‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Сезон
Месяц
Новый год в Германии
1 Января
29Тому, что наступление Нового года в Германии празднуют с 31 декабря на 1 января, немцы благодарны папе Григорию XIII и его календарю, который так и называется григорианский и ведет отсчет с 1582 года. Новогодний праздник в Германии называют Silvester (Сильвестр). Правда, далеко не каждому немцу знаком этот святой, жизнь и деятельность которого с Новым годом и календарем была никак не связана, просто последний день уходящего года, 31 декабря – дата его смерти и день его поминовения. «Что ты делаешь в новогоднюю ночь?», – такой вопрос можно в Германии не задавать. В новогоднюю ночь немцы не сидят дома. Еще накануне знакомые, коллеги и друзья, встречаясь, желают друг другу «хорошего скольжения в новый год». Вечеринки, концерты, дискотеки, рестораны открыты до утра и ждут гостей. В эту ночь трудно чувствовать себя одиноким, потому что с первым полночным ударом часов люди выходят на улицу, и в небо летят пробки от шампанского, ракеты, петарды, начинается салют в честь Нового года. Один из самых фантастических по своему размаху праздников проходит в Берлине: протяженность новогодней уличной вечеринки – до 2 километров, а разноцветное шоу в ночном небе продолжается более часа. Главный атрибут праздника – ель. У древних германцев ель была священным деревом. Они верили, что в ее хвое обитает дух лесов, защитник природы. К Новому году в Германии дома украшают разноцветными гирляндами, венками из хвои и фигурками Санта Клауса, а как только часы начинают отбивать полночь, люди самого разного возраста взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями, «впрыгивают» в Новый год. После этого празднование перемещается на улицу, где приобретает гигантский размах: тысячи семей в это время выходят из своих домов, чтобы поздравить друг друга, зажечь небо фейерверками и, конечно же, выпить шампанского. Обычай встречать наступающий год фейерверком также пришел из древности. Стреляя из ружей и пушек люди отпугивали злых духов. Жители некоторых регионов страны стреляли в предрассветных сумерках первого дня Нового года в садах, чтобы деревья принесли в этом году богатый урожай. Желательно было при этом не попасть в само дерево. В Вестфалии селяне в новогоднюю ночь собирались у кузнеца около его наковальни, чтобы проводить уходящий год под ритмичные удары. На севере Германии существовала другая традиция: в первый день наступившего года дети с песнями и музыкой обходили дома, получая от жителей сладости и мелкие монетки. Поднимая бокал с шампанским немцы говорят: «Prosit Neujahr» или «Prost Neujahr». Слово «Prost» пришло из латыни и переводится «это может удаться». И, конечно, удача в новом году просто гарантирована, если в первый день наступившего года на вашем столе будут стоять рыбные блюда. Особенно популярен в Германии карп. Существует множество искусных рецептов его приготовления. А пару больших кружочков его чешуи советуется носить в кошельке – это приносит богатство. Впрочем, если вы хотите почувствовать по-настоящему праздничную атмосферу в Германии – приезжайте накануне Рождества, за несколько дней. Это самые яркие и красивые дни в году.
Богоявление в Германии
6 Января
10Богоявление (Эпифания) — традиционный христианский праздник, отмечаемый немцами 6 января. Как правило, особое значение он имеет в землях Баварии, Баден-Вюртемберга и Саксонии-Ангальт. У католиков этот день также известен как «День трех королей» (Dreikonigstag). Протестанты иногда называют его «Большим новым годом» (Großneujahr). В основе празднования «Эпифании» (в переводе «явления») лежит библейский сюжет из Нового Завета. Имеется в виду история о путешествии трех королей-волхвов — Каспара (Caspar), Мельхиора (Melchior) и Бальтазара (Balthasar) — с Ближнего Востока за звездой Вифлеема, указанной им ангельским хором. Найдя лежащего в яслях младенца Иисуса, волхвы поклонились ему и преподнесли богатые дары: золото, ладан и благовонную смолу — мирру. Вообще, на Древнем Востоке волхвами называли мудрых людей, которым предписывали знание скрытых сил природы, общение с Богами и обладание сверхъестественной силой. Говорили, что три короля-волхва могли предотвратить удары судьбы и отвести все злое от человека, его дома и скота. Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина. Трапеза должна быть как можно более богатой и обильной. Блюда, как правило, такие же, какие готовились на новогодние и рождественские праздники. Этим вечером мальчики, одетые в белые балахоны с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, ходят с песнями от дома к дому и благословляют их хозяев. Это называется «процессией трех королей». Лицо одного из них может быть вымазано сажей — он изображает волхва Мельхиора. Согласно обычаю, хозяин пишет над дверью дома начальные латинские буквы имен трех королей-волхвов: «С, М, В» (Caspar, Melchior и Balthasar), указывает год и рисует крест. Это означает: «Боже, благослови этот дом». Такая надпись должна оберегать дом и его обитателей от несчастья. Считают, что день после Дня трех королей прибавился, а ночь отступила. В этот день в последний раз зажигают елку, так как он завершает цикл рождественских праздников. Эпифания празднуется не только в Германии, но и в некоторых швейцарских городах (Цюрихе, Берне, Лозанне, Гларусе, Цуге и других).
