‹ | › | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Категория
Страна
Религия
Богоявление во Франции
Богоявление — один из самых трогательных праздников, когда, по евангельскому преданию, три восточных царя-волхва принесли подарки новорожденному Христу. В этот день принято делать пожертвования и собираться за семейным столом. Во Франции главным блюдом праздничного стола становится миндальный торт «Галет де Руа» (Galette des Rois), украшенный золотой бумажной короной, а маленькая игрушечная корона (или другая фарфоровая фигурка) спрятана внутри. Тот, кому она попадается, становится Королем или Королевой этого дня. Пирог разрезают на несколько частей. Обычно на столько, сколько людей сидит за столом, плюс еще один. Этот дополнительный кусочек называется «божьим» или «куском бедняка». Раньше такие кусочки отдавали нищим. Самый младший из детей прячется под стол, и у него спрашивают: «Чья это часть?». Тот, кому достался ломоть с фигуркой, объявляется королем. Он торжественно выпивает стакан вина, а все присутствующие хлопают в ладоши и хором приговаривают: «Король пьет! Король пьет!».
Богоявление в Хорватии
6 января в Хорватии отмечается день Богоявления или Праздник трех королей. Три святых короля — святые волхвы Бальтазар, Мельхиор и Каспар, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу. Согласно Евангелию от Матфея, они пришли с востока в Иерусалим, поскольку видели звезду Иисуса. В Иерусалиме их принял царь Ирод, который хотел узнать от них место рождения Иисуса, чтобы убить его. Найдя Иисуса, волхвы подарили ему ладан (как Богу), золото (как Царю) и мирру (как человеку). Затем Бог наказал им не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путем. Три волхва — представители языческих народов, которых Бог позвал в свое царство, явив им рождение Спасителя. После смерти останки трех волхвов были перенесены в Царьград, после того как их нашла мать Константина I Великого святая Елена, оттуда — в Милан и, наконец, в Кельн, где и находятся по сей день. День их памяти — 6 января, один из крупнейших католических праздников — Богоявление. Во многих католических странах является выходным днем, в том числе и в Хорватии.
Богоявление в Чехии
6 января в Чехии отмечается день Богоявления или Праздник трех королей. Содержанием праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам, в костелах совершаются благодарственные молебны. В Праздник трех королей принято также заниматься благотворительностью. Группы детей в костюмах трех королей, пришедших поклониться новорожденному Иисусу, сопровождаемые взрослыми, обходят чешские дома, поют рождественские колядки и собирают средства в помощь нуждающимся. Впервые сбор пожертвований «Трех королей» был организован в моравском городе Оломоуц, а с 2001 года сбор пожертвований в первые дни января стал традиционным по всей республике. Также 6 января — последний день зимних святок, что в католических странах, в том числе и Чехии, означает начало масленицы (по-чешски «масопуст»), которая достигает своей кульминации в последние три дня перед Великим Постом — в «жирные» воскресенье, понедельник и вторник. По своей сути это народный языческий праздник проводов зимы и встречи весны, его содержание не связано с христианской религией, хотя сроки и продолжительность масленицы определяются по церковному календарю.
Богоявление в Эстонии
Праздник Богоявления является в Эстонии национальной датой, отмечаемой согласно религиозному календарю. В этот день обязательным является вывешивание государственного флага-триколора. Изначально 6 января отмечался как день рождения Христа. По легенде, его нашли три волхва, а путь им указывала звезда. После того, как день рождения Христа был перенесен на католическое Рождество, то 6 января стали отмечать День трех королей. По сей день во многих европейских странах, в том числе и в Эстонии, День трех королей считается завершением рождественских празднеств.
День марунов на Ямайке
6 января на Ямайке отмечается День марунов. Этот праздник приурочен к дню рождения капитана Куджое (Captain Cudjoe), который был маруном (маруны — мaroons — борцы за свободу, отражавшие нападения Британских колониальных войск). Куджое одержал победу над английской армией. После этого, при его посредничестве, в 1738 году был заключен мирный договор с Британией. Этот договор гарантировал свободу рабам и значительные земельные владения. Сегодня в этот день потомки бывших рабов воздают должное марунам. Жители Ямайки не забывают, что благодаря марунам многие из их предков были освобождены и смогли скрыться на Ямайке. В честь праздника проводятся фестивали, неотъемлемыми атрибутами которых являются традиционные танцы, пение и обряды. Некоторые жители острова называют этот праздник «марунским рождеством».
