‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Новый год в Швеции
Новый год в Швеции празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января очень весело и шумно. Шведы выходят на улицы, поют песни, свистят в свистки и дудки, запускают фейерверки. Они верят, что громкие звуки и веселье отпугивают злых духов, магов и ведьм. В Стокгольме центр новогодних гуляний – парк и музей под открытым небом Скансен, где устраивается масштабная праздничная программа, традиционное чтение стихотворения Альфреда Теннисона «Новогодние часы» («Ring Out Wild Bells»), которое является национальным символом. С 1977 года встреча Нового года в музее Скансен транслируется по шведскому телевидению. Главная новогодняя елка столицы, поражающая своими размерами и убранством, располагается на набережной Шеппсбурн неподалеку от королевского замка. Среди шведских новогодних традиций – в канун Нового года шведы не берут и не дают деньги в долг; в новогоднюю ночь принято одевать красивую яркую одежду, а на стол стелить новую праздничную скатерть. На праздничном столе присутствуют блюда из свинины, маринованная селедка, домашние колбасы, печеночный паштет, запеченный картофель, имбирное печенье. Среди напитков популярно шампанское и глегг – горячее вино с пряностями. По древнему обычаю шведы в полночь бьют посуду о двери домов соседей или друзей. Если она разбивается на мелкие осколки, это знаменует благополучие и удачу.
Новый год в Эквадоре
Одним из наиболее уникальных праздников в Эквадоре является Новый год. В дополнение к праздничной атмосфере, вместе с семьей и друзьями, в ночь с 31 декабря на 1 января принято делать из разной ветоши кукол размером с человеческий рост. Этих кукол делают из бумаги, опилок, и одевают старую одежду. Причем куклы, как правило, дают представление об уходящем годе – к ним прикрепляют портреты политических деятелей, различные символы года, символы, связанные с прошедшими событиями. Ровно в двенадцать ночи куклы сжигаются на костре. Но перед этим их проносят по улицам через весь город. Но на этом традиция с куклами не заканчивается. Мужчины одеваются в черные женские махровые одежды и в шутку начинают ходить по домам или улицам, плача и прося милостыню на похороны для куклы – изображают вдов. Также популярны прочтения «завещания» кукол – они включают критику за прошедший год, а также надежды, возлагаемые на будущее. Эти завещания написаны проникновенно, с большим талантом.
Новый год в Эстонии
Праздники в Эстонии любят, справляют их весело и шумно. Самое замечательное, что Новый год здесь можно отмечать четыре раза. Русские, живущие в Эстонии, встречают его вместе с Россией (за час до эстонского), затем все вместе по эстонскому времени, потом по старому стилю с 13 на 14 января и восточный – в феврале. В преддверии Нового года в Эстонии наблюдается торговый бум. Праздник этот не может оставить никого равнодушным, а, следовательно, празднуется широко. Красота Таллина, столицы страны, в эти дни кажется волшебной в сиянии множества разноцветных огней, украшающих город. Сверкают новогодние елочки, а в окнах каждого дома таинственно мерцают свечи. Отличительной чертой этого праздника является изобилие яств на столе. Традиционный напиток – шампанское. Как правило, им наполняют бокалы под бой часов в последние секунды уходящего года. Новый год встречается в шумной компании с обильными угощениями и спиртными напитками на столе, и красочными фейерверками на улицах города. Почти все ночные клубы и крупные отели предлагают в новогоднюю ночь интересные программы. После наступления 24 часов на улице слышен грохот петард, и небо покрыто радужными всплесками салютов. Празднество длиться большую часть ночи, а иногда и до самого утра. Новый год хоть и не является исконно эстонским праздником, но прижился в Эстонии и признан официальным выходным днем.
Новый год на Ямайке
1 января на Ямайке, как и в большинстве стран мира, отмечается Новый год. «На Ямайке нет проблем» – этой фразой выражается основной, жизненный принцип островитян. Особенно этот принцип актуален в Новогоднюю ночь, которая проходит радостно и весело. А разве может проходить иначе празднование на земле роскошной природы, чистейших пляжей, невероятных водопадов и романтических приключений?! Жители и гости Ямайки постоянно что-то напевают, пританцовывают, насвистывают, одним словом, живут в ритме регги. Да и сами эти жизнеутверждающие ритмы пульсируют в жилах Ямайки, доносятся до слуха прямо из ниоткуда, создают в душе ощущение безудержного веселья и праздника!