День памяти жертв Холокоста в Германии
27 Января
8627 января в Германии отмечается национальный День памяти жертв Холокоста. Эта дата выбрана не случайно. 27 января 1945 года были освобождены узники концлагеря Освенцим, где нацистами было уничтожено более полутора миллиона евреев и представителей других национальных меньшинств. В этот день по всей стране проходят траурные церемонии. На территории бывшего концлагеря Бухенвальд бывшие узники и официальные представители властей возлагают венки к мемориальной доске, у которой постоянно поддерживается температура человеческого тела - около 37 градусов. Памяти жертв Холокоста посвящается специальное заседание бундестага. По словам Вольфганга Тирзе - председателя бундестага в 1998-2005 годах, феномен Холокоста никогда не сможет быть до конца осмыслен. До сих пор остается непонятным, почему большинство немцев проявило во времена нацизма невероятную человеческую черствость. «Те, кто имел смелость протестовать, оказались в меньшинстве», - отметил Тирзе. Испанский писатель, бывший министр культуры страны и узник Бухенвальда Хорхе Семпрун говорил, что «сожаление немцев по поводу собственной истории является основой нового национального самосознания и способствует усилению роли Германии в процессе европейского объединения». (с) Владимир Гузман (BBC)
День смеха (День дурака) в Германии
1 Апреля
42Праздник труда (День труда) в Германии
1 Мая
37Как и во многих других странах, 1 Мая в Германии – День международной солидарности трудящихся. В средние века, откуда пришел праздник встречи весны, именно от состояния хозяйства на 1 мая зависела оплата батрацкого труда за целый год. Поэтому большое беспокойство причиняла всегда последняя ночь, ведь за труд могли не заплатить. Именно это, считают исследователи, и породило поверье, что Вальпургиева ночь, которая отмечается с 30 апреля на 1 мая, является ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Поэтому, чтобы год трудов не пропал даром, батракам приходилось жечь костры, не спать и петь песни, дабы отогнать нечистую. А утром показывать убереженные стада и нивы, получать заработанное и веселиться под майским деревом… Постепенно день расчета с батраками трансформировался в праздник трудящегося человека, а после расстрела в Чикаго демонстрации рабочих в 1886 году стал отмечаться ежегодно как пролетарский праздник. И уже здесь вместо чертей и нечистой стали выступать капиталисты. Символом данного праздника стала красная гвоздика, потому что узнавали в этот день друг друга трудящиеся по этому цветку в петлице. С приходом к власти Гитлера этот день получил в 1933 году официальный статус и был назван «Днём национального труда». После войны в 1946 году праздник был с ограничениями подтверждён странами-союзниками. Обычно в Германии 1 мая проводятся демонстрации и пикеты профсоюзов и различных политических организаций. В локальном масштабе проводятся политически не окрашенные встречи жителей и соседей — так называемый Hoffest (дворовый праздник). Первомай в Берлине также известен ожесточёнными столкновениями между членами радикальных левых группировок и полицией. В этот день с утра во многих больших городах Объединение германских профсоюзов — Der Deutsche Gewerkschaftsbund (DGB) — организует демонстрации и политические митинги. Вечером 30 апреля повсюду проходят празднества под лозунгом «Танец в май», которыми по старой традиции приветствуется наступление весеннего месяца мая. В некоторых местах принято украшать майское дерево. Это тоже старинный обычай: майское дерево символизирует весеннее плодородие. Одним словом, в современной Германии все смешалось: язычество, христианство, пролетариат.
