‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Страна
Сезон
Месяц
День штурмана Военно-Морского Флота России
Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник — День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации — военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов. Раньше День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота. Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра I от (12) 23 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день является датой основания штурманской службы российского флота, но официальное празднование установлено на 25 января. Сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России (Фото: andrej pol, Shutterstock) Заметим, что император Петр I также издал Устав, в котором были прописаны некоторые основные правила и ограничения для штурманов: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают». Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как: С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт. Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России. По традиции, в этот день командование ВМФ поздравляет всех штурманов российского флота с их профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся удостаиваются наград, поощрений и благодарностей.
День моряка-подводника в России
Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Русско-японская война (1904-1905) стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки. Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота. Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 1950-е годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года. Первая штатная подлодка ВМФ России - «Дельфин» (Фото: ru.wikipedia.org) В настоящее время для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В её составе — подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений. Сами подводные силы, как род сил ВМФ РФ, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки, являются ударной силой флота, способной контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. Но современный подводный флот России — это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты-подводники, знающие и гордящиеся своей профессией. Традиционно в свой праздник — День моряка-подводника — они получают поздравления от командования, а особо отличившиеся моряки подводных сил награждаются государственными наградами, памятными подарками и благодарностями. Также в этот день проводятся торжественные праздничные мероприятия и концерты.
День связиста и специалиста радиотехнической службы ВМФ России
7 мая свой профессиональный праздник отмечают связисты и специалисты радиотехнической службы (РТС) Военно-Морского Флота Российской Федерации. День связиста и специалиста РТС установлен Приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Символичным является то, что профессиональный праздник на флоте совпадает с Днём радио, который в России отмечают работники всех отраслей связи. К основным задачам Радиотехнической службы ВМФ относятся: работа системы освещения обстановки, установка, обслуживание и эксплуатация радиотехнического оборудования и аппаратуры на кораблях, судах, базах и учреждениях ВМФ. Сама служба входит в состав Главного командования ВМФ. Совершенствование и развитие систем связи для обеспечения эффективного процесса управления на разных уровнях: от боевой части корабля и подразделения на берегу до центров управления всеми ВМС – важнейшая задача радиотехнической службы. Трудно переоценить роль связи в Вооружённых Силах и, особенно, на флоте, где от того, насколько оперативно и точно будет произведён обмен необходимой информацией, во многом зависит успешность выполнения поставленной задачи. А ведь расстояния между кораблями могут составлять тысячи миль. Слаженность действий любого соединения обеспечивается во многом именно благодаря устойчивой связи и надёжности работы радиотехнического оборудования. Важность роли связи и радиотехнической аппаратуры подчёркивается и тем, что одной из задач этой и других служб ВМФ является защита собственных каналов и радиотехнических систем и одновременные усилия, направленные на то, чтобы нарушить работу подобных систем у потенциального противника. В целях совершенствования деятельности этой службы ВМФ регулярно проводит сборы и учения радиотехнических подразделений. В Петергофе располагается высшее военное учебное заведение, занимающееся подготовкой специалистов по радиоэлектронике для ВМФ – Высшее Военно-Морское Училище радиоэлектроники им. А.С. Попова. Этот ВУЗ стал первым самостоятельным высшим военным учебным заведением, готовившим специалистов по связи и радиотехнике для флота.
День Черноморского флота ВМФ России
День Черноморского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 13 мая в честь создания Черноморского флота. День был учрежден приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года. Весной 1783 года, после присоединения Крыма к России, императрица Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота. (2) 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота. Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне. В 1784 году по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово «севастополь» означает «величественный». Эмблема Черноморского флота ВМФ РоссииВскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов и другие. Моряки Черноморского флота прославились во многих сражениях, защищая рубежи Родины и успешно выполняя поставленные перед ними задачи, — в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Крымской войне 1853–1856 годов, в Первой мировой войне и, конечно же, в годы Великой Отечественной войны. Сегодня Черноморский флот ВМФ России — оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации на Чёрном море. Как составная часть Военно-морского флота страны, он является средством обеспечения военной безопасности России на юге. Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе. Основными задачами Черноморского флота в настоящее время являются: защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.). Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск. В сам же праздник главные торжества организуются в городах базирования подразделений Черноморского флота. В Севастополе традиционно в этот день проходит торжественное возложение венков и цветов к памятнику морякам-черноморцам и монументу Екатерине II, организуются праздничные концерты, встречи с ветеранами флота и другие мероприятия.
