‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Сезон
Месяц
Новый год в Болгарии
1 Января
37Болгарский Новый год – праздник очень яркий и красочный, благодаря обычаям и традициям, присущим болгарам, которые начинают праздновать его вечером 31 декабря. Считается, что чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Именно поэтому стол должен ломиться от яств. В середину стола ставят обрядовые караваи, украшенные изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. В каравай обязательно кладут монету. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе. Перед ужином самый старый член семьи кадит тмином стол, читает молитву и разламывает каравай. Кому достанется монетка, тому будет везти во всем круглый год. А когда в конце дело дойдет и до баницы, то становится видно, кому достался дом, хлев, живность, а кому успех в учебе, в любви или в хозяйстве. В эту ночь совершается много обрядов с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят сурвакары – подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают ими хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая «сурвачка», – обязательная принадлежность каждого из сурвакаров. Первого января свои именины отмечают Васил, Василка, Веселина, Веселин. Потому и новогодний день в народе больше известен как Василевдень.
Богоявление в Болгарии
6 Января
139Богоявление или Йордановден (Крещение) — один из самых почитаемых праздников в Болгарии и третий по значимости христианский праздник в году, отмечается он 6 января. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана, Данчо, Дана, Найден. Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. Считается, что вода в этот день очищается и приобретает большую силу. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу. Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица. В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (те пары, которые в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми — хаскарами. Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца. В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой. В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре.
Бабиндень
8 Января
72В этот день в Болгарии в народе отмечают Бабиндень. Это древний праздник, сохранившийся до наших дней с языческих времен. Он посвящен деревенским повивальным бабкам, которые в старину помогали при родах. Обычно воспринимается как своеобразный женский ответ определенно мужским праздникам Богоявлению и Ивановудню. Рано утром к старухе-акушерке идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 годов. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке, чтобы та помыла руки, а потом подают ей полотенце, которое она принимает в дар (еще в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - все это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг кверху с наговором, чтобы ребенок женщины бегал, прыгал и был всегда здоров. Со своей стороны старуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой). В этот день все женщины собираются на обед к повивальной бабке. Каждая приносит с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целует хозяйке руку. За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. На это застолье мужчинам вход воспрещен, но в определенный момент они являются в дом старухи, переодетые волами с рогами, с заранее приготовленным ковшом или тележкой, забирают старуху, заталкивают ее в ковш или сажают на тележку и везут ее на реку, где купают в воде. Это обрядовое купание повивальной бабки делается для того, чтобы в новом году она была здоровой и сильной. Праздник заканчивается вечером весельем и танцами на площади.
День Святого Валентина (День всех влюбленных) в Болгарии
14 Февраля
36День святого Валентина стали праздновать в Болгарии сравнительно недавно. Но он быстро пришелся по вкусу всем: и молодым, которые с удовольствием нашли повод продемонстрировать свои чувства друг к другу, и бизнесменам, которые усмотрели в празднике лишнюю возможность увеличить доход от своих продаж. Так или иначе, вот уже второй десяток лет День святого Валентина победно шествует по болгарским городам и даже селам. Почти везде в этот день устраиваются балы и вечеринки, а в дискотеках людно, как никогда. Подготовка к празднику подчиняется установленной во всем мире традиции - слать любимым (да и просто знакомым) валентинки с объяснениями в любви, благопожеланиями или просто с приветом. В школах и других учебных заведениях традиция приняла свое самое бурное развитие - там обычно устанавливаются специальные коробки для сбора валентинок, а в день праздника нарочные гонцы рассылают валентинки адресатам. Конечно, валентинки можно послать и по почте, как обычной, так и электронной. Некоторые же не склонны доверять другим и предпочитают сами вручать валентинку объекту своих чувств. Хотя в это время года цветы безумно дороги, к концу дня в цветочных киосках и магазинах цветов уже нет. В Болгарии, однако, День святого Валентина принял еще одну - типично болгарскую - особенность. Дело в том, что когда-то праздник виноградарей Трифон Зарезан отмечался как раз 14 февраля. А в некоторых районах Болгарии он и продолжает все еще отмечаться в этот день. Произошло очень интересное слияние двух праздников. Вакхический характер праздника Трифона Зарезана по-своему стал дополнять жизнерадостный порыв праздника любви. Это и понятно: «In vino veritas» без труда можно преобразовать в «Любовь спасет мир!». Не правда ли?...
