‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Сезон
Месяц
Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире)
1 Января
111Всемирный день мира (World Day of Peace) — это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии. 8 декабря 1967 года римский папа Павел VI провозгласил Всемирный день мира. У католиков этот праздник называется День всемирных молитв о мире. В течение нескольких лет его отмечали в первый день каждого нового года. 17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирный день мира официальным праздником, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир на Земле. Общим лозунгом Всемирного дня мира стали слова: «Прости, и ты обретешь мир». Борьба с бедностью и насилием, построение мира на Земле, ослабление напряженности в международных и межгосударственных отношениях, права человека и права женщин, экономическое развитие — вот некоторые темы ежегодных предпраздничных посланий понтификов к верующим. Всемирный день мира является выходным днем в Ватикане; в Бразилии отмечается как Всемирный день братства. Напомним, что ежегодно 21 сентября по инициативе ООН отмечается Международный день мира.
Праздник Марии — Царицы мира (Торжество Пресвятой Богородицы)
1 Января
571 января католическая церковь отмечает праздник, посвященный Деве Марии — Торжество Пресвятой Богородицы (лат. In Sollemnitate Sanctae Dei Genetricis Mariae) или Праздник Марии — Царицы мира. Он завершает собой Октаву Рождества и входит в число праздников, когда посещение мессы обязательно. И известен еще с 4 века. Мария, мать Иисуса Христа, в христианской традиции — Богородица (Матерь Божья), и величайшая из христианских святых. Предлагалась различная этимология имени «Мария» (евр. Мариам): «прекрасная», «горькая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте. В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как естественное условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой, как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской), не было удостоено никакое другое тварное существо. Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не применимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог. С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В теологической доктрине романо-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству. В 1950 году Папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу...». Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двоякой традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.
Богоявление у западных христиан
6 Января
110Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древнее название данного праздника — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания). В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине 2 века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции) и с Крещением Иисуса в Иордане. В 4 веке празднование Рождества католической церковью было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января. В дальнейшем смысл праздника в православии и католицизме приобрел разное значение. Так, в православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, а в католицизме — с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Крещение же празднуется в воскресенье после Богоявления. И в настоящее время у католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра. Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день Богоявления в церквях совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры — «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
Крещение Господне у западных христиан
10 Января
38Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви, посвященный Крещению Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это событие евангельской истории, и его установление относится еще ко временам апостолов. Во всех исторических церквях праздник Крещения привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть к 6 января. В Православии он принадлежит к числу двунадесятых и отмечается 19 января по новому стилю (т.е. по старому стилю – это 6 января). Причем «Богоявление» и «Крещение Господне» – это два названия одного праздника. В отличие от Православия, в Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение – это разные праздники, из которых Богоявление, празднуемое 6 января, посвящено воспоминанию прихода волхвов (или трёх царей). Крещение же празднуется в первое воскресенье после праздника Богоявления и как бы завершает Рождественское время. Такой же традиции придерживаются в ряде протестантских конфессий. Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте – Лк.3:23), чтобы принять крещение. Иоанн, сам много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, удивленно промолвил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», иначе говоря, волю Отца, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22). Также согласно евангельскому рассказу, после крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23). А Иисус, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Таким образом, Крещением всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. И Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. Именно после него Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Ведь принимая Таинство Крещения, мы становимся сопричастными жизни Его, принявшего смерть на Кресте, чтобы освободить нас от греха. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.