День Балтийского флота ВМФ России
День Балтийского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 18 мая в честь создания Балтийского флота. Установлен приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 253. (7) 18 мая 1703 года флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I одержала свою первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных судна — «Гедан» и «Астрильд». Этот день и принято считать днем рождения Балтийского флота России. А все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает». Надо сказать, что история становления Балтийского флота тесно связана с историей Санкт-Петербурга. Ведь город на Неве начал строиться в мае 1703 года, а в 1704-м здесь начали возводить Адмиралтейскую верфь, ставшую впоследствии центром кораблестроения в России. С тех пор Балтийский флот блестяще выполняет задачу защиты рубежей России с северо-западного направления. Картина Л.Д. Блинова. Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд» в устье Невы 7 мая 1703 года (Фото: mil.ru) Во время Северной войны (1700-1721) балтийцы одержали еще множество побед над флотом Швеции. Во время Крымской войны (1853-1856) они доблестно отстояли побережье Балтики, сорвали попытки шведов захватить Кронштадт, не допустили захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга. Доблестно сражались в годы Первой мировой войны и, конечно же, во время Великой Отечественной войны. Флот участвовал в героической обороне Ленинграда (1941-1944), поддерживал наступление Красной Армии в Прибалтике (1944), Восточной Пруссии, и Восточной Померании (1944-1945). В ходе Великой Отечественной войны Балтийский флот уничтожил силами надводного и подводного флотов, морской авиации более 1200 боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов противника, свыше 2,5 тыс. самолетов. Более 100 тысяч балтийцев сражались на сухопутных фронтах. Не менее важную роль сыграл флот и в научных экспедициях и открытиях. Балтийский флот стал родоначальником дальних и кругосветных плаваний русских — на карте мира сделаны 432 географических открытия, которые носят имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота. Балтийцами себя считали великие флотоводцы, герои морских битв — адмиралы Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, С.О. Макаров и Н.О Эссен, первооткрыватели и путешественники — В.Й. Беринг, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Г.И. Невельской, ученые — А.С. Попов, Б.С. Якоби и многие другие выдающиеся люди. Большой десантный корабль «Калининград» (Фото: mil.ru) Сегодня Балтийский флот — старейший флот России — представляет собой крупное разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение Военно-Морского Флота Российской Федерации на Балтийском море, способное эффективно действовать на море, в воздухе и на суше и имеющее в своем составе корабельные силы, морскую авиацию, средства воздушно-космической и противовоздушной обороны, и береговые войска. Основные пункты базирования войск — Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Санкт-Петербург). Штаб Балтийского флота располагается в Калининграде. Эмблема Балтийского флота ВМФ России Основными задачами Балтийского флота ВМФ России в настоящее время являются: защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и другое).
День Тихоокеанского флота ВМФ России
День Тихоокеанского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 21 мая, в честь создания данного флота. Установлен приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 253. Дата для празднования была выбрана в связи с тем, что 21 мая 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» были учреждены Охотская военная флотилия и Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане. Еще во времена правления Анны Иоанновны с дальневосточных рубежей России в столицу стали поступать сведения о происходящих там частых нападениях японцев, китайцев и маньчжуров. Для защиты русских земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. Именно основываясь на данных сообщениях и был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта. Десантирование морской пехоты на берег в ходе учений (Фото: mil.ru) Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году. Отвагу и героизм проявляли моряки-тихоокеанцы и во всех событиях русского военного оружия - отличились они в боевых действиях в русско-японской войне в Японском море, и во время Революции 1905-1907 годов, и в годы Великой Отечественной и советско-японской войн. В настоящее время Тихоокеанский флот России (ТОФ), как оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ, имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, части сухопутных и береговых войск. Большая эмблема Тихоокеанского флота Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил РФ в целом является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основными задачами Тихоокеанского флота, как оперативно-стратегического объединения ВМФ РФ, являются: поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил). Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.