Новый год в Японии
Новый год (О-сёгацу) в Японии – самый любимый и красочный праздник, а новогодние каникулы (с 28 декабря по 4 января) являются днями отдыха для всех. В этот период замирает почти вся деловая жизнь в стране. Раньше О-сёгацу отмечали по лунному календарю, но с конца 19 века японцы перешли на празднование по общепринятому григорианскому. С Новым годом связано много разнообразных обрядов, игр и церемоний. Подготовка к празднику начинается задолго до его наступления. Проводятся новогодние ярмарки, на которых можно купить все – от сувениров и одежды до ритуальных предметов. Хамаими – затупленные стрелы с белым оперением, которые оберегают дом от бед и злых сил. Такарабунэ – кораблики с рисом и другими «сокровищами», на которых восседают семь богов удачи. Большим спросом пользуется талисман на счастье – кумадэ (дословный перевод – «медвежья лапа»). Он похож на сделанные из бамбука грабли. Считается, что ими очень удобно «загребать» счастье. При каждой покупке посетители магазинов получают в подарок традиционную фигурку животного, под знаком которого пройдет новый год. Одной из самых ярких деталей убранства японского жилища перед Новым годом является кадомацу («сосна у входа»). Кадомацу – приветствие Божеству новогоднего праздника – обычно делается из сосны, бамбука, сплетенной из рисовой соломы веревки (симэнава), украшенной ветками папоротника, мандаринами, а иногда – пучком водорослей и сушеной креветкой. Каждая из деталей этого украшения имеет свою символику. Кадомацу и в наши дни – полностью ручная работа. С давних пор существовал обычай украшать дом букетами из ивовых или бамбуковых веток с подвешенными на них Моти в форме цветов, рыб, фруктов. Эти украшения, называемые мотибана, раскрашиваются в желтый, зеленый или розовый цвета, устанавливаются на видном месте или свешиваются с потолка у входа, чтобы божество Нового года – тосигами, «входя в дом», тут же вспоминало о своей «обязанности» позаботиться о гостеприимных хозяевах в наступающем году. О приходе Нового года в полночь с 31 декабря на 1 января вот уже более тысячи лет возвещают 108 ударов колоколов, доносящихся в полночь из буддийских храмов. Согласно буддийским верованиям, человека обременяют 108 пагубных страстей. И каждый удар колокола в новогоднюю ночь прогоняет одну из этих напастей. Когда пробьет последний удар – люди выходят на улицу, чтобы встретить новый год с первыми лучами солнца. Многие верят, что именно в эти минуты в Японию приплывают на своем волшебном корабле семь богов счастья. Каждый бог, которых японцы называют с вежливой приставкой -сама, символизирует одно из хороших качеств: • Дайкоку-сама – удачливость, • Эбису-сама – искренность, • Бэнтон-сама – дружелюбие, • Бисямон-тэн-сама – достоинство, • Дзюродзин-сама – долголетие, • Хотэй-сама – великодушие, • Фукурокудзю-сама – благожелательность. Особое значение имеет и семейная новогодняя трапеза, которая начинается вечером 31 декабря (омисока-но ёру). Она проходит тихо и чинно, без шумных бесед и застольных песен. Ничто не должно отвлекать от мыслей о том, что ждет каждого в наступающем году. Утро первого дня нового года начинается для каждого японца с чтения поздравлений (нeнгадзе) и кропотливой проверки соответствия списка отправленных открыток и списка полученных. Если, не дай Бог, они не совпадают, то тут же отправляются недостающие поздравления, которые будут доставлены адресату в ближайшие дни. Во второй половине дня японцы отправляются наносить визиты родственникам и знакомым, а также всем, кто был рядом в прошедшем году. Иногда эти посещения ограничиваются тем, что пришедшие оставляют визитные карточки на специально выставленном подносе.
День памяти святого мученика Вонифатия
Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284—305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим. В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?». Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу. В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения. Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа. Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых. Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей — пьянства и распутства.
День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского
1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха. Всю свою жизнь провел Илия в походах, а в конце жизни принял монашеский постриг и затворился в Киево-Печерской лавре. Он скончался в 1188 году. Здесь и покоятся его святые мощи. О преподобном Илии известно также, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец 17 - 19 века) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. Кстати, именно этого святого народное предание отождествило со знаменитым былинным богатырем Ильей Муромцем. А в некоторых воинских частях России построены часовни во имя преподобного Илии Муромца.
Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире)
Всемирный день мира (World Day of Peace) — это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии. 8 декабря 1967 года римский папа Павел VI провозгласил Всемирный день мира. У католиков этот праздник называется День всемирных молитв о мире. В течение нескольких лет его отмечали в первый день каждого нового года. 17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирный день мира официальным праздником, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир на Земле. Общим лозунгом Всемирного дня мира стали слова: «Прости, и ты обретешь мир». Борьба с бедностью и насилием, построение мира на Земле, ослабление напряженности в международных и межгосударственных отношениях, права человека и права женщин, экономическое развитие — вот некоторые темы ежегодных предпраздничных посланий понтификов к верующим. Всемирный день мира является выходным днем в Ватикане; в Бразилии отмечается как Всемирный день братства. Напомним, что ежегодно 21 сентября по инициативе ООН отмечается Международный день мира.
Праздник Марии — Царицы мира (Торжество Пресвятой Богородицы)
1 января католическая церковь отмечает праздник, посвященный Деве Марии — Торжество Пресвятой Богородицы (лат. In Sollemnitate Sanctae Dei Genetricis Mariae) или Праздник Марии — Царицы мира. Он завершает собой Октаву Рождества и входит в число праздников, когда посещение мессы обязательно. И известен еще с 4 века. Мария, мать Иисуса Христа, в христианской традиции — Богородица (Матерь Божья), и величайшая из христианских святых. Предлагалась различная этимология имени «Мария» (евр. Мариам): «прекрасная», «горькая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте. В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как естественное условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой, как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской), не было удостоено никакое другое тварное существо. Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не применимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог. С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В теологической доктрине романо-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству. В 1950 году Папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу...». Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двоякой традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.
День Ильи Муромца (авеги Перуна)
Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (известно, что многие местные финно-угры до сих пор придерживаются веры предков, а соседи их — луговые марийцы — никогда не были христианами, сохранили жречество). За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя — искаженное финское Ильмаринен. Ильмаринен — это финский Перун, бог воин и кузнец, кователь. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Белогорья-Кавказа — карачаевцы. За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в 12 веке, почитался и славянами и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами — Ильмаринена, славянами ведической веры — Перуна, либо Ильма, христианами — пророка Ильи). В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Рожденному в этот день вверяли люди вести суд честной и справедливый. "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот)". В этот день гадают: очищают 12 луковиц от верхних чешуек, насыпают на каждую луковицу по кучке соли и кладут их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Как влажнела соль или нет, тот месяц будет влажный, дождливый или сухой. В этот день русская православная церковь также поминает святого Илью Муромца, мощи которого покоятся в катакомбах Киево-Печерской лавры. По свидетельству Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в 17 веке, Илья Муромец жил за 450 лет до него, то есть в 12 веке.
День памяти святого Игнатия Богоносца — Куриное Рождество
2 января Православная церковь чтит память Священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, жившего в 1-2 веках и бывшего учеником Иоанна Богослова. В этот день в сербских семьях рано утром встает хозяйка, собирает вокруг себя кур и другую живность и дает им остатки еды, приготовленные в День святой Варвары. Первый гость, приходящий в дом, объявляется "куриным помазанником". Его сажают на подушку, чтобы тот нес яйца. Затем ему дают тыкву, которую гость разбивает так, чтобы ее семена разлетелись во все стороны, чтобы и цыплята рождались в большом количестве. Затем гостя поят горячей ракией и угощают закуской, а он все это время должен сидеть смирно, чтобы и куры сидели также смирно и несли яйца. Если в течение года куры будут хорошо нестись, того же гостя позовут и на следующий год. Также в этот день все члены семьи бросают в огонь по полену и ветке на счастье и удачу в жизни. Иногда те ветки засовывают под крышу дома и держат там до Рождества, а иногда до тех пор, пока курицы не начнут нестись. Считается, что если на святого Игнатия идет снег или дождь, то год будет урожайным.