День святого Антонио
17 Января
14417 января итальянцы празднуют День аббата святого Антонио (Festa di Sant’ Antonio Abate). Этот день отмечается во всей Италии, но особенно красочные и широкие празднования проходят в южной и центральной Италии. Святой Антонио (St. Antonio) прославился тем, что стал одним из первых, кто опробовал аскетическую жизнь в пустыне, будучи полностью оторванным от цивилизации. Поэтому, его по праву считают основателем монашества, нового духовного движения того времени. Антоний появился на свет приблизительно в середине 3 века недалеко от Гераклеополя в Верхнем Египте. Он был сыном богатых родителей и в возрасте двадцати лет остался сиротой. Антоний раздал все свое богатство бедным и нуждающимся и посвятил себя исключительно религиозным занятиям. Среди христиан был широко распространен аскетизм, воздержание, пост и молитвы. Они совершали эти ритуалы в своих семьях и не покидали дом. Антоний же прославился тем, что стал первым отшельником, который попробовал жить в пустыне в суровых условиях. Он отправился в место под названием Нитра, которое было расположено примерно в 95 километрах от Александрии и считалось одним из самых суровых мест в западной пустыне. Там Антонио одолевали соблазны, искушения, которые сменялись видениями и ужасающим гулом. Но он стойко выдержал все испытания с помощью молитв и веры в Бога. Затем Антонио нашел себе жилище в одной из гробниц, недалеко от его родной деревни, где он прожил за запертой дверью, поддерживаемый некоторыми местными жителями, которые приносили ему еду. Через некоторое время он стал совсем истощен, измучен и обессилен, тогда друзья из ближайшей деревни отнесли его в церковь. Искушения святого АнтониоПосле выздоровления Антонио сделал очередную попытку и вернулся в пустыню. Позднее он решил совсем избавить себя от общества людей и остался в абсолютном одиночестве. Он перешел Нил и на горе возле восточного берега Писпир (сейчас Дер эль Мемум) нашел старую римскую крепость, в которой запер себя и прожил в ней двадцать лет. Однажды Антонио вышел из крепости. Многие ожидали увидеть его изнуренным и лишенным рассудка, но он предстал здоровым, спокойным и просвещенным. Каждый был изумлен тем, что он прошел через все эти испытания и вышел духовно сильным. Дважды Антонио приезжал в Александрию: первый раз, чтобы поддержать христианских мучеников, которые подвергались гонениям в 311 году, а второй раз — ближе к концу своей жизни, чтобы читать наставления против ариан. Жизнь Антонио завершил в возрасте примерно 105 лет. Когда Антонио почувствовал приближение своей смерти, он приказал двум своим ученикам похоронить его тело в неприметном месте, чтобы из его персоны не сделали объект поклонения.
Сретение Господне у западных христиан
2 Февраля
128Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Поэтому католическая церковь отмечает его 2 февраля. Сретение в Римско-католической церкви — праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. При входе в храм Богородицу встретили святой Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения. Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени называется Candlemas (Chandeleur). В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 часов вечера в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527—565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Таким образом, этот день вошел в число двенадцати особо торжественных общецерковных празднеств — двунадесятых праздников. Русская Православная Церковь отмечает Сретение Господне по новому стилю — 15 февраля.
День памяти святой Агаты
5 Февраля
102Святая Агата Сицилийская (St. Agatha of Sicily, 231—251) происходила из одного знаменитого рода, проживавшего на острове Сицилия. После принятия крещения она, из любви к Христу, решила сохранить девственность. Но ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана. Когда Квициан, как и прочие кандидаты в женихи, получил отказ Агаты, он возненавидел девушку. Квициан, выполняя распоряжения императора, возглавил волну гонений на сицилианских христиан. Одной из первых была арестована Агата. Сначала наместник отдал ее в распоряжение одной из распутных женщин, чтобы та своими действиями способствовала лишению девственности Агаты. Когда это не получилось, наместник приказал ее пытать. В это время на Сицилии произошло землетрясение, в ходе которого погибло много язычников, и тогда испуганный наместник, видя в этом руку провидения, прекратил гонения на христиан. Испуганные палачи прекратили терзать Агату, но та уже, не выдержав пыток, скончалась в тюрьме. Это произошло 5 февраля 251 года. В свои юные годы святая мученица оставила этот мир со словами на устах: «Господи, который охранял меня с самого детства, вынул из моего сердца любовь к миру и помог претерпеть множество испытаний, прими духа моего». Кафедральный собор Святой Агаты в Катании (Фото: ollirg, Shutterstock) Святую мученицу Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя 60 лет перенесли ее останки в заново выстроенный кафедральный собор в городе Катане, где тело святой и покоится до сегодняшнего дня. Через год после смерти Агаты началось извержение вулкана Этна. Верующие возносили многочисленные молитвы своей покровительнице Агате, и лава обошла город стороной. Святую Агату считают небесной защитницей от природных катастроф. По древней традиции, в День святой Агаты освящается хлеб, соль и вода, благодаря которым место, где они находятся, охраняется от пожаров и ударов молнии. Верующие часто бросают в огонь освященные в ее день хлеб и соль, чтобы охранить свои жилища от бушующего огня.