День Северного флота ВМФ России
День Северного флота Военно-Морского флота России — ежегодный праздник, отмечаемый 1 июня, установлен приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 253. Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 25 мая 2014 года годом образования Северного флота определен 1733-й, а годовым праздником подтверждена дата — 1 июня. Начиная с 15 века Белое и Баренцево моря играли важную роль для торгового флота России. Доступ к незамерзающим гаваням северных морей явился одним из важнейших компонентов морской стратегии России после становления Германии как сильной морской державы на Балтийском море. (15) 26 марта 1733 года на основании Указа «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства» был создан Архангельский военный порт. Из построенных в Архангельске кораблей была сформирована эскадра, ставшая первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону ответственности Архангельской эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова. В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал денежные средства на сооружение порта на Мурмане. В июне 1899 года состоялось официальное открытие города Александровск (ныне — Полярный), расположенного при Екатерининской гавани. Акватория Екатерининской гавани являлась одним из районов базирования кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, созданной (19 июня) 2 июля 1916 года приказом Морского Министра № 333, для охраны морских путей на Севере России. Фото: mil.ru В советский период, после посещения И.В. Сталиным Заполярья, 1 июня 1933 года была создана Северная морская флотилия. В мае 1937 года приказом Народного комиссара обороны Северная морская флотилия была преобразована в Северный Флот. Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями. В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал 15 подводными лодками, восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. К 1945 году в составе СФ были: линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев. В ходе войны флот надежно прикрывал приморский фланг 14-й армии от десантов и обстрелов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море. Мужественно и героически действовали морские пехотинцы флота и во время наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Десяти из них было присвоено звание Героев Российской Федерации, более тысячи воинов награждены орденами и медалями. Всего в послевоенный период за самоотверженное выполнение воинского долга, мужество и героизм звание Героев Советского Союза было присвоено 41 североморцу, 30 воинов флота стали Героями Российской Федерации. Фото: mil.ru Высокое боевое мастерство «черных беретов» по достоинству были оценены Президентом России. Во время своего визита на Северный флот В.В. Путин, при вручении государственных наград морским пехотинцам, сказал: «В Дагестане и Чечне морские пехотинцы сражались доблестно. Бандиты не напрасно вас боялись и боятся до сих пор, потому что «черные береты» действительно страха не знают. Я искренне благодарю вас за самоотверженный ратный труд, верность присяге, за преданное служение Отечеству. Уверен, пока в строю такие люди как вы, Родина наша — Россия — будет непобедима». Как свидетельствует история, во все времена Северный флот был и продолжает оставаться надежным оплотом России, её надеждой и гордостью. Сегодня Краснознаменный Северный флот является межвидовым стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для защиты национальных интересов России на арктическом направлении, а также в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности. Основу Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Главной базой флота является город Североморск. 1 июня во всех объединениях и соединениях СФ проходят торжественные митинги, а на кораблях — церемонии подъема Военно‑морского флага.
День специалиста минно-торпедной службы ВМФ России
Ежегодно 20 июня Военно-морской флот России чествует специалистов минно-торпедной службы. Профессиональный праздник этого подразделения был учрежден приказом Главнокомандующего ВМФ России 15 июля 1996 года и традиционно отмечается 20 июня — в память о первом успешном применении минного оружия российскими моряками. Согласно историческим источникам, в 1855 году, во время Крымской войны, англо-французская эскадра вошла в Финский залив, чтобы атаковать российские военно-морские базы, в первую очередь, Кронштадт. Чтобы защитить свои рубежи, русским морякам пришлось применить минное оружие. В результате, противник потерял четыре боевых корабля и отказался от нападения. Кстати, торпеду впервые в истории применил будущий вице-адмирал Степан Макаров в ходе Русско-турецкой войны (1877—1878). В ночь на 14 января 1878 года он атаковал турецкий сторожевой пароход «Интибах» на батумском рейде. Торпеда попала в цель и затопила вражеский корабль. Не меньший профессионализм и мужество проявили российские специалисты минно-торпедной службы и в годы обеих мировых войн, защищая рубежи страны. Фото: www.mil.ru Сегодня мины и торпеды составляют основу вооружения Войск береговой обороны, в чьи обязанности входит защита пунктов базирования сил ВМФ РФ, портов и других важных участков побережья. Кроме того, торпедное оружие входит в комплектацию российских торпедных подводных лодок. Их предназначение — оборона от подводного флота противника, а также эскортирование ракетных подводных лодок и надводных кораблей. Служба минно-торпедного вооружения ВМФ РФ — важный орган военного управления, специалисты которого занимаются вопросами технического обслуживания, хранения подводного морского оружия и обучения личного состава его применению. Особое подразделение службы — испытательная минно-торпедная группа, специалисты которой наряду с другими задачами выполняют работы по обезвреживанию затонувших боеприпасов времен Великой Отечественной войны. В свой профессиональный праздник все специалисты и военнослужащие службы минно-торпедного вооружения ВМФ России получают поздравления от руководства и коллег.
