‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Сезон
Месяц
Новый год в Греции
1 Января
81 января – важная дата в Греции не только потому, что это первый день Нового года, но и потому, что это День Св. Василия (Агиос Василиас), которого греки почитают за доброту и щедрость по отношению к беднякам. Дети в Греции верят, что Св. Василий посещает дома, проникая через каминную трубу, поэтому они оставляют на ночь перед Новым годом башмак у камина – в надежде, что добрый Василий придет и наполнит его подарками. Жители Греции, отправляясь в гости праздновать Новый Год, берут с собой камень, который бросают у порога гостеприимного дома. Если камень тяжелый, говорят: «Пусть богатства хозяина будут тяжелы, как этот камень». А если камень маленький, то желают: «Пусть бельмо в глазу у хозяина будет таким же маленьким, как этот камень». Принято обмениваться и так называемыми «фотиками»: палками с нанизанными на них цитрусовыми, инжиром, яблоками, леденцами и свечкой наверху. Существует также обычай, согласно которому ровно в полночь глава семейства выходит во двор и разбивает о стену плод граната. Если его зерна разлетятся далеко по двору, в новом году семья будет жить счастливо. После этого ритуала члены семьи должны обмакнуть палец в мед и облизнуть его. Новогоднее меню: Греки жарят на праздник поросенка, к нему подают печеную картошку. На островах предпочитают индейку в вине. А затем десерт – особое традиционное пряное, пропитанное медовым сиропом, печенье. Но самым главным на новогоднем столе должна стать «василопита» – пирог, украшенный узорами из теста, смородины и орехов, внутрь которого запекают монетку. Кому она достанется – у того год будет счастливым. Первый кусочек пирога предназначается Св. Василию, второй кусочек – дому, следующий – самому старшему члену семью и так далее – до самого младшего, которому достается последний. Некоторые девушки даже кладут свой кусочек пирога под подушку, чтоб увидеть во сне суженого. Если Вы решили справлять Новый год по-гречески, придется соблюсти множество запретов: не кричать, не молоть и не пить кофе, не впускать в дом черных собак, не бить посуду и многое другое. Если же Вы увлекаетесь историей и захотите отметить Новый год как древние греки, то помните, что в Древней Греции начало года приходилось вовсе не на 1 января, а на самый длинный день в году – 22 июня.
Богоявление в Греции
6 Января
32В день, когда восточные христиане отмечают рождественский Сочельник, жители Греции празднуют Богоявление, которое здесь называют Фота (Ta Fota) — дословно «огни» — или Теофания (Theofania) — Богоявление. Оно завершает празднование 12 рождественских дней. Элладская православная церковь, живущая по григорианскому календарю, отмечает этот праздник вместе с западными христианами — почти на две недели раньше, чем Русская Православная Церковь. Как и другие самые крупные церковные праздники, этот день является в Греции выходным. Традиционно празднование Теофании начинается с вечерней службы в церкви накануне, т.е. 5 января. После ее завершения священник идет от дома к дому с крестом, кропя святой водой жилище. В сам праздник основные торжества проходят в главной греческой гавани Пирей неподалеку от Афин. На пирсе, окруженном празднично убранными военными кораблями, служится молебен. Считается, что в этот праздник освящаются все воды мира — реки, озера, моря. В этот день по всей стране совершается чин освящения вод. Торжественный крестный ход направляется к морю, на берегу которого совершается молебен в память о крещении Христа в Иордане. Теофания — последний праздник зимы, когда дети зарабатывают себе карманные деньги пением колядок. Кроме того, на молебнах в приморских городах страны исполняется давний обычай соревнований между молодыми людьми. Суть его в том, что священник бросает в море серебряный крест. Смельчаки из числа юношей тут же ныряют в ледяную морскую воду, и каждый из них старается достать крест первым. Впрочем, на тот случай, если юноши зазеваются, крест всегда привязывают веревкой, чтобы он не утонул в море. Молебны совершаются 6 января не только в столичной гавани Пирей, но и во всех главных морских портах Греции, в Термическом заливе в Салониках, на всех островах, в городах Патра, Волос и других.
Гинайкратия — фестиваль женщин в Греции
День 8 января можно без преувеличения называть греческим аналогом российского женского праздника 8 марта. Хотя, если говорить строго, смысл Гинайкратии заключается немного в другом. 8 января в Греции, преимущественно в городах Моноклисия (Monocclissia) и Неа Петра (Nea Petra), а также во многих деревнях и селах северной части страны проходит женский фестиваль Гинайкратия. В этот день в семьях обмениваются семейными ролями: женщины освобождаются от обычных домашних хлопот и проводят свой день в «кафетения» (кафе) или других общественных заведениях — местах развлечения и отдыха, где обычно позволено находиться только мужчинам. Мужьям же в это время предписано быть дома, заниматься домашним хозяйством, присматривать за детьми. В последние годы это стало уже более традицией, нежели фестивалем. Неудивительно, что у фестиваля есть более понятное название — Фестиваль доминирования женщин или Фестиваль матриархата.