День святых Кирилла и Мефодия у западных христиан
14 Февраля
70Кирилл и Мефодий — просветители славян, покровители Европы, создатели славянской азбуки. Католическая церковь чтит их память 14 февраля. Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом III в Великую Моравию, одно из крупнейших государств Средней Европы того времени. Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава (846 - 879 года), который стремился ограничить в своем княжестве влияние немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни. Кирилл и Мефодий осуществили перевод книг Священного Писания с греческого на славянский язык, а также литературу, необходимую для осуществления богослужений. В основу перевода легли хорошо известные им восточно-болгарские диалекты. В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука - глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населенных славянами землях. В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества. На самом деле по летописям письменность уже существовала у славян, и это подтверждено неоднократно разными источниками. И учеными, и писателями сейчас указывается на это. И в прежние века это подтверждалось и Ломоносовым, и Татищевым. Необходимо отметить, что Кирилл и Мефодий создавали на самом деле не славянскую письменность. Они создавали церковно-славянскую азбуку для христианской церкви. Кирилл и Мефодий взяли древнеславянскую буквицу, в которой было 49 букв, 5 букв выбросили, потому что не было в греческом языке таких звуков, а для 4 дали греческие названия. Вклад этих святых, равно почитаемых как Католической, так и Православной Церквями, несомненно велик. Прежде всего, именно благодаря Кириллу и Мефодию мы имеем современный русский алфавит. Во-вторых, они первые перевели на славянский язык Священное писание и Богослужебные книги. Русская Православная Церковь отмечает День Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, 24 мая.
День святого Иосифа у западных христиан
19 Марта
2319 марта католическая церковь чтить память святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. В некоторых странах День святого Иосифа (Feast of St. Joseph) является официальным общенародным праздником, в некоторых странах в этот день чествуют отцов, например, в Испании и Италии. Кроме того, святого Иосифа считают покровителем Бельгии. Святой Иосиф происходил из рода Давида. Будучи плотником в Назарете, он обручился с девой Марией, однако, прежде чем они поженились, его невеста зачала от Духа Святого. Когда ее состояние стало ясным, Иосиф был смущен и даже размышлял над супружеской неверностью Марии. Поэтому он намеревался расстаться с ней «тихо», то есть без огласки, тайно отпустив ее. Однако, Ангел, явившийся Иосифу во сне, возвестил ему, что ожидаемый Марией младенец — благодатный дар от Святого Духа. Иосиф принял Марию и жил с ней в девственном браке. С 1870 года святой Иосиф является покровителем вселенской церкви, а также носящих его имя орденских обществ, братств и союзов. Его почитают покровителем супругов и христианских семей, детей, молодежи, дев, сирот, воспитателей, путешественников, узников, умирающих, а также рабочих и ремесленников, дровосеков, инженеров, саперов. День Святого Иосифа отмечается особенными блюдами, цветами, статуями, открытками, свечками, вином и особенными хлебами и тортами.
