кафедр – Ярославскую. В 1913 году архиепископа Тихона перевели в Литовскую епархию – в Вильно. Здесь владыку застала война. По распоряжению Святейшего Синода архиепископ Тихон переехал в Москву, привезя с собой мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре из Москвы перебрался ближе к своей пастве, почти на линию фронта. После февральской революции вместе с другими архипастырями архиепископ Тихон был уволен из Синода. В июне 1917 года святой Тихон был избран волеизъявлением церковного народа на Московскую епархиальную кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. Поместный Собор избрал митрополита Тихона своим председателем, а вскоре после этого он был возведен на восстановленный патриарший престол. В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви, осуждение кровавых беспорядков. При этом, как верховный пастырь Русской Церкви, патриарх Тихон старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. В марте 1918 года патриарх Тихон призывает русских людей дать отпор кайзеровской Германии, захватившей западные земли России, а впоследствии осуждает подписание Брест-Литовского договора: «Этот мир, подписанный от имени русского народа, не ведет к братскому сожительству народов… В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества». Летом 1921 года, после ужасов гражданской войны, русский народ постигло еще одно бедствие: голод. Тогда патриарх Тихон призвал церковные советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Однако ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Патриарх отреагировал на декрет новым послание к пастве, в котором заявил о недопустимости изъятия священных предметов, «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви». Все это привело к недовольству властей, многие священнослужители были арестованы. В годы гражданской войны в среде духовенства произошло расслоение: появились обновленческие группировки, призывавшие к революции в Церкви. Давая отпор антиканоническим модернистским посягательствам, патриарх Тихон 17 ноября 1921 года в особом послании к пастве подчеркивал недопустимость богослужебных нововведений. В мае 1922 года патриарх был заключен под стражу в Донском монастыре, а в июне 1923 года он был освобожден. В этот период в результате разрушительных действий раскольников-обновленцев церковное управление оказалось обезглавленным: многие архиереи были изгнаны с кафедр, большинство храмов захвачено обновленцами, церковный народ повержен в смятение. После освобождения из-под ареста, патриарх Тихон обратился к пастве с посланием, заявив, что «Российская Православная Церковь аполитична и не желает… быть ни белой, ни красной Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью». А в Послании 1924 года патриарх обличал тяжкие преступления вождей обновленческого раскола, на основании церковных канонов и от имени РПЦ подверг обновленцев каноническому запрещению и подтвердил, что они, впредь до раскаяния, находятся вне общения с Церковью. Но в конце 1924 года его здоровье резко пошатнулось, а 7 апреля 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, патриарх Тихон преставился ко Господу. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси был причислен к лику святых. А через 66 лет со дня кончины святителя Тихона, 22 февраля 1992 года, были обретены его мощи, которые сегодня покоятся в большом соборе Донского монастыря.
День памяти священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос жил на земле. Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. Его потрясли чудеса, и, когда он услышал Божественное учение, то уверовал во Христа как Сына Божия. Он сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. С тех пор юноша Панкратий стал известен святому апостолу Петру. После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. Когда родители Панкратия скончались, он, оставив свое имение, ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Святой апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился святой апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении. Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал Богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий. Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.
Дугжууба (ритуал очищения)
Дугжууба — это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Дугжууба проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году — самому главному празднику верующих. Стоит заметить, что, к примеру, у бурят и монгол Сагаалган (Новый год, «Белый месяц») — единственный праздник в году, в отличие от европейского календаря, праздник — как время веселья, официальных выходных дней, подарков и благопожеланий. Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого. В домах вовсю ведется уборка — не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шёлка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки — чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажжённую трубку в праздник. В знак уважения также готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки из шёлка. Наверняка даже в самых бедных юртах в те дни очень вкусно пахло — начинали готовить специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки. Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд «уборки», очищения — специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Дугжууба — это особый обряд очищения в канун нового года (Фото: soft_light, Shutterstock) Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок!), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» — «Соор». После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы. Разжигание костра — обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Очень любят этот процесс маленькие дети. Но необходимо добавить, что нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер. В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы — находится только в монастырях и освящается ламами. Костер, который Вы разожгли сами, такой функции не несет, более того, Вы будете осквернять дух огня, бросая в костёр мусор, даже такой как табаланы. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся — необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.