‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День Республики Чувашия
24 июня Чувашия празднует свой главный национальный праздник — День Республики (чуваш. Чăваш Республикин кунĕ). Официально он был учрежден в 1995 году в связи с 75-летием со дня образования Чувашской автономной области. Столица Республики — город Чебоксары. 24 июня 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР из территорий, входивших в состав двух губерний — Казанской и Симбирской, была образована Чувашская автономная область с центром — городом Чебоксары. Столица Республики - город Чебоксары (Фото: Rrraum, Shutterstock) 4 мая 2000 года глава Республики Николай Федоров, учитывая историческую значимость этого события для становления чувашской государственности, подписал закон, которым утвердил 24 июня в качестве государственного праздника — нерабочего праздничного дня в Республике. По сложившейся традиции накануне Дня Республики во всех районах Чувашии проводятся также праздники Акатуй и Сабантуй, посвященные завершению весенне-полевых работ. В Республике этот день является выходным и насыщен праздничными мероприятиями. Ежегодно среди муниципальных образований Чувашии проходят конкурсы на право стать главной площадкой Дня Республики. В выигравшем населенном пункте наряду со столицей проходят основные мероприятия. 23–24 июня в районах и городах республики проходят различные фестивали и концерты, культурные акции, театрализованные представления и шествия, многочисленные тематические выставки, в музеях оформляют праздничные экспозиции. Праздничная программа весьма насыщена Также в этот день в Чебоксарах проходят многочисленные спортивные состязания: чемпионаты республики по стритболу, гиревому спорту, перетягиванию каната, армрестлингу, пляжному волейболу, стрельбе из лука, дартсу, футболу. Кроме популярных видов спорта в День Республики можно увидеть и весьма необычные состязания, например, турнир крестьянских лошадей «Кони Камаева поля», республиканский турнир по чувашской национальной борьбе «керешу», спартакиаду команд сельских поселений, показательные выступления команд сверхлегкой авиации. Ко Дню Республики обычно приурочивают сдачу новых объектов: дорог, школ, больниц, учреждений культуры, спортивных сооружений.
Рождество Иоанна Крестителя в Болгарии
По церковному календарю в этот день в Болгарии отмечается рождение святого Иоанна Крестителя, названного еще Предтечей. Он первым начал крестить иудейский народ в водах реки Иордан. В Болгарии принято называть этот день Еньовдень. В обрядах, совершаемых в Еньовдень, можно усмотреть древний культ Солнца (считается, что 24 июня — самый сильный день в году, это День Солнца). По народным преданиям, солнце в этот день «играет», и поэтому и по сей день в деревнях рано утром до восхода солнца люди идут на реку, чтобы увидеть, как «солнце купается в воде» (всходит). Собранные в это утро лечебные травы имеют самый сильный эффект. Девушки связывают из собранных утром цветов большой венок и проходят сквозь него для здоровья и счастья. Потом они устраивают обряд «Еньова буля»: наряжают маленькую девочку-сироту, завязывают ей на голове красную косынку и по очереди несут ее на плечах вокруг деревни, распевая при этом песни о богатом урожае и достатке. Затем отправляются в деревню, где танцуют медленный танец хоро. Под конец все собираются к какой-нибудь девушке в дом, где совершают обряд «Лада»: каждая опускает в ведерко с «молчаливой» водой (налитой из родника при полном молчанье) свой знак (кольцо или букетик), а девочка — «еньова буля» вынимает их из ведерка и отправляет их владельцам пожелания. Так девушки загадывают будущее — какой из них скоро выходить замуж и за кого. Обряд «Лада» совершается несколько раз в году — во время рождественских святок, весной (в Гергьовдень) и 24 июня. С этого дня считается, что солнце уже начинает медленно «умирать», а год — клониться к зиме. Потому и принято отмечать, какую тень бросает в этот день солнце. По ней старики гадают о будущем урожае и о здоровье.