Трифон Зарезан — праздник виноградарей в Болгарии
Своими корнями праздник, посвященный Трифону Зарезану, уходит в античные времена, когда болгарские земли заселяли племена фракийцев, более всех богов почитавших Диониса — бога вина и виноградных лоз. Пришедшие в 7 веке в северо-восточную часть Балканского полуострова предки современных болгар переняли фракийские традиции виноделия и виноградарства. На языческие традиции в народном сознании наложился впоследствии праздник виноградарей. Это праздник в честь христианского священника Трифона, которого казнили в Никее в 250 году. Согласно легенде, в день казни на все виноградники страны напали насекомые, и виноградари призвали святого Трифона защитить их. По традиции, в этот день подрезали лозы, чтобы получить осенью большой урожай, поэтому святого Трифона в Болгарии и называют Зарезан (Подрезанный). Сейчас День святого Трифона празднуют не только виноградари, но и садовники, огородники и владельцы винных таверн. Святой Трифон с ножом для подрезки виноградной лозы (Икона 18 века, Сербия) 14 февраля болгарские хозяйки встают с восходом солнца. Они тушат и обжаривают на сачаке (неглубокой медной сковороде) курицу, начиненную рисом, и наливают в специальный деревянный сосуд — буклицу — домашнее вино. Складывают все вместе с домашним хлебом в новую сумку из шерсти, и хозяин дома, перекинув сумку через плечо, отправляется на виноградники, где уже собираются все остальные мужчины деревни. С этого момента начинается празднование. После Трифона приходит весна, и у виноградарей уже не будет возможности так отдохнуть и собраться в веселой компании. Поэтому на протяжении трех дней в болгарских селеньях стоит дым коромыслом, идет шумное гулянье. На винограднике мужчины осеняют себя крестом, каждый из них берет садовый нож и отрезает три ветки от трех больших виноградных лоз. Затем, вновь перекрестившись, они выливают принесенное с собой вино на лозы. После этого начинаются выборы короля виноградников. Королю возлагают на голову венец из виноградных лоз, через плечо перекидывают виноградную гирлянду. Он восседает на телеге, которую тянут сами виноградари. Добравшись до деревни, эта процессия ходит по улицам, останавливаясь перед каждым домом. Хозяйки выносят вино в белом сосуде и предлагают отпить сначала королю, а затем всем участникам процессии. Остатки вина король выплескивает через плечо под всеобщие крики: «Пусть наш урожай будет богатым! Пусть наш дом будет полной чашей!». Король отвечает: «Аминь». В этот день накрываю богатый стол (Фото: Nikolay Dimitrov - ecobo, Shutterstock) Процессия доходит до дома короля виноградников, где он, переодевшись и оставив венок и гирлянду, усаживается во главе пышно накрытого стола, за который приглашаются все жители деревни. Короля выбирают из зажиточных, чтобы он смог накормить всех в округе. Вино в этот день льется рекой: по поверью, новое вино будет таким же, как то, что подавалось к столу на Трифона Зарезана. На второй день праздника подают более легкую пищу и в большом количестве — компоты и рассол, чтобы мужчины могли прийти в себя после выпитого накануне. Последующие два дня чтят как дающие защиту от волков. Все это время женщины не режут ножницами, чтобы не дать волчьей пасти открыться, не вяжут, не шьют. Они пекут обрядовый хлеб и кусочки его кладут в корм для скота, чтобы защитить от хищников скотину и людей. В ряде регионов страны Праздник Трифона Зарезана отмечают 1 февраля (по старому стилю).
День Васила Левского
19 Февраля
12919 февраля в Болгарии отмечают День Васила Левского (болг. Васил Левски, настоящее имя Васил Иванов Кунчев; 1837 — 18 февраля 1873), пламенного болгарского революционера, идеолога и организатора освободительной борьбы болгарского народа против османских поработителей. 18 февраля 1873 года в Софии приговоренный турецким судом к смерти Левский был повешен. «Я посвятил себя отечеству, служить ему до смерти и работать по народной воле», — пишет Левский. За свою полную самоотверженность и нравственную чистоту он заслужил прозвище «Апостол свободы». Хотя он был казнен 18 февраля, его память чтут 19 февраля. Традиционно в этот день к памятнику поэта в центре Софии, воздвигнутому на самом лобном месте, приходят люди с цветами и венками. У памятника звучат песни 19 века, произносятся речи, декламируются стихи. Памятник на месте казни Левского в Софии (Фото: Leonid Andronov, Shutterstock) Несколько лет назад рядом с родным домом Васила Левского была построена часовня в его память «Все болгарские святые». Идея архитектора, музейной коллегии и всех, кто поддержал это дело, состояла в том, чтобы таким образом, хотя и не канонизированный Болгарской Православной Церковью, Левский был канонизирован всем болгарским народом. Он стоит рядом с теми болгарскими святыми, которые отдали свою жизнь за сохранение христианской веры и всего болгарского народа. В этой часовне хранится прядь волос Васила Левского, и каждый, посетивший его родной дом и часовню, может увидеть эту реликвию.