День кораблестроителя в России
Новый профессиональный праздник – День кораблестроителя (судостроителя) – установлен Постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Дата празднования определена на 29 июня, и в 2017 году российские корабелы отмечали его впервые. Хотя идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в Правительство страны руководства АО «ОСК», а в Российском историческом обществе нашли такой просьбе еще и архивное обоснование. Дата 29 июня выбрана для праздника в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства. Символично, что в юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и профсоюзных и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строит и строил теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера… Тем более, что традиции русского кораблестроения имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют 5 веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в 12 веке, а организованное морское судостроение началось в конце 15 века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами. А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник. К тому же особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме этого фрегата. Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. С тех пор не только увеличивалось количество и качество российских судов, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов. На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. В частности, до сих пор Россия остаётся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на российских верфях, и Рыбопромысловый флот СССР – тоже первый в мире. В 2007 году Указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация», с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг, а судостроение – отрасль машиностроения и ВПК РФ, в которой, с учетом смежных производств, работают сотни тысяч человек. Только по итогам 2015 года было сдано 110, а в 2016 году – 112 единиц флота. В России действует более тысячи предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область. Сегодня свой профессиональный праздник официально отмечают российские корабелы, которые по праву считаются наследниками славной истории судостроения.
День работников морского и речного флота
4 Июля
81Наверное, нет на свете человека, который не вглядывался бы с восторгом в синие, бездонные морские просторы, мечтая когда-нибудь отправиться на белоснежном лайнере в захватывающее путешествие. Неслучайно профессия моряка окружена таким романтическим ореолом, и каждый мальчишка мечтает стать капитаном дальнего плавания... Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля в ряде стран постсоветского пространства. Он известен еще со времен существования Советского Союза и установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях». Морской и речной транспорт — огромное сложное хозяйство и одна из ключевых отраслей экономики многих государств, и в этом большая заслуга поколений профессионалов, посвятивших свою жизнь нелегкому морскому труду, навсегда связавших свою судьбу, судьбу своей семьи с реками и морями. Сегодняшний день является праздничным для всех моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, благодаря которым обеспечивается деятельность морских и речных путей. Сегодня День работников морского и речного флота отмечается в России и на Украине, а в Беларуси он носит название — День работников водного транспорта.
День основания морской авиации ВМФ России
Дата 17 июля считается Днем основания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации. Как праздничная она была установлена приказом главнокомандующего ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года. 17 июля 1916 года над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации. В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, и главной угрозой для фашистских захватчиков в боях на море. За годы Великой Отечественной войны советские морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. С тех далеких пор роль авиации военно-морского флота России только возросла. К задачам морской авиации относятся обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей (в первую очередь — авианосцев и авианосных соединений), а также авиации морского базирования противника. Несомненно, что управляют и обслуживают технику профессионалы высочайшего класса. Сегодня авиация ВМФ РФ является родом сил Военно-морского флота России и условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. А функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную). Основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил РФ. Собственной авиацией располагают все четыре флота России — Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский.
День Военно-Морского Флота России
День Военно-Морского Флота Российской Федерации отмечается в последнее воскресенье июля на основании Указа Президента России В.Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации». В советской России этот профессиональный праздник был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПб от 22 июня 1939 года, согласно которому праздник должен был отмечаться ежегодно 24 июля. А на последнее воскресенье июля он был перенесен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях». Как памятный день в Вооруженных силах уже Российской Федерации он был установлен вышеуказанным Указом Президента России также на последнее воскресенье июля. День ВМФ — один из самых любимых еще в СССР, а затем и в России, праздников. Его отмечают не только военнослужащие этих войск, но и все те, кто стоит на страже морских рубежей России, обеспечивает боеготовность кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил. В этот день по всей стране проходит множество памятных и торжественных мероприятий, народные гуляния и встречи ветеранов. Также во всех городах — военно-морских базах России проходят военные парады, а завершают день праздничные концерты и салют. Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. Первый русский боевой корабль — фрегат «Орёл» — был создан при царе Алексее Михайловиче. Его строительство вели голландские корабелы по своему проекту, а название первый русский военный парусник получил в честь государственного герба. В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. «Морским судам быть!» — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. На верфях, расположенных в разных регионах страны, строились корабли Российского флота самых разных классов. К весне 1700 года на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700—1721). Сегодня Военно-Морской Флот (ВМФ), являясь видом Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначен для вооруженной защиты интересов государства, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи. Эмблема ВМФ РоссииВ состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла. Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ. Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия. Россия — великая морская держава. У Военно-Морского Флота страны поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви россиян. Его история — это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний Россия отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.