Благовещение Девы Марии у западных христиан
25 Марта
10025 марта католическая церковь отмечает светлый праздник — Благовещение Девы Марии (Annunciation of the Blessed Virgin Mary), связанный с важным евангельским событием — возвещением архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Спасителя. В Евангелии от Луки рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: «Да будет Мне по слову твоему». Начиная по крайней мере со 2 века Благовещение Девы Марии (Annunciation of the Virgin Mary) рассматривалось как первый в христианской истории акт искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества. С 4 века существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от дня Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752). Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 веку, и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи. Благовещение выпадает либо на дни Великого поста, либо на неделю пасхальных торжеств (Светлую седмицу). В зависимости от этого праздник каждый раз имеет особую литургию. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется. Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, появилось сравнительно позднее. Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название — Благовещение Господне (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»). Русская православная церковь празднует Благовещение 7 апреля.
День Интернета (День святого Исидора — покровителя Интернета)
4 Апреля
5Во многих странах мира ежегодно 4 апреля — в день преставления святого Исидора Севильского — отмечается День Интернета, который в 1998 году был санкционирован папой Иоанном Павлом II. Однако официально святой покровитель Интернета ещё не утверждён. Католический святой Исидор Севильский (Saint Isidore of Seville, ок. 560 — 4 апреля 636), епископ Севильский, получил известность не только благодаря своему благочестию, но и благодаря любви к наукам. Он является автором одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов. Святого Исидора считают одним из последних древних христианских философов, а также последним из отцов великой Латинской Церкви. Некоторые историки называют святого Исидора самым образованным человеком своего времени, оказавшим значительное влияние на обучение в средние века. Как указано выше, Исидор Севильский является автором 20-томного труда «Этимология» (Etymologiae). Это была, по существу, первая в мире энциклопедия. В ней, с целью объяснения смысла и происхождения слов, был собран огромный материал, охватывающий всю сумму знаний эпохи. Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов, а в 2003 году папа Иоанн Павел II назвал святого Исидора ещё и покровителем пользователей компьютеров и интернета. Святой Исидор Севильский (картина Мурильо, 1655) Католическая церковь избрала его покровителем интернета, основываясь, прежде всего, на том, что Всемирная сеть — это огромная сокровищница практического и теоретического человеческого знания. Также сегодня отмечают свой профессиональный праздник неутомимые веб-мастера и интернет-разработчики. Этот праздник пока неофициальный, но из года в год становится все популярнее. А дата календаря — 4 апреля — «404» — создает прекрасную предпосылку для укрепления традиций празднования этого дня. Напомним, что в России празднование Дня программиста приходится на 256-й день года, а День интернета в России отмечается ежегодно 30 сентября.
День памяти евангелиста Марка у западных христиан
25 Апреля
20Святой евангелист Марк (St. Mark), ныне прославляемый, один из 70 апостолов, был иудеем. Святой апостол Петр в одном из своих посланий (1 Пет. 5, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он посылал Марка проповедовать Евангелие в разных городах и странах. Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где он и принял мученическую смерть. Недалеко от морского берега Марк построил первую христианскую церковь. Египтяне, опасаясь умножения христиан, решили умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа. В самый этот день, 24 апреля, приходилось Воскресение Христово, и накануне еще святой Марк увещевал народ не участвовать в грешном, языческом торжестве. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкой, с криками и ударами потащили по городским улицам. Кровь святого обагряла острые камни мостовой, но он не переставал молиться и повторять: «Благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов, и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «Мир тебе, евангелист Мой!». На другой день мучение возобновилось. Святой Марк не переставал молиться, и, наконец, произнося слова: «В руце Твои предаю дух мой», — отошел ко Господу. Апостол Марк традиционно изображается со львом, потому что свое Евангелие начинает с проповеди святого Иоанна Крестителя, подобной голосу льва в пустыни.