Праздник прихода весны в Болгарии
1 Марта
117Болгары очень красочно празднуют приход весны и дарят друг другу мартеницы в знак ее наступления. Мартеница - обычай, имеющий древнефракийское происхождение. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда привязывали серебряную или золотую монету. Мартеницы делают женщины накануне праздника. По традиции мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс, верхнюю одежду. Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти, 25 дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею. Спрятав мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки - крупный рогатый скот, паук - разведение ослов. Подобным образом (по наличию на мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве.
День освобождения Болгарии от османского ига
3 Марта
66Ежегодно 3 марта Болгария отмечает национальный праздник — День освобождения от османских угнетателей и воскрешения болгарского государства. C 1396 по 1878 годы Болгария входила в состав Османской империи. В результате победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов страна обрела независимость. 3 марта 1878 года был подписан мирный Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей. С русской стороны договор был подписан графом Н.Игнатьевым. По силе Сан-Стефанского договора Болгария становилась самым большим государством на Балканах. В ее пределы должны были входить Южная Тракия (с выходом на Чёрное море), вся Македония на юго-западе и Добруджа на северо-востоке. На западе в территорию страны входили восточные территории нынешней Сербии. Мемориал Неизвестного воина в Софии (Фото: fritz16, Shutterstock)Летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии — урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего независимого государства. Это послужило поводом для принятия Болгарией национальной доктрины — объединение разрозненных Берлинским договором болгарских земель. На несколько десятилетий вперед история страны тесно связана с этой доктриной. В настоящее время 3 марта поднимают национальный флаг и возлагают венки к мемориалу Неизвестного воина в Софии в память о болгарах, погибших в борьбе за освобождение отечества. Вечером на площади перед Народным собранием (Парламент страны) у памятника Царю Освободителю — Александру ІІ — идет торжественная заря. Признательные болгары возлагают венки и цветы к памятникам павшим за освобождение Болгарии русским, финским и румынским воинам по всей стране.
Международный женский день в Болгарии
8 Марта
78В Болгарии праздник 8 марта еще не стал национальным днем. Это обычный рабочий день. Так что у мужчин есть повод поздравить не только свою жену, но и женщин-коллег на работе. Обычно на работе после обеда устраиваются застолья, или же сослуживцы всем коллективом отправляются в ресторан или кафе. В последнее время у некоторых женщин в Болгарии отношение к празднику несколько охладело, другие же начали воспринимать его как атрибут соцвремен. Нередко отмечается факт, что женщины в отличие от мужчин с большим энтузиазмом поздравляют друг друга в этот день. Так или иначе, этот день дает богатый повод дарить близким и знакомым женщинам мелкие подарки, цветы или просто поздравить искренним комплиментом.
Благовещение Пресвятой Богородицы в Болгарии
25 Марта
71Благовещение — светлый праздник, связанный с благой вестью о рождении Спасителя. В этот день Архангел Гавриил известил Деву Марию, что она родит Иисуса Христа. В Болгарии праздник называется еще «Благовец» и связан с окончательным приходом весны (певчие перелетные птицы вьют свои гнезда, и всюду слышны их песни). Часто праздник приходится на середину пасхального поста, и в этот день разрешены рыбные блюда. С праздником Благовец связаны и народные поверья. Например, дурной приметой является, если выйдешь утром без монеты в кармане. Принято считать, что если ты в этот день при деньгах, то весь год тебя будет преследовать удача. Считается еще, что в этот день любая рана заживает чрезвычайно быстро. Поэтому в Благовещение принято прокалывать уши молодым девушкам и девочкам.
День смеха (День дурака) в Болгарии
1 Апреля
34День смеха в особом почете в Болгарии. Не то, чтобы там шутят на каждом углу, но любовь к шуткам присутствует в особенности в день «первого апреля», когда каждый пытается перехитрить соседа, коллегу, родных. Особо рады празднику дети. Бывают случаи, когда даже СМИ включаются в эту забавную игру и преподносят всякие сногсшибательные новости. А «пошла еси» шутка в Болгарии с города Габрово. Габровцы своим непревзойденным чувством юмора стали в Болгарии притчей во языцех. Дело дошло до того, что 1 апреля 1972 года в Габрово появился самый настоящий Дом юмора и сатиры. Там постоянно идут выставки карикатур, всякие юморины и всегда много гостей. В одной габровской шутке спрашивают: «Почему основателю города - Рачо Кузнецу - памятник построили в реке?». И следует ответ: «А потому что никто не хотел скинуться и предоставить свое место на построение памятника». Да, габровцы ужасные скряги, но вместе с тем сами над собой и подтрунивают. В этом они чем-то похожи на шотландцев. А 1 апреля 1976 года украинский астроном из Крымской астрофизической лаборатории Николай Черных даже назвал открытую им новую планету ГАБРОВО в честь так полюбившихся ему габровских шуток.