Майский праздник в Германии
Издревле Майский праздник (Maifeiertag) отмечается в Германии весело и шумно. В этот день можно потанцевать, попеть, купить на ярмарке мастеров полезные и забавные вещи, послушать музыку. Одним словом, весело провести время, отдохнуть. Празднование проводится в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла — природа начинает новую жизнь. Символикой этот праздник связан с Пасхой и Троицей. Распустившаяся зелень, сочетание красного и зеленого имеют особую магию. Однако, обычай этого праздника восходит к языческим временам. Еще древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруг матери-Земли — Кибелы) в честь его воскрешения. Сосна была с отрубленными ветками. Ее торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В древнем мире превратился этот день в Праздник Хиларии, а позднее у северных народов — в день Майской королевы и Зеленого Человечка. В средние века этот обычай переняли немцы, который существует до сих пор. По обыкновению, майский праздник начинается накануне, в Вальпургиеву ночь. Вечером 30 апреля повсюду проходят празднества «Танец (пляски) в май», которыми по старой традиции, приветствуется наступление лучшего месяца для пробуждения весны. Обязательным считается украшение дома (внутри и снаружи) и сада молодыми побегами, цветами. Все это обеспечивает успех, здоровье, богатый урожай. Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костер. Идет выбор майской королевы и короля. С утра веселье продолжается: это обязательный торжественный пронос разукрашенного майского дерева (Maibaum), которое водворяется в центре селения. Вокруг дерева снова происходят танцы, которые восславляют по древним обычаям его величество солнце. Символом Первомая является Майское дерево (Maibaum). Это высокий ствол с зеленым венком на верхушке, наряженный молодой зеленью и цветами. Венок украшается 7 разноцветными ленточками, чаще всего красными. Майское дерево посвящается земледелию и воскрешению образа Древа мира. Оно олицетворяет жизнь, цветение, весеннее плодородие, здоровье. Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Дерево без листьев (столб) — неизменяемая ось или центр. Семь ленточек — семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра — символ создания мира от центра. Столб — это символ мужчины, а венок — женщины. Вместе олицетворяют обновление жизни, сексуального соединения, воскресения и весны. Именно эти языческие корни Первомая возмущали христианских священников, а не борьба рабочих за свои права. В поклонениях дереву они видели противоположность крестным ходам, тем более на эти «веселенькие» деньки приходилась Пасха. Однако праздник жив, и с ним связано не меньше обычаев, поверий и суеверий, чем с Рождеством. На майское дерево кое-где вешают сапоги, рубахи и прочие ценные призы, кто доберется по столбу до приза, того и подарок. Проверка удали молодецкой (этот обычай в свое время был распространен в России, его переняли из Московской немецкой слободы). Кое-где сохранился обычай украшать деревце с зелеными побегами сверху и обрубленными крайними ветками, чаще всего — это молодая березка, для своей девушки. Устанавливать его перед ее домом, как знак симпатии (и вовсе не обязательно становится женой или невестой после этого). Перед домом одной девушки можно поставить только одно дерево, поэтому, чье дерево останется, юноши иногда выясняют кулаками, а иногда и хитростью. Картина «Майский день» (May Day), художник Джозеф Ноллекенс (1737–1823) Молодой человек, «посадивший» дерево, стережет его (чтобы, например, его не выкопал соперник), а заодно и смотрит на реакцию девушки. Она подсматривает в окошко за тем, кто ставит дерево, и может для него выставить на порог пустую корзину. Данный знак будет означать, что молодому человеку не отвечают взаимностью. И тогда он может затаить обиду, оскорбиться и отомстить. После чего по утру можно увидеть кучу навоза или грязи, а самое худшее — это измазанные ворота дегтем, что с древних времен является страшным позором для молодой красавицы, поэтому она охраняет ворота целую ночь… Вот так и не спят всю ночь, один дерево стережет, а вторая — ворота… Иногда жители одной деревни пытаются украсть дерево из чужой деревни, и в тоже время, не забывая, охранять свое дерево от похищения или разорения. За украденное дерево полагается выкуп — бочка пива ... минимум. Майские дерева в городах — это разукрашенные металлические столбы, предназначение которых понятно только один день в году, остальное время они вызывают удивления у туристов. Но чем меньше поселение, тем майские деревья становятся все уникальнее. Например, с вырезанными фигурками людей, танцующих пар, церквей, орудий труда... Это даже и не удивительно, это же еще праздник и рабочего (Зеленого) человека. В те же средние века, когда пришел праздник встречи весны, именно от состояния хозяйства на 1 мая зависела оплата батрацкого труда за целый год. Не удивительно, что максимальное беспокойство причиняла всегда последняя ночь, ведь за труд могли не заплатить. Именно это, считают исследователи, и породило поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Поэтому, чтобы год трудов не пропал даром, батракам приходилось жечь костры, не спать и петь песни, дабы отогнать нечистую. А утром показывать убереженные стада и нивы, получать заработанное и веселиться под майским деревом…
День книги в Германии
10 Мая