Праздник Военно-морского флота Болгарии
Праздник Военно-морского флота в Болгарии отмечается ежегодно во второе воскресенье августа. Поводом послужило событие, произошедшее (31 июля) 12 августа 1879 года, когда на четырех российских военных судах, пришвартованных в порту Русе — «Опыт», «Взрыв», «Пордим» и «Горний Студен» — был поднят болгарский флаг, и оркестр сыграл тогдашний гимн страны — военный марш «Шумит Марица». Так была создана Дунайская военная флотилия, а этот торжественный акт ознаменовал рождение болгарского военного флота. Сегодня Военно-морские силы Болгарии (болг. Военноморски сили на България) — один из видов Вооружённых сил Республики Болгарии. Обычно второе воскресенье августа — это лишь кульминация праздника. По существу, вся неделя, предшествующая празднику, исполнена событиями, так или иначе связанными с морем и морским флотом. Поэтому в Болгарии люди давно называют эту неделю «Праздниками моря». Проводятся смотры военных судов, армейские оркестры дают концерты, к этому времени приурочены смотры художественной самодеятельности, проводятся выставки. Праздники моря отмечают как в Варне, Бургасе и других черноморских городах, так и в придунайских городах — Русе, Видин и Силистра. В 2006 году 127-я годовщина со дня создания ВМФ Болгарии совпала со 150-летием восстановления маяка близ города Шабла, поэтому там тоже проводились чествования. Традиционно праздничные мероприятия начинаются в городе Русе с возложения венков к могиле моряка, а заканчиваются в городе Варне, где проводится военный ритуал торжественного поднятия стягов на кораблях ВМФ на территории Морского порта. Тогда же выпускники Морского училища получают свое первое офицерское звание. В рамках чествований проводится ритуал военной присяги молодого призыва.
День победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
День воинской славы России — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год) отмечается ежегодно 9 августа, в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». Само сражение произошло севернее полуострова Гангут (Финляндия) на Балтийском море (27 июля) 7 августа 1714 года и стало одним из главных сражений в ходе Северной войны (1700-1721). Битва началась около двух часов пополудни и продолжалась более двух часов. Наступление велось с флангов. Сражение было чрезвычайно упорным. На этапе сближения с обеих сторон велась интенсивная артиллерийская перестрелка. После перестрелки из судовых пушек в дело пошло ручное огнестрельное оружие. После яростной схватки флагманский корабль шведов – фрегат «Элефант» был взят на абордаж, а все остальные суда сдались. В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись: «Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны». Почтовая марка СССР, 1989 год — 275 лет Гангутскому сражению После жестокого боя все вражеские корабли были захвачены. В Гангутском сражении шведы потеряли 10 кораблей с 116 орудиями, 361 человек убитыми, 350 ранеными и 237 пленными. Потери русских составили 127 убитых и 342 раненых. В этом сражении Петр сумел создать превосходство в силах на главном направлении, сосредоточив против флагманского судна противника сразу одиннадцать галер, а ударами по флангам исключил из действия часть артиллерии противника. Эреншельд решил, что со стороны русских последует фронтальный удар, но просчитался. Петр переиграл шведского флагмана. Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений. К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.