Рождественский сочельник у восточных христиан
Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим. Сочельник — навечерие Рождества Христова, заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать. Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными. С наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
Богоявление у западных христиан
Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древнее название данного праздника — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания). В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине 2 века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции) и с Крещением Иисуса в Иордане. В 4 веке празднование Рождества католической церковью было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января. В дальнейшем смысл праздника в православии и католицизме приобрел разное значение. Так, в православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, а в католицизме — с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Крещение же празднуется в воскресенье после Богоявления. И в настоящее время у католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра. Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день Богоявления в церквях совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры — «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
Богоявление у лютеран
6 Января
34Праздник Богоявления отмечается лютеранами 6 января. В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине 2 века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым, а в 4 веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря. За праздником же Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января. Центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра.
Рождество Христово в России
В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова, который является праздничным нерабочим днём. Как известно, русская православная церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый Григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире. Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать ёлки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звёзды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звёзды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов. Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, всё больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, соблюдают предшествующий ему сорокадневный Рождественский пост и приходят в храмы, чтобы присутствовать на всенощном бдении в честь Праздника Рождества Христова. Так, главная рождественская служба в храме Христа Спасителя в Москве в последние годы собирает более 5 тысяч человек ежегодно. Главное богослужение страны возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Рождество Христово на Украине
7 января православные Украины отмечают праздник Рождества Христова. Вообще праздники рождественского цикла начинаются на Украине 2 января, в день Игната. Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, — кульминация праздника — Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января). По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать. Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать. Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать. Главным кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения, кутья должна стоять на самом почетном месте в доме. После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе. Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как можно «проспать» все счастье. Тем не менее, даже при большом желании заснуть просто невозможно — церковные колокола, ватаги колядовщиков создают торжественно-праздничную гамму звуков. Обряд колядования довольно давний — он пришел из дохристианских времен, когда наши предки почитали Солнце праздником Коляды. Больше всего среди колядовщиков встречалось детей, и это понятно. Колядовать и заходить первыми в дом хозяина в день Рождества можно лишь мужчинам, которые, в соответствии с обычаем, несут в дом мир и покой. После окончания церковной службы семья снова собирается на праздничный обед, который уже не является постным. После обеда наступает время заслуженного отдыха. В гости можно идти уже после обеда. Состоящие в браке дети, как правило, идут к своим родителям. На вечер гуляния начинаются с новой силой.
Рождество Христово (православное Рождество) в Беларуси
Православное Рождество в Беларуси является государственным праздником. Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, православные верующие отмечают 6 января. Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. По календарю православной конфессии в Беларуси Рождество Христово отмечает более 80% всего верующего населения. Традиционно с дохристианских времен в Беларуси 6-7 января — Первая Коляда — конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния. Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды наложили традиционные христианские представления. Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась в предвестие Нового года, а третья Кутья завершала праздники Коляды. Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например, первый день Коляд ясный — будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет — урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд — летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град — горох будет большой, если снег — будут хорошо роиться пчелы.
Рождество Христово в Абхазии
7 января в Абхазии, как и во всем православном мире, отмечается праздник Рождества Христова. Православное Рождество является в Абхазии государственным праздником и нерабочим днем, большинство населения страны — православные христиане. Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет истинного христианина заранее задуматься о том, как достойно себя подготовить к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых. Поэтому перед этим великим праздником для христиан установлен Рождественский пост, который заканчивается 6 января, в ночь под Рождество. В Рождественскую ночь во многих абхазских православных семьях у окон зажигаются свечи. Эта традиция берет начало с древних времен, когда в ночь Рождества Христова Иосиф и Мария искали приют — место Богоявления. Зажиганием свечей у окон христиане символически зовут и приглашают Богородицу к себе.
Рождество Христово в Албании
Большой процент населения в Албании исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество Христово отмечается в стране 7 января и достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты — елка, подарки, застолья. Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Рождество Христово в Боснии
Рождество Христово — второй по значимости религиозный праздник в стране. Первый и главный — Пасха. А вот среди праздников семейных, Рождество на первом месте. Рождество в Боснии встречают тоже по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы языческие, сохранившиеся со времен почитаемого на Балканах святого Савы, первого Архиепископа Сербского (в русском написании — Савва). Святой Сава когда-то намеренно сохранил народные обычаи (переосмыслив их!), чтобы привлечь к православной вере большее число людей. Рождество Христово (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Неслучайно цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января). За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в Боснии Баднидан. В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка — «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.