13День книги (нем. Tag des Buches) проходит в Германии ежегодно 10 мая. Дата эта выбрана совсем не случайно — она напоминает миллионам людей во всем мире об истинном лице фашизма. Именно 10 мая 1933 года в Берлине и некоторых других немецких городах произошла варварская акция сожжения национал-социалистами книг, неугодных гитлеровскому режиму. Акция эта планировалась в недрах министерства пропаганды Германии еще в феврале 1933 года. Авторство ее приписывают филологу-германисту, доктору Геббельсу, незадолго до этого назначенному министром названного выше ведомства. Публичное сжигание книг было направлено, во-первых, на запугивание «среднего человека», привыкшего относиться с уважением к печатному слову, во-вторых, на привлечение молодежи на сторону национал-социалистов. Она давала возможность молодежи почувствовать радикализм новой власти, а также то, что новая власть возлагает на нее большие надежды. Именно студентам предписывалась основная роль в предстоящей инквизиции книг. Публичные акции сожжения книг проходили во многих, в основном университетских, городах страны (Фото: Everett Historical, Shutterstock) Публичные акции сожжения книг проходили во многих, в основном университетских, городах страны: Бонне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене. На «празднике костра» обязаны были присутствовать преподаватели и ректора университетов. «Сначала писатели — потом преподаватели», — шептались студенты. Оскар Мария Граф, известный немецкий писатель, не нашел своей фамилии в списке сжигаемых книг. Однако, это вовсе не обрадовало его. «Я всю жизнь стремился писать правду!», — обратился он к властям. «Почему же вы не жжете и мои книги? Неужели я плохо писал?». 20 тысяч книг было предано огню только в Берлине. В основном, книги еврейских авторов, а также сочинения марксистского и пацифистского характера. Труды Альберта Эйнштейна, Карла Маркса, сочинения Генриха и Томаса Маннов, Стефана Цвейга, Эриха Кестнера, Зигмунда Фрейда и других. Акция Геббельса принесла ожидаемый эффект. Революционный задор и радикализм, конфликт поколений и амбициозность молодых ученых — все было умело использовано для привлечения молодежи на сторону национал-социалистов. Немецкие студенты начала 1930-х годов совершили самую головокружительную университетскую карьеру за всю историю Германии. Теперь молодежь оставалось только организовать. С этой задачей нацистский режим справился очень скоро. «Праздник костра» послужил отправной точкой введения тотальной цензуры. За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырос до 5,5 тысяч произведений. Некоторых авторов запретили полностью, других частично. Под пресс государственной пропаганды попали и писатели, и поэты, и ученые. Немецкая литература оказалась задавленной. В эмиграцию уехали почти все видные писатели — семья Манн (Томас и Генрих), Ремарк, Фейхтвангер, Стефан Георге, Бертольт Брехт. Те же, кто остался, либо перестали писать, либо стали жертвами неизвестных убийц. Из знаменитых писателей лишь Эрнст Юнгер и Готфрид Бенн остались лояльно настроенными по отношению к режиму. Судьба немецких эмигрантов складывалась драматично, а порой трагично. Курт Тухольский, Карл Ейнштейн, Вальтер Беньямин, Стефан Цвейг добровольно покинули жизнь, совершив суицид. Памятник «Versunkene Bibliothek» Сейчас события 1930-х годов в Германии представляются нам ужасными и невероятными. И все же никогда не следует забывать о них, чтобы не допустить повторения «костра» в будущем. Для этого на современной площади Бебельплатц в Берлине, где когда-то жгли книги, находится один из самых поразительных памятников Германии — «Versunkene Bibliothek» («Утонувшая библиотека»). Его автор — израильский архитектор Миха Ульман (Micha Ullmann), родители которого покинули Германию в 1933 году. В центре площади, под толстым квадратом стекла, находится белая комната с пустыми книжными полками. Магическое свечение, распространяющееся из-под стекла, притягивает прохожих. Пустое пространство под землей передает идею потери. А рядом со стеклянной плитой — маленькая пояснительная табличка: «На этой площади 10 мая 1933 года нацистские студенты жгли книги».
Рождество Иоанна Крестителя в Германии
24 Июня
103В Германии День Святого Иоанна — Gehane. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С 3 века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале 4 века праздник был введен в христианский календарь. В этот день немцы жгли костры. Место для костра по традиции выбиралось на возвышенности. Распространенным было поджигание колеса, укрепленного на шестах. Огонь и дым обладали особыми целительными свойствами. Парни и девушки парами прыгали через костер. Девушки гадали в этот день о замужестве c помощью венков из полевых цветов — Геханекранц. Такой венок вешали на дверях дома, между рамами окон, выходящих на улицу. По поверью, 24 июня особой целительной и чудодейственной силой обладали травы и цветы, собранные в эту ночь. Особые целительные свойства приписывались 24 июня и воде.
День мира в Аугсбурге
8 Августа
109Ежегодно 8 августа в Германии отмечается официальный государственный праздник одного города страны, а именно — города Аугсбурга (Augsburg) (федеральная земля Бавария, Германия). Праздник, известный как День мира или Фестиваль мира в Аугсбурге (Augsburg Peace Festival, нем. Friedensfest), ведет свою историю с 1650 года, а с 1950 года он отмечается как официально государственный. С этого же года этот день — государственный выходной для всех мелких и крупных предприятий в городе Аугсбурге. 8 августа 1629 года — день начала притеснений протестантов города Аугсбурга, которые продолжались в течении 20 лет, до так называемого «Вестфальцевского мира» (Peace of Westphalia), заключенного в 1648 году. День мира в Аугсбурге связан также с аугсбургским миром сословий и религий, заключенным 25 сентября 1555 года между различными вероисповеданиями и сословиями: лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королем Фердинандом I, действовавшим от имени своего старшего брата императора Карла V. Аугсбургский мир официально признал лютеранскую и евангелистскую религию в содружестве немецких государств. Правила аугсбургского религиозного мира: — всеобщий мир в стране; — сословия, которые принадлежат аугсбургской конфессии (лютеране), и сословия католической веры признали друг друга; — сословия имеют общую церковно-конфессиональную территорию, однако, поданные других религий могут переселяться; — города сословий становятся двухконфессиональными; — духовные юрисдикции против протестантов (еретиков) закрываются. Сословия «надконфессионального правового порядка» и «конфессионального анализа» признаются во всех единых немецких государствах. В сам же праздник в Аугсбурге проходят различные развлекательные мероприятия — концерты, театрализованные выступления, парад военных оркестров, народные гуляния, ярмарки, фейерверки. Традицией уже много лет является специальное церковное служение для представителей всех христианских конфессий. Еще один непременный атрибут праздника — Конкурс детских рисунков на тему мира, а также церемония объявления лауреатов Аугсбургской премии мира (она вручается раз в три года).