День святого Бертольда (День города Берна) в Швейцарии
День после новогоднего праздника в Швейцарии — это День святого Бертольда (Berchtoldstag), который отмечается в честь основания столицы страны, города Берна (Berne). Берн был основан в 1191 году по приказу герцога Бертольда Пятого Церингерского (Berchtold V), правителя Бургундии. Город был заложен на берегу реки Ааре для того, чтобы защитить западную границу владений герцога. Бертольд объявил всем, что новое поселение получит имя первого животного, которого он подстрелит. Поразительно, но столица Швейцарии запросто могла бы сейчас носить имя перепелки или косули. Однако, герцог убил медведя. Город получил имя Берн от немецкого ber — медведь. Медведь вскоре стал неизменным изображением на гербах и символом города, а местных жителей постоянно сравнивали с медведями: мол, эти бернцы такие же увальни, как и их символ. Однако, сами бернцы полагают, что это от зависти: когда-то их кантон был самым большим и сильным в конфедерации. Неизменный символ Берна (Фото: pinggr, Shutterstock) Несмотря на то, что праздник (который, кстати, ведет свою историю с 14 века) установлен в честь основания столицы страны, этот день является официальным выходным во многих кантонах Швейцарии, к которому приурочено проведение различных торжественных и развлекательных мероприятий — это концерты, парады, народные гуляния... В последние годы этот праздник все больше становится детским — дети собираются и играют в различные подвижные игры, а также достают для игр желуди и орехи, собранные осенью и сохраненные для этого дня.
День памяти святого Иоанна Кронштадтского
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых, в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского - Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. Молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 10—15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым». Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. 10 декабря (по новому стилю - 23 декабря) 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря (2 января по новому стилю) тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге. Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.
День научной фантастики
2 января отмечается День научной фантастики (Science Fiction Day). Среди любителей различных литературных жанров немало поклонников научной фантастики, которых объединила любовь к этому направлению в литературе, кино и других видах искусства. Всевозможные форумы, выставки, литературные конференции собирают писателей и читателей, сценаристов и просто поклонников жанра научной фантастики в разных странах. У каждого из них есть определённые предпочтения, связанные с направлениями, существующими внутри самого жанра. А ведь таких направлений выработано очень много. Каждое из них, основано на определённых допущениях (вымыслах, фантазии, воображении) в области науки и техники и их влиянии на окружающий мир и человека. Каждое несёт в себе определённые жанровые черты: «твёрдая» научная фантастика, социальная фантастика, хронофантастика, альтернативно-историческая фантастика, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, космическая опера или планетарная фантастика, киберпанк и другие. На различных форумах и конференциях, объединяющих любителей научной фантастики, неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы организовать День научной фантастики. Спор продолжается и по настоящее время, однако в США уже с 2012 года такой неофициальный праздник существует и проводится. В качестве даты был выбран день рождения одного из выдающихся писателей-фантастов 20 века Айзека Азимова – 2 января. Многие любители жанра поддержали инициативу и присоединились к празднованию, кто-то продолжает оспаривать выбор даты. Однако, факт остаётся фактом – праздник есть, и его появление не случайно. Он появился благодаря именам таких выдающихся писателей, как: Ж.Верн, Г.Уэллс, А.Азимов, С.Лем, Р.Брэдбери, Р.Хайнлайн, А.Кларк, А.Беляев, И.Ефремов, К.Булычёв, братья Стругацкие, Дж.Оруэлл, Ф.К. Дик и многим другим. Перечисление произведений этих и других авторов, творивших и продолжающих творить в жанре научной фантастики, заняло бы не одну страницу. Однако к заслугам писателей-фантастов смело можно отнести то, что многие идеи, изложенные в их произведениях, рано или поздно становились реальностью. Многие критики и писатели называют идеи фантастов пророческим видением сокрытого завесой неизвестности будущего, попыткой умозрительного воссоздания вариантов развития человечества. Именно эта неизвестность и выход за рамки уже познанного привлекали и продолжают привлекать умы писателей и читателей научной фантастики. Сегодняшний мир стал таковым, что чтение перестало быть массовым хобби, однако произведения писателей-фантастов, заложенные в них идеи и интригующий сюжет, позволяют перенести их на экраны, воплотив в кинематографе. Для многих вход в мир научной фантастики начался именно так. В любом случае, День научной фантастики – это хорошая возможность взять в руки новое произведение или уже прочитанное и погрузиться в мир, многое из которого в скором будущем может обратиться в реальность. А это уже заставляет задуматься над проблемами настоящего.