День независимости Шотландии
Ежегодно 24 июня в Шотландии широко отмечается национальный праздник — День независимости (Independence Day of Scotland). 24 июня 1314 года в битве при Баннокберне (англ. Battle of Bannockburn) шотландский король Роберт Брюс разбил армию английского короля Эдуарда II, восстановив независимость своей страны. Еще в 13 веке, во время правления короля Александра III, Шотландия экономически процветала и находилась в относительно мирных отношениях со своим южным соседом — Англией. Трагическая смерть шотландского короля и отсутствие наследников возродила все старые проблемы и породила новые, которые в итоге привели к событиям, известным как «Первая война за независимость Шотландии». После смерти Александра III в 1286 году и его молодой дочери Маргариты в 1289 году в числе многих претендентов на шотландскую корону находились Джон Баллиоль и Роберт Брюс Старший. Оба они были потомками норманнских рыцарей Вильгельма Завоевателя. К Эдуарду, королю Англии было направлено послание, с просьбой стать арбитром в сложившейся ситуации. Эдуард с готовностью согласился. Подтвердив его феодальное и военное главенство, регенты Шотландии позволили Эдуарду принимать решение о том, кто будет править в Шотландии. Английский король Эдуард I присудил корону Баллиолю, хотя Брюс был одною степенью ближе к прекратившейся династии, чем Баллиоль. Эдуард хотел доминировать в Шотландии. Если он не мог стать ее королем, то он мог выбрать наиболее приемлемого покорного его воле претендента. Но, устав от оскорбительного положения, Баллиоль отказался от своей клятвы верности Эдуарду и выступил против него. В 1296 году король Англии Эдуард I сверг и заключил в тюрьму шотландского короля Джона Баллиоля, объявив себя непосредственным правителем Шотландии. В Шотландии началось движение сопротивления. Роберт Брюс, внук первого претендента на корону, человек умный и смелый, предъявил свои права на престол и выступил защитником шотландской независимости. На собрании представителей шотландских знатных родов, происходившем в Думфрисе в феврале 1306 года, Роберт Брюс был единогласно провозглашен королем. Изгнав из страны английских чиновников, в 1306 году он короновался в Скуне. Эдуард I послал в Шотландию Эймера Валенцского, который и нанес войскам Брюса поражение при Метвене. Многие шотландские вельможи погибли в этом сражении или были казнены, в руки англичан попали дочь и жена Брюса, а он сам был вынужден искать убежища на одном из Гебридских островов. 24 июня – это национальный и любимый праздник шотландцев (Фото: Kanuman, Shutterstock) Спустя некоторое время, Брюс отважился с небольшим числом приверженцев возобновить борьбу, причинил англичанам много вреда, но вынужден был вновь бежать вместе со своими друзьями в Каррикские горы. Эдуард вступил в Шотландию с сильным войском, но дошел только до Карлейля, где в 1307 году скончался. Сын Эдуарда — Эдуард II — слабый, не отличавшийся воинственным духом, не мог вести борьбу против Брюса и в битве при Баннокберне 24 июня 1314 года потерпел решительное поражение. Несмотря на то, что окончательно независимость Шотландии была подтверждена только в 1328 году, а впоследствии вновь утеряна — и Шотландия по-прежнему входит в состав Соединенного Королевства Великобритании, но 24 июня — это национальный и любимый праздник шотландцев, который отмечается очень широко и красочно с фестивалями, танцами, концертами и народными гуляниями.
Рождество Иоанна Крестителя в Германии
В Германии День Святого Иоанна — Gehane. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С 3 века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале 4 века праздник был введен в христианский календарь. В этот день немцы жгли костры. Место для костра по традиции выбиралось на возвышенности. Распространенным было поджигание колеса, укрепленного на шестах. Огонь и дым обладали особыми целительными свойствами. Парни и девушки парами прыгали через костер. Девушки гадали в этот день о замужестве c помощью венков из полевых цветов — Геханекранц. Такой венок вешали на дверях дома, между рамами окон, выходящих на улицу. По поверью, 24 июня особой целительной и чудодейственной силой обладали травы и цветы, собранные в эту ночь. Особые целительные свойства приписывались 24 июня и воде.