Вознесение Марии в Германии
15 Августа
82Праздник Успения Божией Матери называется в Германии «Вознесение Марии». Этот день объявлен нерабочим только в федеральной земле Саарланд и в общинах Баварии с преимущественно католическим населением. По данным статистики федеральной земли Баварии, этот праздник отмечают как официальный выходной 1700 из 2056 общин Баварии. В Римско-католической церкви в этот день вложен смысл того, что тело и душа Богоматери Марии вознеслись на небо, тем самым завершив воссоединение с богом-отцом. В 7 веке отмечался праздник Возвышения Марии в Галлилее, в 8 веке он трансформировался в Вознесение и начал праздноваться в Риме 15 августа. В Германии отмечается с 813 года. Праздник Вознесения Марии начинает в католической церкви 30 женских дней — с 15 августа по 12 сентября, в течение которых проходят службы, посвященные Марии. Особо отмечаются дни Вознесения Марии (15 августа), королевы Марии (22 августа), Рождение Марии (8 сентября, это малый женский день) и День имени Марии (12 сентября). Легенда гласит, что Богоматерь поднималась на небо в лучах света и оберегаемая ангелами, а в воздухе распространялись ароматы цветов, трав и кустарников. В связи с этой легендой на Вознесение Марии собираются в католических церквях семь различных трав (число символизирует семь ран Марии). Эти травы должны оберегать от болезней и недугов. Букеты размещают в доме на стенах. Используют в виде чая, отваров и настоев. Также эти букеты могут оберегать от плохой погоды и ненастья, для этого их бросают в открытый огонь. Кроме того, на этот день приходится первый сбор лесных и кедровых орехов.
День германского единства
3 Октября
147День единства Германии или День германского единства (Tag der deutschen Einheit) — национальный праздник Германии. Он отмечается в день успешного официального воссоединения Западной и Восточной Германии 3 октября 1990 года. Одновременно с объединением этот день провозглашен официальным национальным праздником и государственным выходным днем, при этом упразднен национальный праздник бывшей ФРГ — 17 июня. Германия после поражения во Второй мировой войне (1939-1945) была оккупирована войсками СССР, Франции, Великобритании и США, соответственно и территория страны была разделена на 4 оккупационные зоны. Но начало «холодной войны», растущая конфронтация между СССР и Западом делали невозможным воссоздание единого германского государства. Поэтому западные державы приняли решение способствовать его образованию на территориях, находящихся под их оккупационным контролем. Так, в 1949 году, была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ), а вскоре в советской оккупационной зоне образовалась Германская Демократическая Республика (ГДР). Единение Германии стало возможным лишь спустя 40 лет, и благодаря «мирной революции» в ГДР осенью 1989 года, которая и служит де-фактом объединения народа. Правовую же основу для объединения двух германских государств положил Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключённый между ГДР и ФРГ, а также Францией, СССР, Великобританией и США в Москве 12 сентября 1990 года, а также Договор об объединении двух немецких государств от 31 августа 1990 года. Официально объединение страны произошло 3 октября 1990 года, когда ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ. При этом новое государство не создавалось, а на присоединённых территориях была введена в действие конституция ФРГ 1949 года. На территориях бывшего ГДР были воссозданы пять новых земель, объединённый Берлин также был провозглашён самостоятельной землёй. Сегодня в честь праздника организуются праздничные митинги и заседания в земельных парламентах и мэриях, на которых произносятся политические праздничные речи. В них принимают участие члены бундесрата (верхняя палата парламента Германии) и других конституционных органов страны, а также представители политики, общества и населения (так называемые делегации граждан — Burgeldelegation). В некоторых местностях проводятся концерты и гуляния, вечером устраиваются фейерверки. По сравнению с Днем взятия Бастилии во Франции или Днем независимости в США, национальный праздник Германии отмечается достаточно скромно, хотя и является государственных выходным днем. Исключение составляет, наверное, только Берлин. Здесь проходит множество культурных и массовых мероприятий, проходящих одновременно на разных сценических площадках.