День юриста и Первой конституции Болгарии
16 апреля в Болгарии отмечают День юриста и праздник Первой Болгарской конституции (Тырновской Конституции, принятой Первым Великим Народным собранием страны в 1879 году). Тырновская Конституция была почти точь-в-точь скопирована с Конституции Бельгии — в свое время самой прогрессивной Конституции — и закрепляла за Болгарией государственное устройство конституционной монархии с парламентской законодательной властью. В дальнейшем полномочия монарха неуклонно возрастали вплоть до того, что в 1934 году Тырновская Конституция и вовсе была попрана Борисом Третьим установлением его режима личной власти. Тогда были запрещены все партии, и кабинет министров стал назначаться лично царем. После 9 сентября 1944 года Тырновская Конституция была восстановлена, но ненадолго — после референдума в 1946 году монархия была свергнута, и вновь было созвано Великое Народное собрание. В годы социализма в Болгарии действовали последовательно «Димитровская» (с 1947 года) и «Живковская» (с 1971 года) Конституции. Ныне в силе Конституция Республики Болгарии, принятая Седьмым Великим Народным собранием страны 12 июля 1991 года. По этой Конституции Болгария — парламентская республика с парламентом, состоящим из 240 народных депутатов. Выборы в Народное собрание проводятся раз в 4 года. Премьер и Кабинет министров выдвигаются Народным собранием. Новая Конституция закрепила статут государственного главы — Президента, чьи полномочия ограничены. Выборы Президента страны проводятся раз в 5 лет. В этой Конституции отменен пункт, закрепляющий за определенной партией руководящую роль в стране (как это было с Болгарской коммунистической партией до этого), а также указана неприкосновенность частной собственности. В Конституции четко разграничены три вида власти — законодательной, исполнительной и судебной. Объявлена свобода вероисповеданий, свобода партий и объединений, свобода мнений, печати, а также свобода предпринимательства. Высшие учебные заведения располагают академической автономией. В последнее время стали актуальны дебаты об изменениях в Конституции страны. Чаще всего упоминается расширение полномочий Президента, сокращение числа народных депутатов, выход прокуратуры из судебной власти и возможность предоставления земли на покупку иностранным гражданам.
Праздник труда (День труда) в Болгарии
1 Мая
201 мая День труда отмечается во многих государствах мира после принятого в июле 1889 года решения 1-го (Парижского) конгресса II Интернационала о ежегодном праздновании Международного дня солидарности трудящихся в память о выступлении и борьбе с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886 года. В Болгарии Праздник труда впервые отмечали еще в 1890 году по инициативе Общества типографов. Вскоре Болгарская рабочая социал-демократическая партия стала главным организатором первомайских демонстраций. С 1945 года Первое мая стал государственным праздником. Во времена социализма первомайские демонстрации были важным атрибутом идеологии правящей Болгарской коммунистической партии. К 1 Маю принимались партийные и общественные обязательства, намечались пуски предприятий. В Софии эти демонстрации проводились у мавзолея Георгия Димитрова (ныне уже разрушенного). Первые люди партии и страны принимали демонстрации с трибун мавзолея. Первомайские (как впрочем и любые массовые демонстрации) были отменены указом после аварии Чернобыльской АЭС в 1986 году, но в первые дни после аварии власти умолчали о приближающейся к территории страны опасности и 1 мая 1986 года демонстрация состоялась под радиоактивным дождем. Сегодня 1 мая люди собираются под знамена профсоюзов, а также по инициативе Болгарской социалистической партии. Организуются народные гуляния, профсоюзные митинги.