День независимости Греции
25 Марта
47День независимости Греции (греч. Ημέρα της Ελληνικής Ανεξαρτησίας), отмечаемый ежегодно 25 марта, — один из важнейших государственных праздников в стране. Именно в этот воскресный день в 1821 году началось восстание, итогом которого стало освобождение страны от четырехвекового ига Османской империи. С середины 14 века Греция по частям завоевывалась турецкими армиями. В конце 14 века турки, захватив Македонию, Фессалию, подчинили себе часть Центральной Греции. После занятия Константинополя (1453) турецкие войска к 1466 году овладели почти всей континентальной частью страны. Турецкие завоеватели установили в Греции военно-феодальный режим. И, хотя турки оставили грекам свободу вероисповедания, греки постоянно боролись за свое освобождение. Первое крупное восстание греческого народа против турецкого гнета произошло в 1770 году во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов и было связано с появлением в Эгейском море русской эскадры под командованием адмирала Г.Спиридова и А.Орлова. Но это восстание было жестоко подавлено. Национальное возрождение Греции началось на юге России. Именно там, в русских портах — Одессе, Таганроге, Херсоне — с конца 18 века проживало значительное количество греков. В 1814 году в Одессе была основана тайная революционная греческая организация «Филики Этерия» («Дружеское общество»). Отделения общества работали почти во всех крупных городах Греции и в средиземноморских греческих колониях. Одними из руководителей «Филики Этерии» были братья Ипсиланти — Александр и Димитрос — оба офицеры русской службы, близкие ко двору Александра I. В начале марта 1821 года А.Ипсиланти во главе вооруженного отряда гетеристов перешел реку Прут и поднял восстание в Молдавии. Однако, оно было скоро подавлено. Появление Ипсиланти в Дунайских княжествах и в Морее было воспринято как сигнал к массовому восстанию, которое началось 25 марта 1821 года. Этот день стал впоследствии праздноваться как День Греческой независимости. Для народа Греции и Всемирной греческой диаспоры 25 марта 1821 года — наиболее значительная дата в новейшей греческой истории. Отмечая День независимости, Греция чтит героическое прошлое, зовет к свободному, счастливому будущему. В День независимости, иначе называемый Днем национального возрождения, по всей Греции проходят шествия и праздничные торжества, концерты и выставки. Праздник совпадает с православным праздником Благовещения, которое в Греции празднуется 25 марта по григорианскому календарю, поэтому светские праздничные мероприятия сопровождаются и религиозными.
День памяти геноцида греков Малой Азии
19 Мая
5919 мая греческий народ отмечает трагическую дату в своей истории — День памяти геноцида греков Малой Азии. В этот день греки скорбят и оплакивают своих соотечественников, ставших жертвами беспощадного истребления, совершенного турками-османами в 1916-1923 годах. В наши дни, наверное, у большинства людей, не занимающихся историей профессионально, Греция ассоциируется со сравнительно небольшим клочком суши у побережья, где компактно живут греки. Но такой маленькой родина греков была не всегда. В начале первого тысячелетия до нашей эры уровень жизни и культуры греков были развиты настолько, что возникла естественная необходимость в расширении своего влияния. Греки охотно принялись путешествовать по миру, и на южном побережье Черного моря ("Эвксинос Понтос") вскоре появился первый греческий город — Синоп. Следом были основаны Трапезунд, Кромна, Птерий, Китор… Вскоре все южное и северное Черноморье стали почти полностью греческими (территория современной Турции и Кавказа, от города Батуми на востоке до Инеполи на западе, то есть примерно 140 тысяч квадратных километров). Начался расцвет торговли, науки и культуры. Греческое население бережно хранило традиции, нравы и обычаи. Один город помогал другому, способствуя тем самым росту новых колоний, создававшихся не только в прибрежной полосе, но и в глубине материка. Со временем Понтийское государство стало развиваться независимо от остальных греческих земель. Чеканилась собственная монета, обосабливался язык… В 1461 году государство было захвачено турками-османами. В тяжелые годы турецкого ига понтийские греки всеми силами старались сохранить свою веру, свой язык и культуру, несмотря на многочисленные и подчас очень жестокие попытки турок исламизировать и "отуречить" коренное население. Греки открывали в своих городах греческие школы и даже высшие учебные заведения. Таким образом, к началу 20 века история понтийских греков насчитывала уже около 3 тысяч лет. Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокии. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий, греки не поддавались исламизации и "отуречиванию". Турецкое правительство всерьез опасалось выхода Анатолии и Понта из-под власти Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией; к тому же среди греческих подданных Турции (особенно понтийцев) было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на турецкую экономику. Поэтому Турцией были подготовлены "решительные меры" по искоренению греческого элемента, которые и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия "младотурок", провозгласивших лозунг: "Турция — для турок!". В сентябре 1911 года был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились греки и армяне. Немногие знают о геноциде греков. Но это — исторический факт, свидетельства о котором зафиксированы в архивах многих стран мира. История репрессий против греческого населения в Турции, начавшаяся в 1453 году с падением Византийской империи, насчитывает пятьсот лет. До начала греческой освободительной войны 1821 года жестокие меры против мирного населения применялись в основном в карательных целях (например, подавление Пелопоннесского восстания 1770 года). Но, по мере усиления политического и экономического кризиса в Османской империи, погромы и массовое уничтожение христиан приобретали все больший масштаб и характер. Младотурецкая революция 1908 года ввела в обиход турецкой политической элиты идеологию «пантюркизма», которая фактически является расистской доктриной, создавшей базу для тотального истребления христианских народов Турции. Сотни тысяч греков, не один век счастливо живущих на благодатных землях, были изгнаны с родных мест, зверски замучены, убиты. Голод и холод, болезни и смерть, годы скитаний и лишений — все это выпало на долю греческого народа. События тех лет по отношению к грекам подпадают под все составляющие юридической категории "геноцид" — массовое систематическое истребление мирного населения. Количество убитых и замученных исчисляется официальной цифрой в 353 тысячи человек, что больше 50% всего населения до начала казней и принудительного переселения, целью которых было не перемещение людей из одной точки в другую, а смерть в пути. При этом была прекрасная возможность сказать, что "…руки не испачканы кровью, ведь христиане сами умирали в пути!". 24 февраля 1994 года Единогласным решением Греческий парламент постановил считать 19 мая Днем памяти геноцида малоазийских греков турками.
Пировассия — огнехождение в Греции
Пировассия, или огнехождение, — праздник, который с 21 по 23 мая отмечают анастенарийцы, маленький народ, живущий на севере Греции. Несмотря на то, что огнехождение ассоциируется с языческими ритуалами, греческая Пировассия — христианский праздник. Греческая православная церковь уже давно объявила огнеходцев язычниками, но они все равно искренне верят в то, что во время праздника им покровительствуют святые Константин и Елена. Трехдневный праздник начинается с того, что жители маленьких городков и сел одновременно молятся, каются в грехах, плачут, танцуют и этим вводят себя в транс. Собравшись на центральной площади, где к тому времени прогорел костер и тлеют угли, они ощущают божественную благодать, чувствуют, что огонь — их лучший друг. Неторопливо пройдя босиком по углям, они демонстрируют ступни, на которых нет и следов ожогов. Их лица выражают только радость, и видно, что хождение по раскаленным углям для них не трудное испытание, на которое они решаются во славу Господа, а радость, экстаз и удовольствие. Огнеходцы держат над головой иконы с изображением святой Елены и святого Константина: местное предание говорит о чудесном спасении в 1250 году этих икон местными жителями из горящей церкви, подожженной врагами. С тех пор, как верят анастенарийцы, благодарные святые наградили потомков отважных селян способностью ходить по огню не обжигаясь. К тому же, по уверениям людей, прошедших такой экстремальный тренинг, как огнехождение, у человека высвобождается энергия, зависшая в прошлом. Человек двигается вперед, накапливая новые силы и очищая свою структуру. Главное — не останавливаться... И — лишь огонь в помощь!