День памяти борцов Освободительной войны в Эстонии
Каждый год 3 января в Эстонии отмечается как День памяти борцов Освободительной войны. Война за освобождение и независимость государства велась эстонским народом против Советской России с 28 ноября 1918 по 3 января 1920 года. 28 ноября Красная армия в составе двух дивизий перешла границу Эстонии. Численность армии составляла около 12 тысяч человек. Красная армия прошла крупнейшие эстонские города Тарту и Нарва. В начале 1919 года армия уже располагалась в 40 километрах от Таллина. К концу 1919 года численность эстонской армии составляла уже 85 тысяч человек. Тогда и было предложено перемирие, с которым согласились советские власти. Перемирие началось 3 января 1920 года в 10.30 утра. После этого, 2 февраля 1920 года был заключен Тартуский договор о перемирии, согласно которому Россия отказалась от каких-либо претензий к Эстонскому государству. Надо также отметить, что в этой войне эстонские войска были вынуждены держать два фронта, сражаясь не только с Советской Россией, но и с немцами — войсками Ландесвера, состоявшего из родившихся в Балтии немцев и бывших солдат и офицеров уже капитулировавшей в Первой мировой войне германской армии. Их целью было восстановление немецкого контроля в регионе и создание на территории Латвии и Эстонии зависимого от Германии Балтийского герцогства. Однако, этим плана не суждено было сбыться — 23 июня 1919 года эстонская и латышская армии разгромили войска Ландесвера в сражении у города Вынну (ныне — Цесис в Латвии). Монумент победы в Освободительной войне, Таллин (Фото: Andrei Nekrassov, Shutterstock)В общей сложности в этой Освободительной войне погибли более шести тысяч эстонских солдат. Ежегодно 3 января по всей стране вспоминают героев, отдавших свои жизни за независимость Родины. В Таллине поминальная церемония проходит у Монумента победы в Освободительной войне, в которой традиционно принимают участие представители власти и общественности, высшие военные чины и священнослужители. 2 февраля в Эстонии отмечается День заключения Тартуского договора.
День памяти Святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца
3 января Русская Православная церковь чтит память Святителя Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Он первым из русских митрополитов жил в Москве, а не во Владимире или Киеве. Еще при жизни святителя, благодаря его выдающейся церковно-государственной деятельности, современники ставили его в один ряд со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. А после смерти митрополита Петра, о нем постоянно упоминают русские летописи, поскольку ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба, где к тому же еще и нарекались и избирались русские Первосвятители. Святитель Петр родился во второй половине 13 века на Волыни, в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына Евпраксии во сне Господь открыл благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет Петр поступил в монастырь, где ревностно исполнял все монастырские послушания. Много времени он уделял также изучению Священного Писания и иконописанию. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После достижения священства, он, по благословению своего наставника, ушел из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Ратс, где так прославился подвигами благочестия, что известность о нем пошла по всей Волыни, и к нему потянулись люди. Для приходивших иноков здесь был выстроен храм во Имя Спаса, и основан монастырь, названный Новодворским. Игуменом был избран святитель Петр, который кротко наставлял духовных чад и никогда не гневался на провинившегося инока. Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, которому игумен Петр преподнес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы. Перед этим образом святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. А после его смерти в 1308 году именно Петр был посвящен в митрополиты всея России. Сначала он поселился в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его вскоре переехать во Владимире на Клязьме. В первые годы управления Русской митрополией святителю Петру пришлось нелегко. Русь, страдавшая от татаро-монгольского ига, была разрываема и внутренними войнами. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Он призывал враждовавших князей к миролюбию и единству, а во время постоянных объездов епархий неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где его приняли с честью. Там он получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита. Именно святитель Петр, по просьбе великого князя Иоанна Калиты, в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело очень важное значение для всей Русской земли. Также по его совету и благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Скончался святитель Петр, митрополит Московский и всея России 21 декабря (по старому стилю) 1326 года в Москве и был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам себе приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам святителя еще при его жизни, но и после смерти угодника Божия многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание святителя Петра началось со дня его преставления и быстро утверждалось и распространялось по всей Руси, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества. А в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. Также при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители. В 1472 году, при перестройке Успенского собора, были обретены нетленные мощи святителя, а в 1479 году совершалось второе перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа (18 октября и 6 сентября по новому стилю). А день его кончины Русская Православная церковь отмечает по новому стилю 3 января.