День памяти святого Бориса в Болгарии
2 Мая
18Имя Борис в Болгарии очень распространено — по этимологии оно восходит к старотюркскому бьори — волк, или к алтайскому барс — тигр. В отличие от России, где имя связано, прежде всего, с именами святых благоверных князей Бориса и Глеба, к югу от Дуная его связывают с болгарским князем Борисом Первым Михаилом. Болгарская церковь принимает его как равноапостольного святого, так как именно он принял христианство, а также способствовал утверждению нового славянского письма. Князь Борис управлял Болгарией с 852 по 889 годы. Это время можно назвать поистине переломным. Еще в начале своего правления сын хана Персиана ощутил необходимость еще большей консолидации болгарских, фракийских и славянских племен на территории Балкан. Военный договор против общего врага — Византии — между славянами и древними болгарами времен Аспаруха уже начал изживать себя. Культурный же и политический расцвет Второго Рима сулил нерадостные перспективы болгарскому ханству. В народе многие стали принимать христианство. Христианкой стала и родная сестра Бориса. В ситуации, когда и родственные племена севернее Черного моря — хазары и волжские болгары — нашли упование в иудаизме и в исламе, болгарский правитель решился принять христианство. Сначала Борис стал искать сближение с римо-католической церковью. Римскому папе Николаю Первому был отправлен список со 105 вопросами, призванными осветить вопросы веры. Дело было почти решено, когда новый папа Адриан Второй, заменивший умершего в 867 году Николая, неожиданно отказал Борису в назначении кардинала Формозы Портуенского главой болгарской церкви. Возникшие противоречия привели к созыву внеочередного заседания во время Восьмого вселенского собора (869—870), на котором было решено, что болгарская церковь будет устраиваться по византийской модели. Это, в конце концов, пришлось Борису по вкусу. Принявший во время торжественного крещения в Константинополе свое новое христианское имя Михаил – он располагал возможностью своей властью влиять на решения патриарха. С 879 года Константинополь и вовсе объявил болгарскую церковь автокефальной, что еще больше усилило позиции князя. Конец 9 века был ознаменован еще одним крупным событием. Борис Первый принял изгнанных из Великоморавии учеников Кирилла и Мефодия — Наума, Ангелария и Климента — и предоставил им великолепные условия для развития их дела. Созданные две книжные школы — в Охриде (нынешняя Македония) и в болгарской столице Плиске — заложили основы культурного расцвета Болгарии. Задолго до Реформации церковные службы на Балканах стали вестись на всеми понятном церковно-славянском языке. То, о чем мечтал Константин-Кирилл — разрушение модели триязычия и достижение христианской веры до сердца любого верующего на его родном языке — сбылось. Были созданы все условия не только консолидации широких народных масс на основе новой веры и живого славянского письма, но и будущего культурного влияния на восточных славян. Наступил Золотой век Болгарии.
День святого Георгия Победоносца в Болгарии
6 Мая
90День святого Георгия, или по-болгарски ГЕРГЬÓВДЕН, – один из самых значимых и красивых весенних праздников. В народе он связан с земледелием (Георгий по-гречески означает «земледелец»), со скотоводством и в целом с весенним обновлением природы. В Болгарии святой Георгий считается как воином-защитником, так и покровителем пастухов и их скота. Когда-то год делили на два цикла: со дня святого Георгия до дня святого Димитра в октябре и с Димитрова дня до Георгиева дня. В этот день пастухи, которых обычно нанимали на все лето вплоть до конца октября, выходили со стадами в поле. Скотоводство и, особенно, овцеводство долгие века было основным промыслом в болгарской патриархальной семье. Поэтому в этот день традиционные обычаи и обряды связаны с овцами и уходом за ними. Накануне вечером устраивают обрядовый надой молока с овцы, которая первой в этом году родила ягнят. К ведерку красной ниткой привязывают букетик весенних цветов, а в ведерко кладут монетку, чтобы весь год надой был высоким. Также заплетают черной ниткой венчик из дикой герани, крапивы, ежевики и боярышника и украшают им голову овцы. Такой же венчик вешают и у двери в овчарню. Одна из молодых женщин ритуально отпивает молока через полые стебли девясила, чтобы овцы рожали ягнят-самок. В день святого Георгия впервые в году готовят и свежую брынзу, но не солят ее, дабы молоко у овец не пересыхало. Весенние травы, цветы и молодые ветки деревьев занимают особое место во всех обрядах. Женщины и дети выходят рано утром на луг и собирают полевые цветы, которыми