День святой Жанны д’Арк
30 Мая
113День cвятого Фердинанда Кастильского
30 Мая
70Святой Фердинанд III (1199—1252), король Кастильский, причисленный к лику святых в 1671 году папой Климентом Х, почти сразу оказался весьма популярным у религиозных чиновников (губернаторов, например) и заключенных. А все из-за своих организаторских данных. Мало того, что он был успешным администратором, говорят, он чаще других правителей прощал подчиненных, организовывавших против него заговоры. В довершении всего, он был счастливым отцом девяти сыновей и пяти дочерей, а потому давно считается еще и покровителем многодетных семей. Фердинанд Кастильский был сыном Альфонсо, короля Леона, и кастильской принцессы и стал наследником обоих престолов. Он женился на принцессе Беатрис, дочери немецкого короля Филиппа, и брак его был на редкость счастливым и гармоничным. Он прославился как строгий и справедливый судья, решительно подавлял восстания против своей власти, но после подавления столь же решительно амнистировал бунтовщиков, предпочитая таким образом нейтрализовать их. Составленным при нем кодексом законов пользовались вплоть до Нового времени. Он старался не повышать налоги, даже из благочестивых побуждений; когда советники настаивали на особом налоге для крестового похода против мавров, Фердинанд заявил, что боится проклятия какой-нибудь бедной старухи больше, чем целой армии марокканцев. Однако, вместо мавров ему пришлось иметь дело с собственным отцом, который решил напасть на его кастильские владения, и с трудом покончить дело миром. Он поклялся воевать лишь с нехристианами и клятву сдержал — по тем временам, это уже было нечто почти невероятное. Фердинанд объединил два христианских королевства (Кастилию и Леон), освободил от захватчиков почти всю Андалузию, отвоевав Кордову в 1236 году, а затем и Севилью, основал университет в Саламанке. Его похоронили, как он завещал, в одеянии францисканца-терциария (он принял соответствующие обеты за много лет до смерти и соблюдал их). Король — людей этой профессии на редкость мало среди прославленных Церковью святых. Народ почитал Фердинанда святым более четырех столетий, пока его, наконец, не решились канонизировать в 1671 году. Останки короля покоятся в Севильском соборе.
День святого Варнавы у западных христиан
11 Июня
118Святой апостол Варнава (St. Barnabas) принадлежит к лику святых семидесяти апостолов. Он родился в богатой еврейской семье из рода левитов на Кипре, получил хорошее богословское образование в Иерусалиме, где и познакомился с Савлом, впоследствии ставшим апостолом Павлом. Первоначальное имя Варнавы было Иосиф. Прозвище же Варнава, что значит «сын утешения», он получил за свою доброту и милосердие. Обратившись в христианство, Варнава был одним из первых 70 учеников Христа. После смерти Иисуса он раздал всю свою собственность и целиком посвятил себя распространению христианства. Долгое время он сопровождал святого апостола Павла в его миссионерских путешествиях, вместе они побывали на Кипре и в Пергии, много времени оставались и проповедовали в Антиохии. Последнее посещение Кипра Варнава предпринял уже без Павла, куда отправился вместе со своим племянником Марком. Там же на Кипре в городе Саламине он и встретил свою смерть от рук иудеев: его вывели за ворота, забили камнями, а затем бросили на костер. Когда же позже Марк пробрался, чтобы его похоронить, то обнаружил тело Варнавы совершенно не тронутое огнем. На месте захоронения стали происходить чудеса, и оно получило название «Место здравия», где многие больные получали исцеление. Позже там был возведен храм, а мощи святого были перенесены в алтарь. Многие исследователи приписывают Варнаве редактирование «Послания к евреям» апостола Павла, что вполне логично, принимая во внимание образование Варнавы и его близость к самому апостолу. Также Варнаву считают основателем Киприотской церкви.