Хэллоуин — канун Дня всех святых в Германии
31 Октября
85Ночь накануне Дня всех святых с 31 октября на 1 ноября — это самая таинственная ночь в году — Хэллоуин (Halloween). Праздник, берущий свое начало в Ирландии, затем ставший традиционным в Америке, после Второй мировой войны вернулся в Европу, в том числе и в Германию. Хэллоуин не является государственным праздником Германии, но с каждым годом число празднующих, переодетых в костюмы ведьм и привидений, растет. С растущей популяризацией праздника становится громче и критика в его адрес, так как Хэллоуин конкурирует с такими церковными и национальными праздниками как День реформации (празднуется в этот же день) и День святого Мартина (празднуется 10 и 11 ноября). Тыкву, как украшение, можно встретить везде, и даже на крыше Подготовка к Хэллоуину начинается еще в сентябре. В магазинах можно купить тыквы всех возможных сортов, размеров и цветов и не только настоящие, но и глиняные, пластмассовые, в виде свечей, гирлянд и т.д. Огромное количество ведьм и привидений можно увидеть как на прилавках, так и на балконах, окнах, в саду, в цветочных горшках и в венках, вывешенных на входных дверях. Многие дети вместе с родителями мастерят все эти декорации своими руками, в том числе и традиционную полую тыкву с вырезанными глазами, носом и ртом и вставленной внутрь свечой. А так как у экономных немцев ничего не пропадает зря, то из мякоти тыквы готовятся разнообразные блюда - от супов до сладостей. К настоящему времени Хэллоуин в Германии приобрел статус костюмированного праздника. По всей стране дети переодеваются в костюмы ведьм, вампиров или других жутких героев. В Германии дети не ходят по соседям и не просят сладости, как это делается во многих странах. Для них устраиваются праздники с переодеванием в школах и детских садах. Но все это днем. Дети не только переодеваются в костюмы чертей, привидений, скелетов и т.д., но и обязательно делают какой-нибудь "ужасный" макияжВечером не только дискотеки и клубы, но и кафе, рестораны, где декорации делаются настолько жуткими и страшными, насколько это возможно, распахивают свои двери для посетителей. Взрослые с не меньшим удовольствием, чем дети, переодеваются в костюмы чертей, привидений, скелетов, ведьм и демонов. Чем ужаснее выглядит костюм, тем больше шансов получить главную премию вечера. Самый грандиозный спектакль в Германии, да пожалуй, и во всей Европе, разворачивается ночью на празднике Хэллоуин в замке Франкенштейн. До 20 000 посетителей ежегодно устремляются к руинам Франкенштейн, чтобы как следует напугаться и ужаснуться, так как Хэллоуин собирает огромное число призраков и привидений, с удовольствием выпрыгивающих перед вами из-за угла под покровом ночи. Там можно не только повеселиться и принять участие в разыгрываемом спектакле, но, как и на любом другом празднике Германии, передохнуть в баре с большим количеством алкогольных и безалкогольных напитков, коктейлей и закусок.
День Реформации в Германии
31 Октября
98День Реформации (Reformationstag) — это праздник всего протестантского мира в честь реформации церкви. Данный евангелический праздник изначально был выходным днем в Тюрингии, Бранденбурге, Мекельбурге-Передняя Померания, Саксонии и Саксонии-Анхальт. 31 октября 1517 года Мартин Лютер (в начале своей жизни он звался Людер) впервые опубликовал 95 Виттенбурских тезисов (Wittenburger Thesenanschlag). Этот взгляд на римско-католическую церковь и вся деятельность Мартина Лютера имели далеко идущие последствия, что повлекло образование новой лютеранской церковной общины. И хотя большую лепту в реформирование церкви внесли другие, такие как Цвингли и Карвин, Лютера считают отцом протестантской религии. Данный праздник не выделение новой веры, а день уважения идеям Лютера, который не хотел ни разделять церковь, ни создавать новую религию, он просто хотел реформации. В 2017 году, в связи с 500 летним юбилеем со дня публикации 95 тезисов Мартина Лютера, 31 октября был объявлен государственным праздником во всех землях Германии. Особых обычаев праздник не имеет. В каждом приходе празднуется индивидуально по своим сложившимся традициям. В целом по стране — это достаточно спокойный праздник.
День всех святых в Германии
1 Ноября
1451 ноября – День всех святых в Германии – день ежегодного поминовения всех святых, мучеников и усопших. В этот день принято украшать могилы умерших родственников; католики зажигают «свет души», не угасающий и в следующий за ним Праздник всех душ. Это символ Вечного света, светящего всем усопшим. В землях Бавария, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Саар и Северный Рейн-Вестфалия этот праздник является выходным днем.