потом украшают окна и двери в доме. Зелеными венчиками из бука, дуба или яблони украшают ворота, столы, помещения. А венчиками из разных лечебных трав: чеснока, ежевики, боярышника и крапивы – обычно совершают традиционный оберег домашнего скота. Есть поверие, что в ночь накануне праздника зарытые в землю клады начинают „играть”. Ночь также подходит и для всяких гаданий. Вообще, магия сопутствует празднику во всем. В древности считали, что в этот день можно отнять плодородие. Поэтому для оберега вечером клали за воротами кусок соли (на утро он шел в пищу овцам) и женский поясок, а рано утром мужчины спешили на свои нивы зарыть в середине красное пасхальное яйцо. Местами в западной Болгарии тогда же и сжигали солому, оставшуюся с Сочельника. В этот день даже и не подумывают выпросить соль или закваску для кислого молока у соседа – это считается плохой приметой. Особое значение в этот день имеет утренняя роса. Считается, что если умоешься этим утром майской росой, то весь год будешь здоровым и никакая болезнь не сможет тебя одолеть. Дождик же, выпавший в этот день, ценится на вес золота. День святого Георгия связан и с традиционными богатыми застольями. Для праздничного стола хозяйка готовит специальный обрядовый хлеб («боговицу»), на котором она из теста лепит фигурки пастуха и овец. В честь святого Георгия в каждом доме (в деревнях это традиция) режут молодого ягненка. Перед этим ему на голову кладут веночек из собранных утром цветов, а на левом рожке зажигают свечку и читают молитву. Обычно его зарезают перед дверью, а кровь выливают в реку или в муравейник (чтобы овцы плодились, как муравьи). Кожа с зарезанного ягненка, по обычаю, идет в дар церковному храму. Традиционное блюдо к праздничному столу – это зажаренный на углях ягненок на вертеле. Из потрохов готовят блюдо «дроб-сарма» (вареные потроха, потушенные в духовке с рисом). За столом рекой льется вино, поются песни. А после застолья все танцуют танец хоро. Ведет хороводом самый известный пастух или же беременная женщина с зеленой веткой в руке. Гергьóв день – это также День болгарской армии. В годы после освобождения от турецкого ига военные смотры в этот день постепенно стали набирать силу и утверждать себя как важный ритуал. Утром этого дня на площади перед Могилой Неизвестного солдата в Софии президент страны обычно принимает парад представительной части Болгарской армии, а патриарх Болгарской церкви освящает боевые знамена. Затем начинается военный марш боевой техники через площадь Александра Первого Батенберга в центре столицы.
Международный день музеев в Болгарии
18 Мая
5618 мая в Болгарии, как и во многих странах мира, отмечается Международный день музеев (International Museum Day), который был учрежден в 1977 году по решению Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM). В Болгарии много музеев. Это и понятно — в стране с 13-вековой историей каждый камень хранит в себе следы прошлого. Во всех болгарских городах, и это независимо от их величины, можно посетить местные исторические музеи и познакомиться с историей области. В этих музеях хранятся порой редкие, уникальные памятники старины — монеты, орудия труда, утварь, старые книги, одежда, мебель, характерные для этих земель в разные времена. Есть даже музеи под открытым небом, как этнографический музей Этара недалеко от г. Габрово, в котором посетители знакомятся с работой разных кустарных мастерских 18-19 веков и даже могут приобрести изделия и товары традиционных для Болгарии народных ремесел: чеканную медь, одежду с национальными узорами, красочные горшки и кувшины, а также отведать старинных блюд. Есть даже целые деревни и города, превращенные в музеи. Это деревни Боженци и Арбанаси в Северной Болгарии, города Трявна в горах Стара планина и старый Несебыр у берегов Черного моря. Самая богатая коллекция экспонатов, однако, находится в Национальном историческом музее в Софии, который расположен в предгорьях Витоши в местечке Бояна. В Болгарии также много музеев изобразительного искусства. Это галереи, в которых можно увидеть работы маститых мастеров или, как например в Галерее иностранного изобразительного искусства в Софии, можно насладиться работами художников со всего мира. Международный день музеев в стране стали отмечать с недавнего времени. Уже несколько лет подряд во всей стране 18-го мая у музеев удлиненный рабочий день — они вообще не закрывают свои ворота на ночь, и вереница посетителей круглосуточно проходит по их залам. На площадях перед музеями устраиваются различные спектакли и демонстрации фотографий, на подмостках идут концерты известных исполнителей.