Рождество Христово в Казахстане
В ночь с 6 на 7 января казахстанцы вместе со всем православным миром встречают Рождество Христово. В республике этот день давно стал праздником, который отмечается вне зависимости от национальности и вероисповедания. О приходе Рождества всегда возвещает колокольный звон. Как и предшествующий Рождеству Новый год, праздник богат традициями, обычаями, символами. Непременные атрибуты торжества — рождественский венок — символ света, который придет в мир с рождением Христа, колокольчики — они нужны для изгнания злого духа, рождественские свечи — с их помощью изгоняются силы тьмы и холода, а также красочные рождественские открытки. В этот день принято дарить конфеты или какие-нибудь полезные вещи. Девушки по традиции устраивают гадания. Также желательно посетить семьи родных и друзей, где есть маленькие дети. Это их праздник. К сожалению, одна из главных традиций Рождества — веселые колядки — изживает себя. Сегодня колядовщиков можно встретить только в сельской местности Казахстана. В связи с внесением дополнения в Закон «О труде», Православное Рождество объявлено в Казахстане выходным днем.
Рождество Христово в Кыргызстане
7 января более миллиона православных христиан Кыргызстана отмечают Рождество Христово, православное Рождество (Ыйса Пайгамбардын туулган күнү, православия рождествосу). Праздничные рождественские службы проходят во всех храмах республики. В Воскресенском соборе Бишкека по традиции всех верующих поздравляет с Рождеством епископ Бишкекский и Кыргызстанский. За день до праздника, 5 января, заканчиваются Святые дни. В среду и пятницу отменяется пост. Православное Рождество в Кыргызстане всегда отмечалось также, как и в других странах. Вечер накануне Рождества и Крещения в народе называется сочельником — по особому кушанью — сочиву, которое полагалось в эти вечера ставить на стол. Для сочива хорошо разваривались зерна пшеницы или риса и поливались медом или сахарным сиропом. Этим кушаньем заканчивался пост. В рождественский сочельник было принято не есть до появления в небе первой звезды в память о восточной традиции, согласно которой новый день начинается не тогда, когда люди проснулись, и не в полночь, а как только закатилось солнце предшествующего дня. В рождественские дни принято было ходить по домам со звездой и славить Христа — колядовать. Были особые песни-колядки, с которыми молодежь и дети ходили по домам, а за колядки их всюду угощали. Обычно те, кто колядовал, переодевались так, чтобы их не узнали. Время между Рождеством и Крещением называлось Святками, а вечер накануне Рождества — Святым вечером. В эти дни устраивались народные гуляния, катание с гор, катание на лошадях. В православных храмах праздничные службы начинаются уже в Рождественский сочельник литургией Святого Иоанна Златоуста. Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
Рождество Христово в Молдавии
В Молдавии 7 января празднуют Рождество Христово. Это официальный выходной день в стране. Люди ходят друг к другу в гости, навещают родственников и друзей, проводят время за богато накрытыми столами. У детей начинается пора колядок, которые, согласно традиции, приносят в дома мир и благополучие.
Рождество Христово в Сербии
Рождество Христово — второй по значимости религиозный праздник в стране. Первый и главный — Пасха. А вот среди праздников семейных Рождество для сербов на первом месте. Интересно, кстати, что у сербов есть обычай отмечать еще один семейный православный праздник, которого в России никогда не было — так называемую Славу. Слава — это праздник всего рода, приходящийся на конкретный день памяти православного святого — покровителя одного из основателей династии. Рождество сербы встречают тоже по-особому. В обрядности праздника есть даже элементы языческие, сохранившиеся со времен почитаемого на Балканах святого Савы, первого Архиепископа Сербского (в русском написании — Савва). Святой Сава когда-то намеренно сохранил народные обычаи (переосмыслив их!), чтобы привлечь к православной вере большее число людей. Рождество Христово в Сербии (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается — 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января). За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в Сербии Баднидан.