День Ивана Русского в Греции
27 Мая
125Есть такой великий святой Греческой и Русской Православных Церквей — Иоанн Русский (Иоаннис Россос, как с благоговением называют его все греки от мала до велика), единственный, пожалуй, подвижник, получивший в прозвание имя целого народа: «Русский» с большой буквы. Простой солдат армии Петра Великого, попавший в турецкий плен, проведший там 13 лет и, несмотря на долгие истязания, отказавшийся принять ислам. Он принял мученическую смерть за Христа в 1730 году. Его память и его чудотворные мощи, находящиеся на острове Эвбея, чтит вся Эллада, о нем изданы десятки, даже сотни книг, к нему стекаются тысячи и тысячи паломников, а на Эвбее, переделав известную поговорку, говорят: «Все дороги ведут к святому Иоанну Русскому». Ивана Русского стали почитать на Эвбее только с 20-х годов 20 века, когда в Грецию переселились малоазиатские греки, спасаясь от последствий разрушительной войны, и принесли с собой свои святыни. Так Иван Русский стал одним из наиболее почитаемых святых Греции. Ежегодно 27 мая сюда приходят десятки тысяч человек, чтобы поклониться святому Ивану Русскому. Иван Русский родился на Украине (тогда она была частью единого Российского государства) в 1690 году, в 1711 году он был рекрутирован в солдаты. После многих сражений, в которых проявил мужество и отвагу, Иван попал под Азовом в плен к туркам и был переправлен в Константинополь. Из Царьграда его отвезли в городок Прокопио близ Кесарии Капподокийской в Малой Азии, и он оказался в подчинении у некоего Аги, содержавшего лагерь янычаров. В плену от Ивана потребовали отречься от православной веры, в которой он был воспитан. Иван, хоть и не отказывался служить Аги, был тверд в своей вере и не соглашался принять ислам. Турецкий вельможа не привык, чтобы ему отказывали, и велел подвергнуть Ивана всевозможным пыткам. Несчастного били толстой деревянной палкой, пинали ногами, душили, жгли раскаленным железом. Тот терпел побои и унижения, но своих убеждений не оставлял, чем вызвал невольное уважение и у тех, кто его пытал. Святой Иоанн Русский, исповедник Много дней продолжались мучения. На ночь турки бросали солдата в хлев, где он спал вместе с животными. После нечеловеческих пыток Иван страстно молился и еще больше укреплялся в православной вере. Турки и все многонациональное население тогдашнего Прокопио были поражены силой веры и мужеством русского солдата. Постепенно слух о необычном узнике распространился по всем окрестным селениям, где жило немало православных греков, жестоко притесняемых турками. Наконец, непокорным заинтересовался и сам турецкий паша. — Отвечай, почему упорствуешь, почему не хочешь перейти в нашу веру? — грозно спросил паша. — Я верую в Бога моего Иисуса Христа, — отвечал русский солдат. — Мне нипочем пытки и мучения, от них моя вера становится еще крепче! Паша изумился такой дерзости и приказал продолжать пытки непокорного. На протяжении многих лет пленник жил в хлеву вместе со скотом и выносил голод и истязания. 27 мая 1730 года в возрасте примерно сорока лет Иван Русский скончался. Местные христиане выпросили у турок тело Ивана и похоронили его. По тамошнему обычаю, через три года они открыли могилу, чтобы перезахоронить кости, и были поражены: тело покойного не было тронуто тлением. Прознавший про это паша еще больше разгневался. Однажды, в момент внутреннего кризиса в Оттоманской империи, посланный султаном паша решил наказать бунтующих христиан и приказал сжечь мощи Ивана Русского. По его приказу янычары бросили останки солдата в костер. Когда турки ушли, местные жители кинулись разгребать тлеющие угли. Но тело праведника не было повреждено и лишь почернело от огня, а слава святого еще больше упрочилась.
Ночь середины лета в Греции
23 Июня
10923 июня отмечается праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. Но приурочен к Рождеству Иоанна Крестителя. Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью. В ночь 23-24 июня греки тоже позволяют себе пошалить, ведь эта ночь полна энергии и магии, явь и грезы перемешиваются, границы между мирами истончаются. Сорванные в мае цветы, вернее то, что от них осталось, ритуально сжигаются, чтобы отвратить ведьм. Также проводятся различные гадания, от самых простых то самых таинственных...
День Успения Божией матери в Греции
15 Августа
21В Греции 15 августа отмечается день Успения Божией матери (The Falling Asleep of the Virgin) не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. В этот день в стране национальный выходной. Многие люди постятся до 15 августа две недели. Во всех церквях и монастырях Пресвятой Богоматери проходят пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки из отдаленной Австралии, Америки, Канады, для того, чтобы поклониться Богоматери. Монастырь Панагия Сумела находится в высокогорном селе Мацука, в 42 километрах от Трапезунда. Древний православный монастырь создан афинскими монахами Варнавой и Софроником в период с 375 до 395 года. Панагия Сумела (в переводе с понтийского «Панагия на горе Мела») является символом православия и сохранения веры греками-понтийцами, веками населяющими южное побережье Черного моря. После малоазиатской катастрофы (1912—1922), когда тысячи греков оставили территорию Турции, спасаясь от смерти, один из греков-понтийцев, известный политик, депутат Греции Леонидас Ясонидис смог договориться с турецкими властями и перевезти в Грецию чудотворную икону Панагии. Согласно преданию, икона эта была написана самим апостолом Лукой в Афинах, и именно она указала во сне греческим монахам, где строить монастырь. В Греции икона более тридцати лет хранилась в сокровищницах Афинского исторического музея, но в 1992 году была передана новому монастырю с именем «Панагия Сумела», построенном на средства, собранные греками-понтийцами — беженцами из Понтоса, в 1953 году в горах недалеко от города Верия — селе Вермио. Сегодня тысячи паломников со всей страны и из-за рубежа приходят сюда поклониться ей и попросить ее о милости.