Особый день в истории Германии
9 Ноября
109 ноября — особая дата в истории Германии 20 столетия, её еще называют Судьбоносный день (нем. Schicksalstag). Этот термин стал употребляться историками и журналистами после Второй мировой войны, но особо популярным стал после событий 1989 года, положивших начало объединению Германии. 9 ноября произошло несколько знаменательных для Германии событий: в 1918 году кайзер Вильгельм II отрекся от трона, через 5 лет был подавлен знаменитый «пивной путч» в Мюнхене, руководимый Адольфом Гитлером, спустя еще 15 лет национал-социалисты организовали еврейские погромы, а в 1989 году пала Берлинская стена. Великий день 1989 года В этот день в 1989 произошло падение Берлинской стены — одного из самых известных символов «холодной войны» — и начат процесс к воссоединению Германии. Все произошло неожиданно вечером 9 ноября 1989 года. На очередной вяло текущей пресс-конференции, посвященной работе ЦК СЕПГ, члену политбюро Гюнтеру Шабовски (Günter Schabowski) итальянским журналистом Риккардо Эрманом был задан вопрос о новых правилах совершения поездок гражданами ГДР в капиталистические страны сроком до 30 дней. Шабовски полистал свои бумаги и зачитал решение: «Гражданам ГДР разрешается подавать заявления на совершение частных поездок за границу без уважительных причин. Разрешение на выезд будет выдаваться в короткий срок». Таким образом, Шабовски, сам того не подозревая, открыл границы ГДР. Жители Восточного Берлина моментально воспользовались возможностью побывать на Западе. Тысячи человек в тот же вечер устремились к контрольно-пропускным пунктам на границе с Западным Берлином. Пограничная служба ГДР была не готова к столь быстрому развитию событий. Пограничники оказались в полном замешательстве и вскоре открыли пропускные пункты. После падения коммунистического режима в ГДР немедленно началось разрушение стены ликующими берлинцами. Вскоре большая ее часть была разобрана на сувениры. Сейчас существует Музей Берлинской стены, где рассказывается, на какие ухищрения шли люди, чтобы преодолеть ее. В ноябре 2004 года, в 15 годовщину падения Берлинской стены, в столице Германии состоялась торжественная церемония открытия памятника Берлинской стене. Он представляет собой восстановленный участок стены длиной 200 метров на месте контрольно-пропускного пункта «Чарли» - главного перехода между западной и восточной частями Берлина. Рядом поставлены 1065 крестов в память о людях, убитых в 1961—1989 годах при попытке бежать из Восточной Германии в Западную. День предостережений 1923 года 9 ноября 1923 года в Мюнхене был подавлен «пивной путч» (попытка государственного переворота), организованный Адольфом Гитлером и его сторонниками. Свое название путч получил от места «Бюргербраукеллер» (Burgerbraukeller) — огромного пивного зала в Мюнхене, где вечером 8 ноября собралось около 3000 человек, чтобы послушать выступление члена правительства Баварии Густава фон Кара и местных высших чинов. Гитлер, опираясь на силовую поддержку около 600 членов СА (штурмовых отрядов нацистов), попытался свергнуть баварское и берлинское правительства. Он захватил выступавших в плен и угрозами добился от членов правительства договоренности, что на следующий день армия Баварии направится в Берлин для низложения правительства. Гитлер собирался действовать как Муссолини, который за год до этого с небольшим отрядом захватил Рим. 9 ноября 1923 года отряд, состоящий примерно из 3000 нацистов, направился маршем на центральную площадь Мюнхена. Однако руководители Баварии в последний момент изменили свои намерения и выставили кордон из местных полицейских на площади. В результате, Гитлер, как и другие, оказался в тюрьме, получив минимальный срок — 5 лет. Фактически он находился в тюрьме всего восемь месяцев, за которые успел начать свой литературный опус «Mein Kampf» («Моя борьба»). «Пивной путч», несмотря на его провал, прославил Гитлера. О нем написали все немецкие газеты, его портреты поместили еженедельники. О нем заговорили. И уже в 1933 году Гитлер пришел к власти демократическим путем. Его партия получила большинство голосов на выборах в рейхстаг, что дало ему право по конституции стать канцлером, то есть главой правительства Германии. День республики 1918 года И опять же, 9 ноября, только уже 1918 года, в истории Германии произошло крушение монархии. Кайзер Вильгельм Второй отрекся от трона. Рейхсканцлер Макс фон Баден (Max von Baden) ушел в отставку и поручил социал-демократу Фридриху Эберту (Friedrich Ebert) формирование нового правительства. Социал-демократ Филипп Шайдеманн (Philipp Scheidemann) из окна рейхстага провозгласил в Германии демократическую республику. Стараясь опередить события, за несколько часов до этого, коммунист Карл Либкнехт (Karl Liebknecht) от имени революционного пролетариата провозгласил Германию социалистической республикой. Социалистической Германия не стала, но установление демократической республики оказало огромное влияние на все развитие страны. Вот такие странные совпадения случились в жизни Германии в 20 веке 9 ноября.
День святого Мартина в Германии
11 Ноября
143В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником сбора урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе - «Шествие с фонариками»). Все начинается еще за несколько дней, с подготовки к событию - дети в детских садах и младших классах школы своими руками изготавливают фонарики из бумаги, куда вставляются свечи. В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в некую заранее определенную финальную точку похода. Обычно расстояние невелико: 30-40 минут пути, но весь смысл в том, как это происходит. Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом по городу растягивается этакая светящаяся змея из сотен фонариков и факелов. По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту.