День рождения соломинки для коктейлей
3 января в мире отмечается необычный праздник — эта дата считается Днем рождения соломинки для коктейлей (Drinking Straw Day). Соломинка — приспособление в виде трубочки, предназначенное для втягивания любых напитков в рот, с целью последующего проглатывания. Изначально, соломинка для питья коктейлей изготавливалась из соломы, содержащей пустотелые стебли злаковых — ржаные трубочки, от чего и возникло название этого «приспособления». Согласно легенде, первую искусственную соломинку для коктейля изобрел американский предприниматель Марвин Стоун (Marvin Stone), владелец фабрики по производству бумажных сигаретных мундштуков. Как гласит история, однажды он сидел в грустных раздумьях о состоянии своего бизнеса, поскольку дела на фабрике шли плохо, попивая коктейль через ржаную соломинку. Некоторые ее волокна расщепились и во время очередного втягивания жидкости завязли у Марвина на зубах. А надо сказать, что это постоянно его раздражало. Тогда он, взяв полоску бумаги и намазав ее край по всей длине клеем, намотал спиралью на карандаш, а затем снял полученную трубочку. И у него получилась соломинка, через которую пить коктейль стало намного удобнее. Правда пить приходилось очень быстро, так как бумага в первые же несколько секунд намокала и переставала держать форму. Стоун решил доработать свое изобретение и через несколько дней нашел решение, когда ему на глаза попалась почтовая марка (почтовые марки в США в то время изготавливались из манильской бумаги, в состав сырья которой входила манильская пенька, отчего бумага обладала очень высокой прочностью). Именно из этой бумаги Стоун и начал изготавливать соломинки. Причем он взял за основу такой диаметр, чтобы во время питья нельзя было «втянуть» косточку от лимона… Дизайнеры также не обошли соломинку вниманием (Фото: exopixel, Shutterstock)3 января 1888 года Марвин Стоун запатентовал свое изобретение — соломинку — он получил в Вашингтонском патентном бюро документы на изобретение бумажной соломки для питья коктейлей и прочих жидкостей за № 375962. А уже в 1890 году их изготовление стало его основным бизнесом, причем в первое время соломинки для коктейлей делали вручную. Только в 1906 году был изобретен автомат для изготовления бумажных соломинок. Следующий этап эволюции соломинок произошел в середине 1930-х годов, когда риэлтер Джозеф Фридман (Joseph B. Friedman) продолжил развитие конструкции, введя в соломинку гофрированный участок, позволяющий изгибать ее для большего удобства использования. На что он получил патент США 28 сентября 1937 года. Как ни странно, но никого из производителей соломинок его идея не заинтересовала. Тогда, после неудачной попытки продать свое изобретение, Фридман решил делать их самостоятельно. Он разработал несколько технологий, позволяющих массово производить данный тип соломинок, и смог продвинуть товар на рынок. В 1939 году Фридман основал корпорацию «Flexible Straw Corporation» по изготовлению «гибких соломинок» и начал массовый выпуск своего изобретения. Спустя 10 лет этот бизнес сделал Фридмана миллионером. Одними из первых, помимо баров и ресторанов, оценили новинку больницы и госпитали — лежачих больных теперь можно было поить, не проливая жидкость и не используя стеклянные трубки, которые требовали стерилизации и часто разбивались. Гибкие же соломинки с тех пор остались почти неизменными. Сегодня применение соломинок имеет широкий диапазонНаконец, последний этап эволюции соломинок произошел во второй половине 20 века, когда Отто Дайфенбах (Otto Dieffenbach, владелец небольшого магазинчика швейных машин в Балтиморе) изобрел целлофановую соломинку для коктейлей. И хотя, как и в ситуации с Фридманом, изобретателю самому пришлось находить пути продвижения своего изобретения на рынок, но его труды были вознаграждены. Он сам придумал станок для изготовления таких соломинок, создал свой доходный бизнес и достиг процветания. Сегодня соломинки хоть и стали довольно обыденным предметом в нашей жизни, но и их не обошли своим вниманием дизайнеры — они имеют разный размер, форму, цвет, украшения... Причем используются соломинки не только для питья различных алкогольных и безалкогольных напитков, еще их очень любят использовать творческие люди для создания различных украшений, поделок и композиций.
День банковских и финансовых работников в Беларуси
В первое воскресенье января в Белоруссии отмечается профессиональный праздник — День банковских и финансовых работников. Он установлен Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка. При этом функционировать Белорусская контора госбанка начала 3 января 1922 года. С этой январской даты и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. А профессиональный праздник банковских и финансовых работников Республики отмечается в первое воскресенье января. В 1923—1925 годах в стране начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк. В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк, конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР. Одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году. Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80—90-х годов были созданы на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк, Народный Банк, BelSwissBank и другие.