День святого Дмитрия в Греции
26 Октября
7726 октября православная Греция празднует день Святого Дмитрия Солунского. Он был сыном римского проконсула в Салониках, занимал военный пост — был местным военачальником, в обязанности которого входило защищать город от набегов «варваров» и притеснять христиан. Но так как родители Дмитрия были тайными христианами, военачальник сам стал проповедником христианства, продолжая при этом достойно выполнять свой воинский долг. За свою христианскую деятельность Дмитрий был убит, а его тело отдали на растерзание диким зверям. Естественно, вскоре он был канонизирован, как святой великомученик, а его мощи стали святыней. При этом именно этот святой считается покровителем города Салоники. Этот город был основан царем Македонии Кассандром в 315 году до новой эры, спустя некоторое время после смерти Александра Великого в Вавилоне, и назван Кассандром в честь его жены, сводной сестры Александра Великого — Фессалоники. Причем название города до сих пор звучит именно так — Фессалоники, местные жители обычно вежливо поправляют приезжих, если те произносят это слово без частички «фес». В праздник покровителя города устраивается карнавал, всюду звучит музыка, проводятся театральные представления, повсеместно пьется молодое вино. Горожане вспоминают своего покровителя и тот день, 26 октября 1912 года, когда в начале 1-й Балканской войны, в день праздника покровителя города Святого Дмитрия, греческая армия при активном содействии местных жителей освободила Салоники от турок и присоединила город к Греции, положив конец столетиями длившемуся османскому игу.
День «Охи» в Греции
28 Октября
68День студентов в Греции
17 Ноября
104Международный день студента в Греции празднуют особо. 17 ноября в стране проходит студенческий праздник День Политехнио, являющийся годовщиной студенческих протестов 1973 года против военной хунты «черных полковников», протестов, жестко подавленных военными. Восстание началось с того, что студенческие союзы выразили протест против планов правительства вмешаться в университетские выборы. К вечеру среды 14 ноября 1973 года студенты укрепились в Афинском Политехническом университете (Политехнион) и провозгласили борьбу с правительством. В университете начала работу самодельная радиостанция, которой удалось привлечь внимание жителей города к происходящему. 15 и 16 ноября возле университета собралось несколько тысяч человек, в основном студенты и школьники. Координационная комиссия студентов призвала к «борьбе до победы». К вечеру начались столкновения демонстрантов с полицией, которые постепенно охватили весь центр города. В девять вечера в центре уже были выстроены баррикады, кое-где начались пожары. В городе были зафиксированы перестрелки. Около одиннадцати вечера был отдан приказ о вмешательстве армии. Около полуночи из пригородного района Гуди выдвинулась колонна бронемашин. В 2.45 ночи радиостанция Политехниона передала свое последнее воззвание. Напротив университета выстроились танки, один из которых разбил ворота университета. Последовал короткий штурм, в ходе которого были убиты 24 человека, более тысячи ранены, хотя по официальным данным жертв не было вообще. Сотни студентов были арестованы. После штурма университета последовали антиправительственные демонстрации, подавленные военным режимом с применением оружия. Глава хунты Георгиос Пападопулос был отставлен, на его место военные выдвинули Димитриоса Иоаннидиса. После этого хунта продержалась недолго — менее года. После восстановления демократического правительства жертв Политехниона провозгласили мучениками, их чтят на государственном уровне, им поставлены памятники. Их именем прикрывались и террористы из группировки «17 ноября», действовавшие с середины 70-х до 2002 года. Сегодня день Политехнио для греков — это день памяти о стойкости и непоколебимости греческого характера.