Рождество Иоанна Крестителя в Дании
Датчане называют Иоанна Крестителя святым Гансом (Sankt Hans) и отмечают день этого святого во время летнего солнцестояния. Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14).
День Квебека в Канаде
Ежегодно 24 июня в Канаде празднуется День Квебека (фр. La Fête nationale du Québec) — национальный праздник этой франкоязычной провинции Канады, также известный как День Жана-Батиста, святого покровителя Квебека. Причем он является праздничным днем не только для квебекцев, но так же для всей франкоязычной северной Америки. Но в 2020 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой все праздничные мероприятия могут быть отменены или перенесены. Квебек — франкоязычная провинция Канады, играющая огромную роль в развитии страны, подобно Нью-Йорку в США. Провинция Квебек — это особый мир, не только внутри Канады, но и для всего Североамериканского континента. Исторически 24 июня является днем Жана-Батиста, то есть днем памяти Иоанна Крестителя, который имеет широкую популярность во всех католических странах, а в Канаде этот святой считается небесным покровителем франкоканадцев. Согласно историческим данным, впервые этот день был отмечен в Новом Свете 23 июня 1636 года пятью выстрелами из корабельных пушек. В последующие столетия торжества по случаю праздника становились все пышнее и приобретали все большую популярность. Официально праздник как День Квебека был узаконен в 1977 году, а для организации и проведения торжеств был назначен специальный Организационный комитет. Сегодня этот день является главным праздником провинции и празднуется здесь не менее пышно, чем общеканадский национальный праздник — День Канады. Проводятся веселые шествия, танцы на улицах и вечерние фейерверки.
День индейцев в Перу
На территории современного Перу располагалась столица одного из самых могущественных государств коренных индейцев — Империя Инков (11-16 века). И ежегодное проведение «Дня индейцев» в Перу, который отмечается 24 июня, — попытка сохранить культуру и традиции этого великого народа. В дождевых лесах восточного Перу обитает около ста индейских племен. Эти племена, практически изолированные от всего остального населения, говорят на местных наречиях и добывают пропитание охотой, рыболовством и земледелием. Еще одна группа коренного населения включает индейцев, говорящих на языках кечуа и аймара. Многие из них переселились в столицу страны — Лиму и другие города на побережье, но большинство продолжает жить в Андах, занимаясь земледелием и скотоводством. Это праздник потомков великих строителей и доблестных воинов. Закутавшись в разноцветные пончо из шерсти альпаки, в вязаных, с ушами, шапочках чульо, в этот день они пешком спускаются с плоскогорий Пуно — перекрестка народов, где на берегах самого высокогорного в мире озера Титикака встретились и сумели найти формулу мирного сосуществования две великие индейские цивилизации Южной Америки — кечуа и аймара. Они идут из Арекипы — «жемчужины юга», чудо-города, сложенного из резного сильяра — белого вулканического туфа. Идут из сотен больших и маленьких поселков Перу, где самобытная индейская культура, тысячелетний уклад жизни горцев сохранились в первозданном виде. Все они собираются на празднование в городе Куско — «центре вселенной», чтобы почтить великих духов гор, попросить у могущественной индейской святыни милости, чтобы очистить души и унести с собой целительную частицу божества.
Инти Райми в Перу
Этот праздник — старинный ритуал Инков поклонения солнцу, главному богу Инков. Он называется Инти Райми (Inti Raymi). Это знак наступления венца года инков и скорого сбора урожая, который, если того пожелают боги, окажется обильным. Это возрожденный древний праздник. Но, несмотря на древность, в наши дни интерес к инкскому прошлому усилился, а язык кечуа объявлен вторым официальным языком Перу. Чтобы насладиться красочным зрелищем популярного фольклорного праздника в этот знаменательный день, 24 июня, в город Куско съезжаются тысячи туристов из разных уголков света. Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в столице инков Куско и в древней крепости Саксайуамане. В честь праздника устраивают театрализованное представление «Инти Райми», в котором участвуют и профессиональные артисты. В массовых сценах участвуют самодеятельные коллективы. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем.