День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в Болгарии
21 Мая
122В Болгарии день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены всегда празднуют 21 мая. Это последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета. Император Константин, управляющий в Риме, а позже и в Византии, и его мать — благочестивая царица Елена, открывшая крест Господень на Голгофе — одни из самых ревностно почитаемых святых в Болгарии. В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего. В особом почете день святых Константина и Елены у жителей юго-восточной Болгарии, как и нескольких деревень северной Греции, населенных исключительно переселенцами. Это день игр на горящих углях. Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, „курбан” (ритуальное зарезывание ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят прилюдно всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы. Утром 21 мая начинается обход святых мест, в первую очередь, целебных источников и оброчных деревьев. Во главе процессии люди несут иконы святых Константина и Елены. Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. На поляне у источников обычно и зажаривают зарезанного ягненка и готовят курбан. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверье, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить. Лишь к вечеру люди возвращаются в свою деревню и устраивают после захода солнца большой костер в центре. Пока огонь разгорается, под музыку волынки и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро. Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг широким пластом. Все уже готово к нестинарским танцам. Неся высоко над головой иконы, босые нестинары в трансе начинают ходить, приплясывая, по углям, но огонь не обжигает их ступни. В это мгновение они как будто отрываются от окружающего мира и переносятся в мир иной. Часто из их уст можно услышать пророчества и предзнаменования, каким будет урожай или кому что случится. Нередко они устанавливают и связь с умершими. Нестинарство (по этимологии с греческого „естия” — очаг), как ритуал, скорее всего, берет начало с древних мистерий, распространенных когда-то в этих местах. Цель нестинарского обряда — выпросить у высших сил богатый урожай, здоровья и благоденствия жителям деревни. Культ огня, связанный позже и с христианскими традициями, глубоко вошел в местную обрядность. Нестинаром становится отнюдь не каждый. Обычно нестинарство, как умение, передается от матери к дочери и от отца к сыну, но это происходит лишь в том случае, если человек может ощутить в себе, что во время танца он исполняется духом святого.
Предой в Болгарии
Праздник Предой характерен для южной Болгарии (горы Родопы и Пирин). Он сумел сохраниться еще с языческих времен, хотя его приурочивают обычно к празднику святых Константина и Елены. Поэтому и отмечают его как христиане, так и помáки (болгары, насильно принявшие ислам во времена турецкого ига). Есть предположение, что это древний фракийский праздник, но есть также и версия, что праздник принесли с собой славяне, приехавшие на Балканы в 5-6 веке. Во многом сегодняшний праздник похож на Гергьóвдень (День святого Георгия), так как в центре культа — овцы и молоко. Акцент, однако, теперь несколько смещен — в этот день проводится настоящее состязание по надою молока. Праздник обычно начинается у сыроварни или у отдаленных от сел овчарень, куда пастухи вышли со своими стадами еще в начале мая. Уже с утра там начинается ритуальный надой молока. Обычно каждый хозяин сам занимается этой нелегкой работой, пропуская первой самую породистую белую овцу. Этот первый в году усиленный надой молока, как правило, дает и первое верное представление об общем состоянии стада. Хозяин замеривает подоенное молоко специальным древком с отметинами (рабош), и жюри определяет победителя (обычно это тот, у кого больше овец). Вместе с тем, проводятся ритуалы по оберегу овец — к ведерку красной ниткой привязывают герань, чеснок и крапиву, а само молоко процеживают сквозь серебряное кольцо. В некоторых местах его процеживают сквозь высушенные змеиные челюсти, а само стадо перед этим проводят под живой змеей. Часть подоенного молока выливается на землю для урожая, а право отпить первым предоставляется самому старому пастуху. Во время самого надоя читают молитвы и благословляют стадо. После состязания большая часть надоенного молока идет в дар сиротам и вдовам. Там же, на поляне возле овчарни или сыроварни, устраивают и общую трапезу, где обязательно присутствуют молочные изделия — брынза (режут ее, как правило, деревянным ножом из грушевого или яблоневого дерева), баница (слоеный пирог с брынзой), а самые расторопные уже разводят костер для зажаривания на вертеле зарезанного накануне ягненка (жертвенный агнец для увеличения урожая на этот раз выбирают не из самых молодых ягнят). Самая старая женщина или жена кехаи (того, у кого больше всего овец и у кого надой был самым высоким) благословляет в начале еду и делит ритуальные хлеба присутствующим. В некоторых местах проводят и гадания об урожае по лопатке ягненка. В конце, по старому обычаю, поют песни и танцуют хоро.