День вооруженных сил Греции
21 Ноября
7421 ноября отмечается День вооружённых сил Греции – страны, чья история дала примеры выдающихся военных подвигов древности, а также внесла весомый вклад в развитие военной науки Древнего Мира. История современных вооружённых сил Греции берёт своё начало в первой половине 19 века, когда в результате национально-освободительной войны, поддержанной впоследствии европейскими державами и Российской империей, Греция обрела независимость. В годы Первой мировой войны Греция примкнула к Антанте в 1917 году, а в годы Второй мировой войны, оказавшись оккупированной войсками нацистской Германии, Греция продолжила сопротивление действиями партизанских отрядов, многие из которых были сформированы из военнослужащих греческой армии. Те же из греков, кто сумел выбраться из оккупированной страны, сформировали греческие вооружённые силы в составе контингента войск антигитлеровской коалиции и продолжили борьбу в Северной Африке и в Италии. С 1952 года Греция входит в состав блока НАТО. На сегодняшний день комплектование греческих вооружённых сил, включающих в себя Сухопутные войска, Военно-морские силы и Военно-воздушные силы, осуществляется по принципу всеобщей воинской повинности. Срок обязательной службы при этом составляет 1 год независимо от рода войск. Традиционно 21 ноября вместе с отмечаемым по григорианскому календарю христианским праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы греки чествуют и военнослужащих своих вооружённых сил. Такая традиция существует в Греции с 1975 года. А связано это с признанием покровительства Пресвятой Богородицы греческой армии. После торжественных литургий в храмах, посвящённых одному из наиболее почитаемых православных праздников, по всей стране проходят мероприятия, посвящённые празднованию Дня вооружённых сил, во время которых к военнослужащим и нации обращается Президент страны, выражая благодарность греческим вооружённым силам, подчёркивая их важную роль в истории государства и обретении независимости. Праздничные мероприятия неизменно включают в себя возложение венков к воинским мемориалам, к памятнику Неизвестного солдата. На городских площадях можно услышать музыкальные произведения в исполнении военных оркестров. Начинается же празднование Дня вооружённых сил Греции с торжественного подъёма государственного флага на скале Акрополь, а завершается его торжественным спуском вечером того же дня.
День святого Николая в Греции
6 Декабря
1496 декабря Православная Греция отмечает День святого Николая. Святитель Николай является одним из наиболее почитаемых христианских святых, покровителем моряков и путешественников, земледельцев, учеников, пленников, несправедливо осужденных. Святой является воплощением милосердия и человеколюбия, заботы и защиты слабых. Как покровитель моряков он, в первую очередь, и славен в Элладе! В этот день по всей стране можно наблюдать множество процессий, идущих к морю, при этом слышны как томные молитвы, так и радостные голоса людей.
День памяти жертв «Греческой операции» НКВД
15 Декабря
116Вечером 15 декабря, когда садится солнце, все греки, чьи родственники попали в жернова «Греческой операции» 1937-1938 годов, были арестованы по политическим мотивам до того или после, зажигают в своих домах и квартирах поминальные свечи. Результатом «Греческой операции» стал расстрел почти 20 тысяч человек. Все они, а также те, кого отправили в лагеря смерти, сегодня реабилитированы. Но до сих пор неизвестны места захоронений подавляющего большинства греков, чьи потомки не знают даже, куда им «принести две гвоздички». В России время 1930-х годов было неспокойное. Молодая Советская Россия еще не оправилась от ужаса революции и гражданской войны, а стоящий у руля власти Сталин видел угрозу СССР как от других стран, так и внутри самой советской Республики. Поэтому 1930-е годы вошли в историю страны не только массовым раскулачиванием, но и «национальными чистками». Над греками, проживающими в СССР, также завис Дамоклов меч. В начале 1930-х годов они в массовом порядке подвергались арестам и отправке в лагеря. Количество репрессированных исчислялось тысячами человек. 7 августа 1932 года вступил в действие закон «Об охране социалистической собственности» (известный также как «Указ семь восьмых» и «Закон о пяти колосках»), по которому даже за незначительные хищения давали расстрел или десять лет лагерей. А когда по рекомендации товарища Сталина Народный комиссариат внутренних дел возглавил товарищ Ежов, заменив собой недостаточно активного товарища Ягоду, репрессивная машина окончательно набрала обороты. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об антисоветских элементах» от 2 июля 1937 года товарищу Ежову, секретарям обкомов, крайкомов и ЦК нацкомпартий была послана телеграмма, в которой велено в пятидневный срок представить список всех проживающих в подотчетных районах враждебных элементов, замешанных в антисоветских и диверсионных выступлениях, количество подлежащих расстрелу и высылке. На основании полученных ответов Ежов подготовил приказ «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов», в котором содержались плановые цифры подлежащих репрессированию по отдельным территориям. Всего 259 450 человек. Из них 72 950 человек должны быть расстреляны (первая категория), остальные (вторая категория) – отправлены в лагеря сроком на 8—10 лет. Утвержденные цифры являлись ориентировочными, разрешалось «мотивированное ходатайство» об увеличении цифр репрессируемых (доказательства вины никто не требовал). В результате «мотивированного ходатайства» первоначальные цифры увеличились на 200 тысяч человек. Так, 11 декабря 1937 года директива Ежова поступила во все республиканские, краевые и областные управления НКВД, в которой была определена дата — 15 декабря, когда необходимо было «одновременно во всех республиках, краях и областях произвести аресты всех греков, подозреваемых в шпионской, диверсионной, повстанческой и националистской антисоветской работе», а также определялись категории граждан, подлежащих «изъятию». В течение двух последующих недель в корне изменилась демографическая ситуация в местах компактного проживания греков по всей стране. Греков «брали» и до, и после этой роковой даты, но именно в эти две недели было репрессировано огромное количество человек этой национальности. Спецификой любого тоталитарного режима являются репрессии против инакомыслящих. Спецификой Сталинского режима оказалась еще и активная пропаганда идеи о том, что вокруг страны Советов — вражеские государства. А внутри страны — вражеские шпионы. Поэтому греческая операция НКВД, по сути, мало отличалась от аналогичных операций против других национальностей — поляков, эстонцев, корейцев и прочих – и являлась тринадцатой по счету. Все национальные операции в СССР тех лет готовились и реализовывались по одному сценарию. По материалам книги И.Джуха «Греческая операция: История репрессий против греков в СССР».