День Новороссийской военно-морской базы ВМФ России
Ежегодно 8 сентября сотрудники Новороссийской военно-морской базы (НВМБ) — оперативно-тактического территориального объединения в составе Черноморского флота России — отмечают свой профессиональный праздник. Начало этой традиции положил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». В отличие от многих других праздников, отмечаемых разного рода службами и ведомствами, в этом случае в качестве торжественной даты был выбран не день создания, а день возрождения военно-морского района на берегу Черного моря. Предыстория этих событий такова. С 1925 по 1940 годы Новороссийская ВМБ существовала номинально, однако незадолго до начала Великой Отечественной войны стала полноценным подразделением советской армии. 29 января 1941 года приказ командующего Черноморским флотом определил штатную структуру базы. Здесь были развернуты дивизионы кораблей охраны водного рейда, учебный дивизион подводных лодок, отряд торпедных катеров, части береговой артиллерии и тыла. В период войны они стали главной опорой осажденных гарнизонов Одессы и Севастополя. В сентябре 1942 года советские войска оставили Новороссийск; штаб базы и ее основные силы переместились в Геленджик, откуда и осуществляли высадку морских десантов на Малую Землю. Спустя год, в сентябре 1943-го, Новороссийск удалось освободить от врагов, однако перед базой встала другая задача — очистить заминированное фашистами море. Всего в акватории порта было обезврежено несколько десятков мин. В 1947 году Новороссийскую ВМБ расформировали. Однако после распада СССР вновь стал актуальным вопрос об использовании Новороссийска в качестве главной базы российского флота. 8 сентября 1994 года Правительство РФ выпустило Постановление «О формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования сил ВМФ на территории Краснодарского края». Этот документ определил статус возрожденной базы — и стал предпосылкой для объявления нового праздника. Его в этот день отмечают военные моряки и гражданский персонал базы, которая на сегодняшний день является одной из ведущих группировок сил Черноморского флота России. Они также вспоминают своих предшественников — новороссийцев, героически сражавшихся во время Великой Отечественной войны. В настоящее время основными задачами НВМБ являются — содействие силам Южного военного округа на приморском направлении, охрана государственной границы России во взаимодействии с силами погранвойск, обеспечение развертывания сил флота, а также обеспечение воинских морских перевозок.
День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России
Ежегодно 8 октября военнослужащие Военно-морского флота России отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля — профессиональный праздник командиров экипажей кораблей, установленный в 2007 году Указом Главнокомандующего ВМФ РФ «О введении годового праздника Дня командира корабля Военно-морского флота». Командир корабля является прямым начальником всего личного состава корабля и отвечает за успешное выполнение задач, поставленных кораблю, и организацию взаимодействия с кораблями соединения и другими силами. Основанием для выбора даты праздника послужило важное историческое событие — Наваринское морское сражения, в котором отличился русский линейный корабль «Азов» под командованием капитана первого ранга Михаила Лазарева. Наваринское морское сражение — сражение Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 годов, одно из крупных морских сражений — состоялось 8 октября (по старому стилю) 1827 года. Место действия — Наваринская бухта (Navarino Bay), находящаяся на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес (Peloponnese). Участники сражения — объединенные эскадры России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетский флот — с другой. Эскадра России, Англии и Франции разгромила османский флот, что оказало решающее влияние на исход национальной борьбы греческого народа за свою независимость. Командиры воздушных судов также сегодня празднуют свой профессиональный праздник (Фото: Andresr, Shutterstock) За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» впервые в Российском флоте были присвоены Георгиевский (гвардейский) флаг и вымпел. На «Азове» во время битвы проявили себя, будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. Инициаторами учреждения Дня командира надводного, подводного и воздушного корабля выступили ветеранские организации, а ходатайствовала региональная общественная организация адмиралов и генералов ВМФ «Клуб Адмиралов». К тому же, при учреждении данного профессионального праздника, был учтен и тот факт, что в составе современного российского военно-морского флота действуют и подразделения морской авиации, поэтому командиры воздушных судов также не были забыты.
День основания Российского военно-морского флота
Дату 30 октября принято считать Днём основания Российского военно-морского флота. (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию царя Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Создание регулярного военного флота в России – историческая закономерность, обусловленная настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 веков главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства. Поэтому в 1690-х годах в России развернулось военное кораблестроение. Вскоре суда начали строить в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже — Тихоокеанский, Северный, Черноморский флоты и Каспийская флотилия. В первой половине 18 века русские моряки сделали много важных географических открытий. В 1740 году В.Беринг и А.Чириков основали Петропавловск-Камчатский, в 1741 году открыли пролив и достигли западного побережья Северной Америки. В дальнейшем значительные географические открытия, кругосветные путешествия совершили замечательные русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, М.П. Лазарев, Е.В. Путятин. Во второй половине 18 — начале 19 века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России яркими страницами вошли жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова. Эмблема ВМФ России В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше. Моряки-подводники, морские летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской славы Отечества. В 1941-1945 годах умело руководили боевыми действиями на морских театрах войны адмиралы Н.Г. Кузнецов, И.С. Исаков, А.Г. Головко, В.Ф. Трибуц, Ф.С. Октябрьский, Л.А. Владимирский, С.Г. Горшков, И.С. Юмашев... Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции ВМФ России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю. Напомним, что День Военно-морского флота России отмечается в последнее воскресенье июля.