День святого Антония у западных христиан
13 Июня
91День памяти святого Антония Католическая церковь празднует 13 июня. Его мощи покоятся в Падуе (Италия), в величественной базилике, воздвигнутой в его честь и ставшей не только одним из главных францисканских духовных центров, но и известнейшей на весь мир святыней, которую ежегодно посещают миллионы паломников. Святой Антоний Падуанский (St. Anthony of Padua) — несомненно, один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической церкви. Он родился около 1195 года в Лиссабоне, в знатной семье и при крещении получил имя Фердинанд. В 15-летнем возрасте он поступил в монастырь Ордена регулярных каноников святого Августина в Коимбре, где получил солидное библейское образование, а в 1220 году был рукоположен во священники. Тогда же в церковь Святого Креста в Коимбре были привезены останки пяти францисканских первомучеников, погибших ради Христа во время своей миссии в Марокко, где они проповедовали среди мусульман. Это произвело на молодого священника такое глубокое впечатление, что он решил стать францисканцем. В общине Меньших Братьев ему дали монашеское имя — Антоний. После миссионерского путешествия в Северную Африку, которое Антоний вынужден был прервать по причине тяжелой болезни, он отправился в Италию. Глубокое знание библейских текстов, красноречие и умение привлечь внимание слушателей собирали на его проповеди множество народа. Кроме того, он преподавал богословие в Болонье, Монпелье, Тулузе и Падуе и стал одним из первых организаторов системы образования в Ордене. Последние годы жизни Антоний провел в Падуе, где и скончался 13 июня 1231 года. Антоний оставил память о себе не только как о прекрасном священнике, проповеднике и богослове, но и как о великом чудотворце: Господь совершал через него многочисленные чудеса, чтобы явить Свое всемогущество, славу и милосердие даже закоренелым грешникам и помочь им найти путь истины в обращении к Богу. Святой Антоний Падуанский Пожалуй, не было человека, который, однажды встретив Антония, усомнился бы в его святости. Поэтому неудивительно, что он был причислен Папой Григорием IX к лику святых уже в 1232 году - спустя менее года после кончины. Уже в 13 веке верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей (в том числе духовных), а также как к покровителю в семейных делах. В Падуе возникла традиция почитания святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения). С 17 века практика «вторников святого Антония» распространилась в Церкви повсеместно. С конца 19 века стал популярным также обычай (инициированный в 1886 году в Тулузе) собирать в церквях пожертвования для бедных, получившие название «хлеб святого Антония». Почитание святого Антония распространилось и в русских землях — на территории современной России, Украины и Белоруссии, где в его честь было воздвигнуто несколько десятков храмов и часовен. Сохранились свидетельства почитания святого Антония и среди православных: ему была составлена служба на церковно-славянском языке (южнорусские служебники конца 17 века). Главными атрибутами святого Антония на иконах являются книга — символ Слова Божия и просвещения и лилия, символизирующая целомудрие. Кроме того, иконография Антония во многом отражает события из жития святого: его изображают исцеляющим больных, с пылающим сердцем или с пламенем на ладони, во время проповеди рыбам, с Младенцем Иисусом, проповедующим в ветвях орехового дерева, в сцене чуда с ослом, вставшим на колени перед святыми Дарами. Многие великие художники и скульпторы посвящали святому Антонию свои произведения.
Рождество Иоанна Крестителя у западных христиан
24 Июня
14324 июня католическая церковь отмечает торжественный праздник — Рождество Иоанна Предтечи, который установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии. Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16). Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей — кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение — омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя — Креститель). Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С 3 века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале 4 века праздник был введен в христианский календарь.