Рождество Христово в Греции
25 Декабря
17Православная Греция празднует Рождество 25 декабря – вместе с западными христианами, так что рождественский сочельник наступает для греков на тринадцать дней раньше, чем для православных россиян. Для греков этот зимний праздник - всегда радость, во всех уголках страны он отмечается с особым настроением, поскольку сопровождается традицией наряжать дом, готовить блюда и начинать новую жизнь в новом году, изгоняя все плохое из прошлого. В деревнях и селах Греции накануне трех праздников (Рождества, Нового Года и Крещения) когда-то хозяева домов выходили в лес на поиски самого крепкого елового дерева или же вместо ели использовали оливковое дерево, которое рубили и переносили домой. Это дерево называли «христоксило» - Дерево Христа. Дерево рубилось и переносилось в дом для того, чтобы его жечь в камине весь период праздников - от Рождества до Крещения. Сегодня эта традиция сохраняется только в некоторых селах Северной Греции. Что же касается колядок, то их в эти праздничные дни обязательно исполняли и дети, и взрослые. Традиция эта и поныне жива. В Греции в Новый год не наряжаются разве только в некоторых районах, таких как Науса и Кастория, хотя карнавалы в Греции проводят только в период Масленицы - «Апокриес», приходящийся на конец февраля. Во всех районах страны традиционным рождественским блюдом являются голубцы (лаханосармадес). Они символизируют обернутого в пеленки Христа. Готовится также масленый пирог, подаются соления (турша) и компоты из сухофруктов, а также «христопсомо» - рождественский хлеб, куда замешиваются орехи, изюм и оливки. Кроме того, традиционно в эти дни готовится жаркое из свинины, индейка, начиненная рисом, каштанами и изюмом, сладкий пирог и вареная пшеница с сахаром. В «пирог Святого Василия» (василопиту) запекают монетку - тот, кто найдет ее, будет счастлив весь следующий год.
Международный день стоматолога
Традиция отмечать 9 февраля Международный день стоматолога (англ. International Day of dentist) постепенно становится популярной во многих странах. Можно предположить, что имеются веские причины на то, чтобы отмечать профессиональный праздник стоматологов и зубных врачей в День святой Аполлонии (St. Apollonia). Аполлония — дочь видного александрийского чиновника, уверовавшая во Христа. По мнению гонителей христианства, она подавала плохой пример согражданам, которые должны были придерживаться многобожия и верить в божественное происхождение императора. Аполлонию подвергли жестоким пыткам, требуя отречения от христианства. Но девушка не дрогнула перед лицом смерти. Она попросила ее развязать, чтобы у нее была возможность стать на колени и выполнить требование толпы. Когда же ее развязали, отважная женщина сама бросилась в огонь. Это случилось 9 февраля 249 года. Святая Аполлония (Фото: Zvonimir Atletic, Shutterstock)Страдания и христианский подвиг Аполлонии так поразили ее современников и потомков, что родилась легенда о том, что стоит только произнести имя Аполлонии, помолиться ей — зубная боль утихнет. В 300 году Аполлония была канонизирована как святая мученица. День её памяти 9 февраля. Древние «стоматологи» использовали прототип первой бормашины еще 9 тысяч лет назад. Такое неожиданное открытие сделали ученые из США и Франции. Исследовав найденные в пакистанской провинции Белуджистан останки людей, живших в 6-4 веках до нашей эры, они обнаружили в некоторых зубах сделанные при жизни почти идеальные отверстия диаметром 1-3 миллиметра и глубиной до 3,5 миллиметров. Об искусстве древних «стоматологов» свидетельствует и тот факт, что в ряде случаев просверлены труднодоступные коренные зубы, причем, одно из отверстий находилось с внутренней стороны челюсти. В России Международный день стоматолога отмечают несколько лет, и с каждым годом он приобретает все большую популярность. А 6 марта в мире отмечается ещё один праздник специалистов данной профессии — Международный день зубного врача.