День морской пехоты России
День морской пехоты в России отмечается ежегодно 27 ноября в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 433 от 19 декабря 1995 года в память Указа Петра I о создании первого в России «полка морских солдат», изданного 27 ноября 1705 года (16 ноября по старому стилю). Первыми в 1664 году высаживать десант с кораблей начали англичане. В русской армии специальная команда морской пехоты была сформирована в 1698 году из экипажа корабля «Орел». А после успешной сдачи экзамена в противоборстве со шведами Петр I решился на создание целого полка, взяв за основу морские команды Балтийского флота. Сначала эти корабельные абордажно-десантные команды морской пехоты подчинялись командирам кораблей. После окончания военных кампаний команды соединялись в свои батальоны и несли караульную службу на своих базах. Но к концу 18 века, в связи с изменением характера войн и вооружения армий, морская пехота несколько раз подвергалась реорганизации. Её первоочередной задачей были десантные операции. В том числе русские морские пехотинцы участвовали в Русско-турецкой войне (1768-1774) и в Средиземноморском походе (1798-1800) адмирала Федора Ушакова. Сформированный в 1810 году морской гвардейский экипаж (единственная часть в истории русского флота, представлявшая собой как корабельную команду, так и пехотный гвардейский батальон) принимал участие в Отечественной войне 1812 года. Действуя на сухопутном фронте, он частично выполнял некоторые функции морской пехоты, а именно наводил переправы через водные преграды, разрушал переправы противника и т.п. В 1813 году части морской пехоты были переданы в армейское ведомство и утратили связь с флотом. Однако уже сражения Крымской войны (1853-1856) подтвердили необходимость морской пехоты в русской армии. Но только в 1911 году Главным морским штабом был разработан проект создания постоянных пехотных частей в основных базах флота, и в последующие годы они были сформированы и по характеру выполняемых задач подразделялись на два вида: части, предназначенные для сухопутных фронтов, и части и соединения морской пехоты, действующие на морских театрах. Российские морские пехотинцы по праву считаются одними из лучших специалистов этого нелёгкого рода деятельности Вооружённых Сил России (Фото: mil.ru) В Советской России морская пехота, как особый род сил Военно-морского флота, была сформирована только в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны в ВМФ СССР имелась одна бригада морской пехоты. В ходе войны было сформировано 19 бригад, 13 полков и свыше 70 батальонов морской пехоты (всего около 100 тысяч человек). Кроме частей морской пехоты в ВМФ в составе Красной Армии было сформировано 25 отдельных морских стрелковых бригад и более 10 бригад в составе других формирований. Морские пехотинцы, которых фашисты называли «чёрной смертью», участвовали в обороне Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Заполярья, Сталинграда, в войне с Японией... Они действовали на тылы и фланги вражеских группировок, отвлекали на себя их значительные силы, оказывали содействие войскам, наносившим удары на суше. За проявленный героизм в годы Великой Отечественной войны десятки соединений морской пехоты были удостоены гвардейских званий и почетных наименований. Десятки тысяч морских пехотинцев были награждены орденами и медалями, более 150 — удостоены звания Героя Советского Союза. Хотя в 1956 году в ходе реорганизации советской армии подразделения морской пехоты были расформированы, но спустя семь лет вновь сформированы, в соответствии с возросшими задачами, решаемыми ВМФ СССР. Первый Гвардейский полк морской пехоты появился на Балтийском флоте в 1963 году. Тогда же полк морской пехоты был образован на Тихоокеанском, в 1966 году — на Северном, а в 1967 году — на Черноморском флоте. Сегодня морская пехота, как род береговых войск Военно-морского флота Вооруженных Сил России, используется для ведения боевых действий в составе морских десантов. Причем, как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно. Также в задачи морской пехоты входит оборона побережья (военно-морских баз, портов и других объектов). В распоряжении современной морской пехоты ВМФ России — автоматическое стрелковое оружие, танки, артиллерия, противотанковые и зенитные установки, бронетранспортеры. Значительное внимание уделяется плавающей технике и машинам высокой проходимости. Девиз морских пехотинцев «Там, где мы — там победа!» Войска морской пехоты входят в состав всех флотов России — Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского, а также Каспийской флотилии. Моряки морской пехоты сражались в Бородинской битве и Крымской войне, громили немецко-фашистских захватчиков, воевали в Анголе, Вьетнаме, Сирии, Египте, Гвинее, Афганистане и других странах. Морская пехота считается одной из лучших боевых единиц в российской армии. В свой профессиональный праздник морские пехотинцы, по традиции, проводят в своих частях торжественные и праздничные мероприятия — марши личного состава, показательные выступления, возложение цветов к памятным местам и мемориалам боевой славы.