День святых апостолов Петра и Павла у западных христиан
29 Июня
111Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру. Праздник святых апостолов Петра и Павла (Feast of SS. Peter and Paul) сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах. Петр (первоначальное имя Симон) занимался рыбной ловлей и был призван Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем. Петр получает предназначение стать «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Согласно учению Римско-католической церкви, это наречение (и особенно слова о «ключах от Царства Небесного») указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия, и что эти полномочия — в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, — должны быть переданы его преемникам. Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения. После смерти Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. В Католической Церкви согласно положению Петра как «главы апостолов» и преемника Христа, существует учение о примате Римского папы как единого главы церкви. Павел (до крещения Савл), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Его воззрения сыграли огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии. Павел родился в малоазийском городе Тарс в фарисейской семье. Ревнитель еврейского закона, Савл жестоко преследовал христиан, считая, что это вредное еретическое учение. Испытав чудесное видение на пути в Дамаск, Савл принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников. Павел почитается церковью как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову в один день (67 год н.э.) в Риме. Павел, как римский гражданин, «усечен мечом» (то есть обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора святого Петра. Православная церковь чествует апостолов Петра и Павла 12 июля.
День святой Вероники — покровительницы фотографии (День фотографа)
12 Июля
59Образ и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому день её памяти — 12 июля — любители и профессионалы фотодела отмечают как День фотографа. В последние годы этот праздник набирает популярность и в России. К этому дню энтузиастами данной отрасли готовится немало интересных мероприятий — семейные фотопраздники, образовательные мастер-классы от ведущих фотографов, портфолио-ревю, различные конкурсы, выставки, квесты и многое другое. Святая Вероника, с памятью которой связан Нерукотворный образ страждущего Спасителя, стала одной из популярнейших народных святых, несмотря на то, что некоторые церковные инстанции и критические исследователи высказывались против исторической достоверности Вероники и ее легенды. Согласно легенде, преданный и осужденный на мученическую смерть Иисус Христос шел на гору Голгофу, неся Свой крест на распятие. Шествие окружала толпа, сопровождавшая Спасителя на крестные страдания. Вероника слилась с людским морем и следовала за Христом. Изможденный, Иисус пал под тяжестью креста, и Вероника, сжалившись над Ним, подбежала к Нему, напоила Его водой и дала Ему свой плат, утереть пот с лица. Вернувшись домой, Вероника обнаружила, что на ткани запечатлелся святой лик Спасителя. Этот плат святой Вероники со временем попал в Рим и стал здесь известным под именем Нерукотворного образа... Икона святой Вероники В эпоху Средневековья почти каждая церковь имела изображение Вероники с ее сударием (потовым платом). В мистериях Средневековья Вероника также заняла прочное место и поныне является главной фигурой шестой остановки Крестного пути. Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 или 5 веку. Кстати, отмечать День фотографа 12 июля было решено еще и потому, что в этот день в 1854 году родился Джордж Истмен — основатель компании Kodak, сделавший «фотографию доступную всем». Также надо отметить, что Всемирный день фотографии (World Photography Day) ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. В этот день в 1839 году правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера (Daguerre) о методе получения отпечатка (дагерротипа), сделало открытие дагерротипа достоянием мировой общественности — другими словами, широкий круг обывателей узнал об изобретении прототипа фотографии.
День пророка Иезекииля
21 Июля
79Один из «великих пророков» и священников Иезекииль (Рrophet Ezekiel, 622—571 до н.э.) родился в Иудее, он известен как автор одной из книг Ветхого Завета — Книги пророка Иезекииля. Католическая церковь отмечает День памяти ветхозаветного пророка Иезекииля 21 июля. В 597 году до н.э. он попал вместе с переселенцами из своего народа в Вавилон. Там он открыл в себе дар пророчества, благодаря своим видениям (Божественное колесо, видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни; нового Иерусалимского храма и другие). «… так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими, и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом…» (Иез 37, 15-28). Католики почитают пророка Иезекииля и считают, что «Любой желающий единства согласно Завету, должен оставить идолов и быть очищенным Богом». В документе, опубликованном Папским Советом по содействию единству христиан, говорится: «Мы, христиане, посланные ко всем народам, надеемся и молимся о полном общении во Христе. Поэтому Книга Иезекииля призывает нас поразмышлять — в свете Христа — над призывом пророка к единству Народа Божия».