‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
День города Бишкека
В 2020 году в связи с пандемией массовые мероприятия в честь дня города отменяются или могут быть перенесены. Город Бишкек — столица Кыргызской Республики — расположен на севере страны, в Чуйской долине у предгорья Тянь-Шаня, на высоте 700–900 метров над уровнем моря, в 25 километрах от границы с Казахстаном. Ранее город носил название Пишпек, в годы советской власти был переименован во Фрунзе (в честь советского партийного, государственного и военного деятеля Михаила Фрунзе). Официальной датой основания города считается 29 апреля 1878 года. В этот день военный губернатор расположенной в тех местах Семиреченской области Герасим Колпаковский дал команду о переводе центра Токмакского уезда в город Пишпек. Сегодня эта дата считается Днём города, к которому приурочено проведение множества культурных, спортивных и развлекательных мероприятий. Здание Парламента (Фото: Nikita Maykov, Shutterstock) День города Бишкек (Бишкек шаарынын күнү) установлен Постановлением Бишкекского городского Кенеша депутатов от 28 ноября 2006 года № 266, в целях продолжения развития городских традиций, на основании исторических материалов, представленных Институтом истории Национальной академии наук Кыргызской Республики, Государственным архивным агенством при Правительстве Кыргызской Республики и Кыргызским государственным историческим музеем, в которых объективно, на базе достоверных исторических документов указана дата основания города Бишкек. Самые первые поселения на месте Бишкека появились в конце 18 века. Киргизский батыр по имени Бишкек основал здесь, на левом берегу реки Аламедин в районе пересечения её с нынешним проспектом Жибек Жолу, небольшое укрепление. В 1825 году кокандцы (уроженцы находившегося в Ферганской долине Кокандского ханства) построили на этом месте крепость Пишпек, у стен которой стали селиться ремесленники и торговцы. В 1860 и 1862 годах русские войска при поддержке киргизских отрядов дважды брали крепость штурмом и разрушали ее, взрывая стены, но оседлая жизнь здесь не прекратилась. С 1864 года в этом месте обосновался казачий пикет, и рядом, близ ташкентской дороги, появился известный на всю округу базар. Центральная площадь Ала-Тоо (Фото: Ravshan Mirzaitov, Shutterstock) Сегодняшнее название города – Бишкек – переводится как «мешалка для взбивания кумыса». Сами кыргызы называют столицу своей республики «Зеленый город» — из-за большого количества вековых дубов и тополей, а еще – благодаря молодому духу города и бурлящей в нем жизни. Среди достопримечательностей Бишкека – центральная площадь Ала-Тоо. Интересны здание парламента и Государственный флагшток, возле которого каждый час с 7 утра до 6 вечера происходит смена почетного караула. Туристу интересно будет увидеть также скульптурный комплекс «Манас», изображающий легендарного кыргызского героя на коне, рядом с которым стоят жена и советник, а также монумент Победы. Стоит посетить Исторический музей, где хранятся удивительные экспонаты: многочисленные древние артефакты – наскальные рисунки городища Саймалуу-Таш, рунические надписи Таласа, предметы быта Бронзового века и украшения кочевых племен начала нашей эры, старинные монеты, найденные при раскопках. Здесь же представлены элементы национального быта: вышивка, костюмы, богато украшенная конская упряжь, войлочные и шерстяные ковры, изделия из глины и соломы. Центральная мечеть Бишкека (Фото: Nikita Maykov, Shutterstock) Еще один выставочный комплекс – Музей изобразительных искусств, где наряду с живописными полотнами кыргызских, узбекских и русских художников выставлены узорчатые национальные ковры – «шырдаки» – и изделия из войлока. Кстати, местные ковры и войлочные поделки туристы увозят из Бишкека в качестве сувениров. Развлечений для туристов здесь масса – начиная от традиционных баров и дискотек и заканчивая колоритными, являющимися важной частью национальной культуры чайханами. Кстати, элементы национальной культуры в Бишкеке встречаются на каждом шагу. Так, по улицам даже сейчас, в 21 веке, разгуливают столетние старцы в «калпаках» и цветастых халатах, а любимый кыргызами кумыс подают практически в любом заведении общепита. Популярностью пользуется и другой национальный напиток – «шоро». Это газировка на основе пшеничной муки, которая стаканами продается с уличных лотков.