День победы русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Синоп
День воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием П.C. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год) — отмечается в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». Сражение у мыса Синоп, произошедшее (18) 30 ноября 1853 года, стало одним из крупных сражений Крымской войны, начинавшейся как конфликт России и Турции. К тому же оно вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. Русская армия и флот имели ощутимое преимущество над слабеющей Османской империей, которую современники называли «больным человеком Европы». Черноморская эскадра под командованием П.С. Нахимова заблокировала в Синопской бухте (гавань на черноморском побережье Турции) турецкий флот под командованием Осман-паши. После битвы, длившейся четыре с половиной часа, были уничтожены 15 из 16 турецких кораблей — только одному удалось спастись бегством. Разгром турок был абсолютным: было убито и ранено более трех тысяч османских моряков против 37 убитых и 233 раненых в эскадре Нахимова. Осман-паша, два его командира корабля и 200 матросов попали в русский плен. Блестящая победа русской эскадры в этом сражении стала возможной благодаря не только героизму и боевой подготовке русских моряков и офицеров, но и высокому флотоводческому мастерству адмирала Нахимова, и показала высокий уровень тактики русского флота. Сегодняшний День воинской славы — ещё один повод вспомнить героев далекой войны и обратиться к истории великих сражений русской армии.
День военно-морского флота Индии
4 декабря в Индии отмечают День военно-морского флота (Navy Day in India). День, когда военно-морской флот, проведя операцию «Трезубец», сыграл значительную роль в бомбардировке портовой территории в Карачи в процессе индо-пакистанской войны 1971 года. Карачи (Karachi) — порт в Пакистане, который был не только стратегическим центром страны, но также и важным звеном в международной торговле, блокада Карачи стала катастрофой для экономики Пакистана. По первоначальному плану задумывалось нанести объединенный удар по Карачи в тот же день, когда Пакистан начал военные действия. Но, учитывая тот факт, что Пакистан атаковал индийские аэродромы вечером 3 декабря, нанести ответный удар в тот же вечер не представлялось возможным. Ответный удар был запланирован совместно с военно-воздушными силами Индии в ночь с 4 на 5 декабря. Однако, реактивные лодки типа «ОСА-1» были спроектированы и рассчитаны на прибрежные защитные операции и не обладали нужной прочностью и дальнобойностью, которые были необходимы для подобных операций. Поэтому было принято стратегическое решение — отбуксировать их до определенной точки порта Карачи, откуда они могли бы осуществить атаку в полную мощь. Оставаясь на связи и контролируя ход операции, Главнокомандующий эскадры находился на одном из кораблей. Фото порта Карачи, сделанные с воздуха воздушной эскадрильей были неоценимым вкладом в планирование операции. Эмблема ВМС Индии Еще одним необычным аспектом было то, что экипаж мог свободно общаться на русском языке, который был выбран для обучения индийских моряков, которые были делегированы в СССР для обучения. Несомненно, общение между атакующими суднами было преимущественно на русском языке, что очень пригодилось в процессе операции. Эти уникальные новшества, внедренные морским флотом Индии, гарантировали успех операции. Сегодня Военно-морские силы — один из видов вооружённых сил Республики Индия. Они создавались на основе колониального флота, унаследованного Индией после обретения независимости от Великобритании в 1947 году. В настоящее время празднование дня военно-морского флота Индии продолжается неделю, в течение которой проходят показательные выступления войск, развлекательные мероприятия (в том числе и авиа-шоу), демонстрация военной мощи индийского флота — реактивных лодок, оружия и оборудования, используемого на военных кораблях. Музыкальные выступления, футбольный чемпионат и многое другое — все это является частью ежегодного празднования Дня военно-морского флота, которое завершает грандиозный бал.