День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности
24 Мая
78В болгарском праздничном календаре день 24 мая — один из самых светлых и важных праздников. Может быть, нет болгарина, который бы не знал, что в этот день отмечается дело славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Святые равноапостолы Константин-Кирилл и Мефодий — византийские просветители и деятели христианской церкви, жившие в 9 веке. Они родились в Салониках, в аристократической семье. Есть сведения, что их мать звали Мария, и была она славянского происхождения. Старший брат Мефодий долгие годы был административным правителем области севернее Салоников, населенной исключительно славянами, а потом удалился в монастырь Полихрон в Малой Азии, недалеко от города Бурса, в нынешней Турции. Его брат Константин, окончивший знаменитую Магнаурскую школу в Константинополе, за свои исключительные способности еще в молодости получил титул «Философ» и был назначен библиотекарем при вселенском патриархе. В 855 году после успешной дипломатической миссии в Багдад он тоже удалился в монастырь Полихрон, где игуменом служил его брат. С 860 по 867 год Константин выполнил еще ряд дипломатических и религиозных миссий — к хазарам, в Моравию, в Рим, а также в Венецию, где одержал победу в диспуте с защитниками «триязычия» (согласно триязычию церковные тексты должны были быть или на латинском, или на греческом, или на иврите). Между тем, вместе со своим братом Константин вел усиленную работу над первым славянским письмом — глаголицей — и переводом на нее святых писаний. В декабре 867 года святые Константин, Мефодий и их ученики приехали в Рим, где Папа Адриан Второй освятил славянские книги и благословил их дело. Во время этой миссии святой Константин и умер, приняв незадолго до смерти имя Кирилл вместе с монашеским саном. Его гроб находится в церкви Сан Клементе в Ватикане. После смерти своего брата Мефодий поехал папским наместником в Панонию (нынешняя Хорватия), а позже и в Моравию, где стал вести службы на церковно-славянском языке. Это не пришлось по вкусу местному немецкому духовенству, которое стало плести интриги против святого Мефодия и его учеников. Противоречивое отношение Рима к деятельности славянских просветителей способствовало травле со стороны немецкого духовенства. Так, после мученической смерти святого Мефодия в 885 году его ученики были изгнаны из Моравии и нашли прибежище в Болгарии. Болгарский князь Борис не только оградил их заботой и уважением, но и приложил все силы, чтобы их дело нашло свое естественное продолжение в Болгарии, где только что приняли христианство. Есть сведения, что День святых равноапостолов стали отмечать еще в 12 веке, хотя болгарская церковь канонизировала Кирилла и Мефодия еще в конце 9 века. В годы болгарского Возрождения День Кирилла и Мефодия перерос в светский праздник букв. По инициативе деятеля болгарского Возрождения Найдена Герова в 1851 году, сначала в Пловдиве, а затем в Шумене, Ломе, Стамбуле, как и по всей стране стали отмечать 24 мая как День болгарской письменности. Когда-то к этому дню заканчивались учебные занятия в школе, и праздник являлся удобным случаем показать гостям и родителям знания и достижения школьников. И по сей день в начальных классах в канун 24 мая устраивают праздники букв и викторины знаний. Школьники под руководством своих учителей сплетают из живых цветов венки, которыми украшают портреты святых братьев-первоучителей. Обычно в день 24 мая праздничные шествия научных деятелей, преподавателей школ и вузов, школьников и просто желающих возлагают венки и цветы к памятникам Кириллу и Мефодию (а также других возрожденцев) во всей стране. Звучит Гимн Кириллу и Мефодию, написанный известным болгарским композитором Любомиром Пипковым на слова болгарского поэта Стояна Михайловского. Когда-то во времена социализма по указу властей устраивались массовые демонстрации на площадях. Сегодня таких демонстраций уже нет. Как правило, каждый год к этому празднику приурочиваются целый ряд культурных событий — «Салон искусств» в Народном Дворце Культуры в Софии, книжные ярмарки, циклы концертов, поэтические чтения под открытым небом, смотры художественной самодеятельности, открываются выставки, посвященные книгам или делу Кирилла и Мефодия.
Международный день детей в Болгарии
Международный день детей имеет в Болгарии свои традиции. Они были связаны с делом Людмилы Живковой, Председателя Комитета культуры страны, дочери Генерального секретаря Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова, вплоть до ее смерти в 1981 году. По ее инициативе в 1979 году была организована первая Международная детская ассамблея «Знамя мира», которая была призвана объединить усилия всех детей планеты за мир во всем мире. Ассамблея проводила свою работу под лозунгом «Единство, творчество, красота». В окрестностях Софии был воздвигнут монумент «Знамя мира», где звон колоколов из 100 государств мира каждый год 1 июня собирал маленьких гостей из ближних и далеких стран. Дети планеты участвовали в конкурсах рисунка на асфальте, проводились игры, состязания, концерты юных дарований. Гости знакомились с Болгарией, ездили на экскурсии по стране, знакомились между собой. После смерти основательницы Ассамблеи встречи проводились еще несколько лет, но постепенно пыл пропал, а после 1989 года и вовсе угас. Несколько лет назад дочь Людмилы Живковой, Евгения Живкова, начала прилагать усилия к возрождению традиции.