День Сёва в Японии
День Сёва (яп. 昭和の日) — национальный праздник в Японии. «Отныне я становлюсь человеком», — официально провозгласил император Японии Хирохито, обращаясь к японскому народу. Шел 1945 год. Вторая мировая война закончена, милитаристская Япония повержена. До этого момента императором в Японии был Бог. И это не было ни шуткой, ни метафорой. Японцы действительно свято верили, что их государством, их жизнями управляет Бог. Ставший «простым смертным» император Хирохито вплоть до своей кончины 7 января 1989 года олицетворял период японской истории, названный периодом Сёва (длился с 25 декабря 1926 года до 7 января 1989 года). Период Сёва является самым продолжительным в истории Японии и ознаменован многими поистине беспрецедентными событиями. Император Хирохито Это и Вторая мировая война, принесшая Японии поражение и, вместе с тем, приведшая к переоценке японцами многих ценностей; это и атомные бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года, последствия которых до сих пор не стерты из памяти японцев; это и небывалый экономический подъем, индустриализация и улучшение быта японцев, повлекшие значительный рост рождаемости населения; это и начало телевизионного вещания в 1953 году; это и первые Олимпийские игры в Азии, состоявшиеся в Токио в 1964 году, а потом Олимпийские игры в Саппоро в 1972 году. При жизни императора Хирохито его день рождения был праздничным днём и значился в японском календаре просто как «День рождения императора». После кончины император получил вечный титул — император Сёва, а его день рождения так и остался национальным праздником, но был официально переименован в «День зелени». Но годы идут, поколения меняются, и в наши дни большинство японцев уже либо не помнит, либо не понимает исходного смысла Дня зелени. Многие японцы старшего поколения не забыли своего императора-Бога, любят и поклоняются ему и после его кончины. Они пожелали увековечить память об императоре специальным днём в стране. Появились сторонники, выступающие за переименование праздника в более логичное, понятное и запоминаемое название. Противоречивые оценки значения Императора Сёва в истории Японии не сыграли доминирующей роли, и в результате изменений в законе «О национальных праздниках» с 2007 года 29 апреля становится Днём Сёва. Этот день по-прежнему праздничный и выходной. Прекрасные сады Императорского дворца... (Фото: Radu Razvan, Shutterstock) Интересно, что апрель напоминает японцам об императоре не только днём рождения императора Сёва, ставшим Днём Сёва. Ежегодно в начале апреля в Императорском дворце древней столицы Японии, Киото, проводятся «дни открытых» дверей. И японцы со всех уголков страны, и туристы стремятся в эти дни посетить территорию Императорского дворца и полюбоваться величием знаменитой архитектуры и прекрасными садами, хоть ненадолго прикоснуться к тайнам жизни императорской семьи. А что же стало с Днём зелени? Этот день с 2007 года успешно «переехал» на 4 мая. Таким образом, японцы имеют законное право расслабиться и отдохнуть в течение так называемой «золотой недели», которая с 2007 года включает День Сёва 29 апреля, День конституции Японии 3 мая, День зелени 4 мая и День детей 5 мая.
День независимости Израиля
День независимости Израиля (ивр. יום העצמאות, Йом ха-Ацмаут) — главный государственный праздник страны. Он отмечается ежегодно во вторник, среду или четверг, ближайшие к 5 ияра, в память о провозглашении Государства Израиль 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю). Закончилась Вторая мировая война, мир праздновал победу над нацизмом. В этой войне уцелела лишь треть почти девятимиллионной еврейской общины Европы, но для них испытания еще не закончились. После войны англичане наложили еще большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления», ставившего своей целью борьбу с британскими властями за свободный въезд в страну. Несмотря на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по 1948 год тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85000 человек. Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки Организации Объединенных Наций. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов — 33 против 13 — приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали военные действия. Так территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового. 14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (Государство Израиль). Через несколько часов после принятия Декларации независимости армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью. На следующий год кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут — День Независимости. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами, иногда военными парадами. Военные базы открыты для посещения, устраиваются воздушные парады, демонстрируется оснащение военно-морского флота. Сегодня Израиль может гордиться технической оснащенностью армии. Накануне праздника вручаются государственные премии в области литературы, искусства, научных исследований. И везде по всей стране — на зданиях, машинах, площадях — вывешивают государственные флаги. Религиозные евреи, признающие государство Израиль, читают особые молитвы и обязательно молитву «а-Лель», символизирующую национальное освобождение Израиля. В больших и малых городах и поселениях Израиля проходят общественные гуляния, люди выходят на улицы. Повсюду звучит музыка, на импровизированных сценах выступают танцевальные коллективы, хоры, музыкальные ансамбли. Уже традиционным завершением праздника стал красочный, праздничный фейерверк.
Международный день танца
Ежегодно 29 апреля по всему миру отмечается Международный день танца (International Dance Day). Этот праздник, посвященный всем стилям танца, начали отмечать с 1982 года по инициативе Международного совета танца (International Dance Council, CID) ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра (Jean-Georges Noverre), реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета». Жан-Жорж Новерр (29 апреля 1727—19 октября 1810) — французский балетмейстер, хореограф и теоретик балета, ученик балетмейстера Л.Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника. Поэтому, по замыслу учредителей, главная идея данного праздника — объединение всех направлений танца, как единой формы искусства, а сам День танца — это повод для её чествования, а ещё — её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца. Фото: Yuri Arcurs, ShutterstockКонечно же, в этот день весь танцующий мир — коллективы театров оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты — будут отмечать свой профессиональный праздник. Формы же празднования весьма разнообразны — от традиционных концертов и выступлений до танцевальных флешмобов и необычных представлений. На официальном же уровне, по традиции, каждый год известная личность из мира хореографии выступает с обращением к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Так, в разные годы с торжественными речами по случаю Международного дня танца выступали такие мировые знаменитости, как: Юрий Григорович (Россия), Роберт Джофри (США), Мэги Марэн (Франция), Майя Плисецкая (Россия), Морис Бежар (Франция), Уильям Форсайт (США-Германия), Стефан Пейдж (Австралия), Мияко Йошида (Япония-Великобритания), Хулио Бокка (Аргентина), Лин Хвай-мин (Тайвань), Ульяна Лопаткина (Россия) и другие. В России в Международный день танца также существует традиция вручать единственный профессиональный балетный приз — премию «Душа танца». Награда была учреждена в 1994 году журналом «Балет» совместно с Министерством культуры Российской Федерации и вручается мастерам за достижения в развитии отечественного хореографического искусства.