День Святого Николауса в Германии
6 Декабря
142День Святого Николауса – это первый признак приближающегося Рождества. Празднуется он в Германии начиная с 1555 года. В старых церковных записях стоит: «Перед днем Святого Николауса матери держат наготове подарки и розги для своих детей». В давние времена Святой Николаус дарил детям орехи, сухофрукты и сладкий хлеб, выпекающийся по особому рецепту с добавлением сушеной груши, одежду и другие необходимые для ежедневной жизни вещи. Также и в наши дни, в ночь с 5-го на 6-ое декабря немецкие дети выставляют начищенные ботинки или сапоги за дверь, чтобы проходящий мимо святой положил туда яблоки, мандарины, орехи, сладости. Правда, вкусные подарки приносит Святой Николаус только послушным детям, а те, которые целый год сердили своих родителей и не слушались, получат в подарок розги. Кто из детей был послушен, а кто – нет, читает Николаус в своей специальной «золотой книге». В старинной немецкой детской песенке поется: «Святой Николаус, положи мне, что ты сам пожелаешь, Яблоки, орехи, миндаль охотно едят маленькие дети...».
Сочельник в Германии
24 Декабря
91Сочельник в Германии празднуется 24 декабря. В Сочельник в христианских семьях Германии принято дарить друг другу подарки. Этот обычай называется «Bescherung» — одаривание. Оно проходит в мерцании елочных свечей, которые зажигаются до или после рождественского богослужения. Звучат рождественские песни, члены семьи одаривают друг друга. Детям рассказывают сказку о том, что подарки принес Санта Клаус или младенец Христос. Многие семьи приглашают на этот вечер Санту, которого чаще всего играет студент, одетый в соответствующий костюм. В первый и второй день самого Рождества - 25 и 26 декабря, которые являются выходными днями, - многие ходят в церковь на праздничное богослужение или мессу.
Рождество в Германии
25 Декабря
32Рождество – один из самых красивых и любимых праздников в Германии, поэтому готовятся немцы к нему задолго и основательно. Именно немцы подарили миру непрактичный, веселый и светлый обычай украшения Рождественской елки. Вернее, один немец - Мартин Лютер, великий протестант и религиозный реформатор. За четыре недели до Рождества начинается Адвент. В церкви проходит первая предрождественская служба, в которой очень часто участвуют и дети: поют, играют на различных музыкальных инструментах, показывают спектакли на рождественские темы. В этот вечер на адвентском еловом венке немцы зажгут первую из четырех свечей. Также загодя готовится рождественская выпечка: пряники и штольни. Штолен в жизни немцев имеет особое значение. Сама форма сладкого хлеба, обильно начиненного изюмом, пряностями и орехами, напоминает запеленатого ребенка - Христа. Историки затрудняются установить автора рецепта и формы. Известно, что штольни выпекались в Саксонии еще в 1300 году. Аромат праздника стоит и на улицах. Примерно за три недели до Рождества начинается Weihnachtsmarkt – рождественская ярмарка. Обычно она устраивается на одной из центральных площадей города. Выстраиваются ряды украшенных палаток и домиков, в которых чего только нет! Пряники и штольни, фигурки из шоколада и сахарная вата, жареный миндаль и сладкие пончики. Тут же и всевозможные рождественские сувениры: фигурки животных и сказочных людей, вырезанные из дерева, рождественские пирамиды, вращающиеся от зажженных свечей, стеклянные шары и фигурки, «курящие» ароматическими свечками. Ну и какая же немецкая ярмарка без жареных колбасок и глювайна! В центре ярмарки выстраивается сцена, где проходят рождественские концерты. Тут же на ярмарке можно встретить и немецкого Деда Мороза, чтобы еще раз по секрету рассказать, какой подарок ты ждешь от него на Рождество. Подарки принесет под елку Weihnachtsmann вечером 24 декабря. Тогда же, в Святой вечер накануне Рождества, соберется у стола вся семья. Рождество – это семейный праздник, поэтому 25 декабря вся семья соберется за праздничным обедом еще раз. На этот раз на столе будет стоять запеченный гусь с клезами и тушеной капустой. И дом снова будет наполнен атмосферой уюта, спокойствия и волшебства...
День святого Стефана в Германии
26 Декабря
33Второй день Рождества, 26 декабря, посвящается памяти святого первомученика Стефана, третий день, 27 декабря — памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершается обряд освящения вина); четвертый день, 28 декабря — памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских (священники в этот день дают особое благословение детям). В воскресенье, выпадающее на один из восьми дней празднования Рождества (октавы), или 30 декабря, если на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. Празднование Рождества завершается 1 января, когда с особой торжественностью отмечается День Пресвятой Богородицы.