Международный день брачных агентств
Примечательно, что практически накануне Дня святого Валентина — 12 февраля — отмечается Международный день брачных агентств (International Day of Marriage Agencies). Этот профессиональный праздник появился на Украине — он был зарегистрирован Государственным Департаментом интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины 1 декабря 2010 года. Идею учреждения нового праздника, принадлежащую одному из украинских брачных агентств, подхватили многие агентства-партнеры США, Канады, Германии, Франции, Италии, Испании, Швейцарии и России. По некоторым данным, история брачных агентств насчитывает более 360 лет! Первая брачная контора «Бюро встреч и адресов» была открыта в Лондоне 29 сентября 1650 года. И с тех пор поиск супруга по объявлению или через службу знакомств стал весьма популярным. С каждым годом количество клиентов брачных агентств увеличивается, и от анкет, заполненных вручную, информация переместилась на веб-сайты в интернете. В нашу эпоху всеобщей занятости брачные агентства, как маяки, помогают одиноким людям найти свою половинку. Тысячи людей с благодарностью могут сказать, что именно при помощи агентства обрели шанс любить, быть любимым, создать семью!
Всемирный день писателя
Всемирный день писателя (World Day of the writer) отмечается практически во всех странах ежегодно 3 марта. Полное название этого праздника Всемирный день мира для писателя, он был учрежден по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года. ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка. Идея создания организации принадлежит английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт (Mrs. C.A. Dawson Scott). Первым президентом ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси (John Galsworthy). В 1923 году состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба в Лондоне, в то время пен-центры были созданы в 11 странах мира. Сегодня подобные центры действуют в 130 странах. Это международное объединение писателей, которое, как сказано в Хартии ПЕН-клуба, «выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами. Eго члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой ее форме в тех странах и обществах, к которым они принадлежат, а также во всем мире, когда это представляется возможным. Праздник отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвертой власти» (Фото: photobank.ch, Shutterstock)ПЕН-клуб выступает в защиту свободы печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН-клуб считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительства, органов управления и политических институтов. Поскольку свобода предполагает добровольную сдержанность, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против таких негативных аспектов свободной печати, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация, искажение фактов или тенденциозно бесчестная их интерпретация ради политических, групповых и личных целей». Сам же праздник — Всемирный день писателя — сегодня отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвертой власти». Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.
Международный день зубного врача
Ежегодно 6 марта во многих странах отмечается профессиональный праздник стоматологов — Международный день зубного врача (International Dentist Day) или День дантиста (Dentist’s Day). Стоматология — одна из из древнейших отраслей медицины. И как бы мы не относились к зубным врачам, но без посещения кабинета данного специалиста сегодня в деле поддержания здоровья, увы, не обойтись. Только малой части человечества удается избежать проблем больных зубов, больных десен, неправильного прикуса. Основную же часть населения Земли хотя бы один раз в жизни постигла участь посидеть в кресле зубного врача. К счастью, наука и технология развиваются с такой стремительной скоростью, что за последние несколько десятков лет поход к стоматологу становится все меньше и меньше похожим на средневековую экзекуцию. Выбору даты сегодняшнего праздника послужило одно из выдающихся изобретений в зубном деле. В 1790 году Джоном Гринвудом (John Greenwood), зубным врачом из Вашингтона и личным зубным врачом Джорджа Вашингтона, был изобретен стоматологический бор. Первый стоматологический бор представлял собой увесистую бормашину с ножным приводом, что не помешало Гринвуду изготовить для Вашингтона четыре съемных зубных протеза. Интересно, что в качестве ножного привода бора Гринвуд приспособил колесо прялки, которой пользовалась его мать. И только спустя век с лишним, в 1907 году, появилась электрическая бормашина. Геррит ван Хонтхорст "Зубной врач" Среди других «зубных» нововведений — изобретение тюбика для зубной пасты доктором Вашингтоном Шеффилдом, выпуск первой в мире зубной щетки с искусственным синтетическим нейлоновым волокном вместо натуральной щетины. Международный день зубного врача изначально отмечался только в США, имея статус национального профессионального праздника. Но с годами традиция поздравлять дантистов в этот день перекинулась далеко за пределы Северной Америки. Одной из первых стран-последовательниц стала Индия. Сегодня непременными мероприятиями в этот день считаются лекции и просветительская работа о необходимости регулярного и тщательного ухода за зубами. Особенное внимание уделяется профилактике детского кариеса. Как известно, 9 февраля отмечается Международный день стоматолога, который традиционно совпадает с днем памяти святой Аполлонии.