Рождество Иоанна Крестителя в Португалии
Рождество Иоанна Крестителя в Португалии – это праздник, связанный с солнечным культом. Отличительная черта Дня святого Иоанна – огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Португальцы, как истинные католики, верят в очистительную силу Сан-Жоанских костров. В Португалии прославление святого Иоанна Крестителя начинается с кануна его рождества, то есть с 23 июня. В Порту это празднество проводится на площади Праса-да-Либердаде в ночь на 24 июня. В Браге – католической столице Португалии, торжества продолжаются два дня, в том числе, исполняется действо «Танец царя Давида». На Мадейре, разумеется, небо освещают изумительные фейерверки. А на Азорских островах – это самый большой и популярный праздник, он сопровождается множеством костров, огней и красочными процессиями.
Сан-Хуан Баутиста в Эквадоре
Праздник Сан-Хуан Баутиста (Fiesta de San Juan Bautista) проводится ежегодно в городке Отавало (Эквадор). Он представляет собой совершаемые в честь Матери Земли (Pachamama) ритуальные действия, во время которых город буквально утопает в шуме праздника. Праздник Сан-Хуан Баутиста очень древний, по некоторым оценкам он берет свое начало еще до эпохи Империи Инков, то есть до 11 века нашей эры. По содержанию Сан-Хуан Баутиста похож на славянский праздник Ивана Купалы. Подобно славянскому празднику эквадорский фестиваль воспевает день летнего солнцестояния, а современной датой связан с Рождеством Иоанна Крестителя. Сан-Хуан — святой Иоанн. Основными героями праздника выступают местные мужчины. Они одеваются в женские платья, юбки и другие разнообразные костюмы, некоторые из которых весьма поражают воображение. В этих одеяниях мужчины начинают прогуливаться по улицам и танцевать, переходя от одного дома к другому. Танец заканчивается, когда шествие достигает часовни Сан-Хуан. Одним из зрелищных эпизодов праздника являются бои, имитирующие древние сражения.
Яанов день
В Эстонии второй по значению праздник после Рождества – Яанов (Иванов) день – день середины лета. Девушки плели в этот день венки из девяти различных видов цветов, по девять цветков каждого вида. Когда венок одевался на голову, нельзя было говорить ни слова. С ним же девушка ложилась спать. По поверью, во сне к ней должен был прийти будущий супруг и снять венок. Это традиционный важный летний праздник и дни летнего солнцестояния. В канун Иванова дня жгут костры, потом всю ночь танцуют, поют, пьют пиво, прыгают через огонь и ищут в лесу цветок папоротника, который по преданию, цветет только в Иванову ночь. Нашедшего цветок ждет большое богатство и счастье. Костер разводили на горе или у моря. Купание в реках и озерах, как у русских в старину на день Ивана Купалы, у эстонцев не распространено. Но зато в этот день очень любят ходить в сауну. Принято, что банные веники надо заготавливать только до 24 июня. Поскольку считается, что после Иванова дня веник не носит целебной силы. К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. Считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета – не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год. Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета – восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, – напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью. Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, – разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь – самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше – это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания – у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Сейчас организации праздника стараются способствовать местные власти. В каждом районе города делается свой самый большой костер, организовываются песни и пляски. Место проведения торжества обычно выбирают близ водоемов (море или озеро). В местных газетах публикуют сводку проводимых событий – как до проведения празднеств, так и после, тем самым сравнивая размеры костра, количество народа, посетившего торжества, а также количества выпитого пива в эти дни. Поскольку именно пиво считается главным напитком этого праздника. Пивные производители задолго до Иванова дня начинают свои рекламные кампании, приуроченные к празднику. Розыгрыши ценных призов проводят днем с 22 по 24 июня. Разумеется, в наши дни многие из обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор он воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
Рождество Иоанна Крестителя у западных христиан
24 июня католическая церковь отмечает торжественный праздник — Рождество Иоанна Предтечи, который установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии. Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16). Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей — кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение — омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя — Креститель). Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С 3 века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале 4 века праздник был введен в христианский календарь.