Национальный день спагетти в США
4 января в США отмечается Национальный день спагетти (National Spaghetti Day). Спагетти – это вид макаронных изделий с круглым сечением, тонкая и длинная нитеобразная круглая лапша. Первые исторические ссылки про вареную лапшу найдены в Иерусалимском Талмуде. По данным сведениям, арабы изобрели это блюдо несколько тысяч лет назад. В соответствии с записью в Талмуде, макаронные изделия начали применяться в пищу по крайней мере с 5-го века! Сегодня мы связываем макароны с итальянцами, которые придумали самые разнообразные формы макаронных изделий и сделали их неотъемлемой частью кулинарных традиций страны – фарфалле, ракушки, ротини, пенне, тортеллини, и, конечно, спагетти. Спагетти являются самыми любимыми макаронными изделиями и в Америке. В 2000 году 1,3 миллиона фунтов спагетти были проданы в американских продуктовых магазинах. Если все проданные спагетти выстроить в одну линию, они бы опоясали Землю девять раз! Спагетти традиционно подаются с томатным соусом и сыром пармезан, но не только. Среди популярных рецептов встречается мясо, чеснок, масло, перец, пряные травы и много других компонентов. Есть даже сладкие соусы с шоколадом и ванилью. В честь Национального дня спагетти в США, побалуйте себя и семью вкусными спагетти по-американски на ужин. Спагетти являются самыми любимыми макаронными изделиями и в Америке (Фото: delusi, Shutterstock) Вам потребуется: • фарш мясной – 300 г; • спагетти из твердых сортов пшеницы – 200 г; • лук репчатый – 2 шт.; • чеснок – пара зубчиков; • укроп, петрушка и другие любимые приправы; • сливочное масло – 50 г; • томатный сок – 1 стакан; • черный молотый перец, соль, лавровый лист; • твердый сыр – 30 г. Фарш солим, перчим, добавляем мелко порубленный лук, чеснок и зелень укропа, хорошенько вымешиваем, выбиваем и формируем маленькие фрикадельки. В кастрюлю наливаем 2 стакана воды, доводим до кипения, бросаем фрикадельки. Варим фрикадельки на медленном огне, снимая пену. Обжариваем в растительном масле лук и чеснок, заливаем томатным соком и тушим несколько минут. Добавляем травки-приправки. Заливаем нашу поджарку в кастрюлю к фрикаделькам, добавляем лавровый лист, соль и перец по вкусу, тушим все вместе 5 минут. В кипящую подсоленную воду кладем спагетти, варим их по инструкции на упаковке, следя за тем, чтобы они были упругими и не разваренными. Сливаем воду, добавляем кусочек сливочного масла и перемешиваем. Подаем спагетти с фрикадельками и томатным соусом, в котором они тушились, посыпав тертым сыром и зеленью петрушки. Кликните по ссылке - и вы познакомитесь с подробным рецептом спагетти по-американски и узнаете пищевую ценность блюда! Приятного аппетита!
День памяти святой Анастасии
Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Ее мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время томилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Оставшись вдовой, она употребила наследство на милосердные цели. После того, как святого Хрисогона казнили по решению императора Диоклитиана, святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности — поэтому Анастасию и называют Узорешительницей. Когда стало известно, что Анастасия — христианка, император Диоклитиан приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...». Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией (молодой вдовой-христианкой из Македонии, которая помогала ей в благочестивых трудах) продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее. Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками. Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святая Анастасия крестила их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещенных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг в 304 году святая Анастасия Узорешительница. Тело святой осталось невредимым — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.
Новогодних каникул с радостным нетерпением ожидают дети и взрослые. Длительные зимние каникулы дают возможность отдохнуть от суеты рабочих будней, уделить внимание близким людям, отправиться в путешествие, поездку. Продолжительность январского отдыха меняется ежегодно: она зависит от дней недели, на которые выпадают праздники в январе 2021.
В январе 2021 года будет 31 календарный день, 13 рабочих дней, 18 выходных и праздничных. Официальные январские праздники 2021 – это Новый Год, Рождество Христово. А выходные будут переноситься дважды.
Эта информация поможет заблаговременно составить трудовой график, грамотно распланировать личное время.
Календарь нашего информационного портала расскажет вам о государственных, официальных праздничных днях, о празднествах православных, народных, международных, профессиональных, необычных. С нами вы не пропустите ни одного знакового события, интересной даты!