Рождество Христово в Черногории
«Нема дана без очного вида, нити праве Славе без Божића» (Дневной свет не существует, если его не увидеть зрением, так и никакой праздник не сравнится с Рождеством). Сербский поэт Петар Негош Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) — праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно, цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается 27 января, в день святого Саввы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января). За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах — индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей — есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день Туциндан. Рождественский сочельник, 6 января, называется в этих землях Баднидан. В рождественское утро все члены семьи встают рано, умываются ледяной водой (воду для умывания в этот день берут порой из подо льда) и готовятся к первому обряду. Каждый мужчина дома выходит наружу и берет по две ветки от бадняка, затем входит в дом и поздравляет хозяйку с Рождеством: «Дай же, Боже, здоровья и радости в доме, пусть рождаются здоровые дети, пусть родится пшеница и виноград, прибавляется имущество и умножается скот!». На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!». Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января). Вернувшись из церкви, семья усаживается на солому (или садится за стол), выпивает ракии — горячего сливового или фруктового самогона, закусывая сухими фруктами и грецкими орехами и ожидая прихода «положайника», — уважаемого всеми членами семьи человека, который на Рождество и в течение всего года будет приносить в дом удачу. Войдя в дом, положайник берет ветку от бадняка и водит ею по очагу или в печке, стараясь поднять в воздух как можно больше искр, повторяя: «Сколько искр — столько счастья, сколько искр — столько денег, сколько искр — столько поросят и барашков, а больше всего здоровья и радости, аминь, Боже, дай!». Положайник символизирует волхвов, которые, следуя за звездой на востоке, пришли поклониться новорожденному Христу. Хозяйка посыпает гостя пшеницей и одаривает подарками. Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная с копченым свиным мясом, пирог с каймаком (это очень вкусные сливки или сметана, створоженные, как сыр, каймак делают только в странах бывшей Югославии), «пребранац» — вареная фасоль с растительным маслом и луком и другие. Кульминация празднования Рождества — преломление погачи — домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку. После того, как пирог готов, хозяйка ставит его на стол, на котором будет накрыт рождественский обед. Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его съедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш». Затем наступает время разламывать погачу. Сначала ее вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. После разламывания погачи все поздравляют друг друга с праздником. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год. В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы. Накануне Рождества эта связка вместе с вертелом вносится в дом и ставится под иконой святого — покровителя семьи, у восточной стены дома или квартиры. Зажигается свечка и лампада, что является символом огня и очага. Затем дом обносится кадилом с тамьяном, произносятся молитвы, весь вечер сопровождается духовной музыкой. На третий день праздника вечером из дома выносится солома, которую развевают затем над полями и лугами. Так заканчивается праздник Рождества. После Рождества все чувствуют благодать, полны любви и доброты. Рождество Христово — во многом детский праздник, так как в этот день, говоря словами сербского протодиакона Любомира Ранковича, родилось «самое прекрасное и святое дитя в истории человечества». Праздники продолжаются и далее: в день Святого Богоявления (19 января), в день святого Иоанна Предтечи (20 января) и святого Саввы Сербского (27 января).
Рождество Христово в Эфиопии
7 января православные Эфиопии отмечают праздник Рождества Христова. Рождественская служба в Эфиопии проходит как в старинных церквях, вырезанных в скале из вулканических пород, так и в современных храмах. Народ Эфиопии с особым благоговением относится к храму. Люди начинают креститься за несколько сот метров до храма, некоторые ползут к нему на коленях. «Ганна», рождество по-эфиопски, начинается с того, что каждому входящему в церковь раздают свечи. С зажженной свечой человек обходит церковь три раза и лишь затем стоит всю литургию. Богослужение в Эфиопской Церкви продолжительное. Накануне праздника оно начинается вечером и часто длится всю ночь. Женщины и мужчины в храме молятся раздельно: женщины — по правую сторону, а мужчины — по левую. В рождественскую ночь город наполнен паломниками. Всю ночь они молятся на улице и поют псалмы. Утром все верующие образуют яркую и нарядную процессию, которая идет на близлежащий холм. Там служится Божественная литургия, а потом каждый вкушает из рук другого верующего один кусочек доро уот (тушеный цыпленок с пряностями, который лежит в красочно украшенных корзинах). Эфиопы пекут инжеру, огромную лепешку из дрожжевого теста. Она служит одновременно и тарелкой, и салфеткой для того, чтобы взять кусочек цыпленка.
Новогодних каникул с радостным нетерпением ожидают дети и взрослые. Длительные зимние каникулы дают возможность отдохнуть от суеты рабочих будней, уделить внимание близким людям, отправиться в путешествие, поездку. Продолжительность январского отдыха меняется ежегодно: она зависит от дней недели, на которые выпадают праздники в январе 2021.
В январе 2021 года будет 31 календарный день, 13 рабочих дней, 18 выходных и праздничных. Официальные январские праздники 2021 – это Новый Год, Рождество Христово. А выходные будут переноситься дважды.
Эта информация поможет заблаговременно составить трудовой график, грамотно распланировать личное время.
Календарь нашего информационного портала расскажет вам о государственных, официальных праздничных днях, о празднествах православных, народных, международных, профессиональных, необычных. С нами вы не пропустите ни одного знакового события, интересной даты!